Маркировка молочных продуктов — всё, что нужно знать в 2021 году

Эксперимент по маркировке молочных продуктов начался 15 июля 2019 года. С 2021 года она уже становится обязательной для ряда молочных продуктов. Сыр и мороженое маркируются с июня этого года, а с сентября обязали маркировать остальную «молочку» со сроком годности более 40 суток — молоко, творог, йогурты и т.д.

В статье разберем главные вопросы — кто и когда должен маркировать молочную продукцию, как подготовиться и какое оборудование нужно для маркировки товаров.

Маркировка молочных продуктов — всё, что нужно знать в 2021 году

Зачем нужна маркировка молочных продуктов?

По данным Россельхознадзора в 2018 году из общего объема исследованных молочных продуктов 21,6% оказалась поддельной. Таким образом, каждый пятый продукт на прилавке не соответствует заявленному качеству.

Натуральное молоко заменяют сухим, молочный жир — растительным, добавляют небезопасные загустители, стабилизаторы, консерванты и даже антибиотики. Подделку производят в антисанитарных условиях, с несоблюдением технологий и температурных режимов. Результат — продукт содержит бактерии, вызывающие кишечные и желудочные заболевания.

Внедрение маркировки призвано урегулировать молочный рынок благодаря отслеживанию пути каждой единицы товара. Все сведения передаются в национальную систему мониторинга, откуда каждый потребитель получает информацию о производстве, продаже или списания продукции.

Маркировка не только стремится обезопасить здоровье граждан, но и защитить честный бизнес от недобросовестных конкурентов. Из-за контрафакта теряется ежегодно миллиарды рублей.

Маркировка молочных продуктов — всё, что нужно знать в 2021 году

Кто должен маркировать молочную продукцию?

Больше всего изменений в работе будет у производителей. Они должны заказывать и наносить коды маркировки на упаковку, поэтому им требуется оборудование для печати этикеток.

Дистрибуция и торговля только сканирует коды — им необходимо приобрести онлайн-кассу, 2D-сканер или ТСД и перейти на ЭДО.

Производитель подает в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот. Он заказывает через «Честный знак» коды маркировки и затем наносит их на готовый товар. Перед отправкой продукции он должен создать электронный универсальный передаточный документ (УПД) с указанием кодов маркировки и затем отправить его дистрибьютору и в «Честный знак» с помощью ЭДО.

Импортёр заказывает коды в «Честном знаке» и отправляет их экспортеру для дальнейшей печати этикеток. Экспортер клеит на упаковку этикетки и отправляет его. После прохождения таможни импортер сообщает «Честному знаку» о введении продукции в оборот.

Дистрибьютор проверяет коды на товарах с теми, что указаны в УПД импортера или производителя. Затем он отправляет сведения в «Честный знак» о принятии товара через ЭДО. Каждая дальнейшая продажа в розничные магазины сопровождается электронным УПД со стороны дистрибьютора.

Розничный магазин через ЭДО регистрирует получение молочных продуктов от дистрибьютора. В дальнейшем каждая продажа продукта фиксируется через онлайн-кассу магазина в «Честном знаке».

Общепит через ЭДО фиксирует получение молочных продуктов от дистрибьютора. Перед использованием продуктов в приготовлении блюд необходимо вывести из оборота коды маркировки. Для этого каждый товар сканируется и списывается с указанием причины «Для собственного оборота».

Если общепит не только использует «молочку» в приготовлении блюд, но и продает, то он должен применять онлайн-кассу. Факт о продаже маркированного товара через нее будет попадать в “Честный знак”.

unsplash
unsplash

Фора есть у фермерских и сельскохозяйственных организаций, которые самостоятельно продают собственную продукцию. Они должны приступить к обязательной ее маркировке к 1 декабрю 2022 года.

В маркировке не участвуют компании, оказывающие услуги для реализации молочных продуктов, а именно:

  • логистические и почтовые услуги по доставке;
  • связанные с предпродажной подготовкой, сборкой и упаковкой;
  • услуги в рамках агентских договоров/договоров комиссии.

Сроки маркировки молочных продуктов в 2021 году.

В 2021 году нужно запомнить три основные даты, которые связаны с маркировкой молочных продуктов:

1 июня 2021 года. Началась обязательная маркировка сыра и мороженого.

1 сентября 2021 года. Внедрение обязательной маркировки молочных продуктов со сроком годности более 40 дней.

1 декабря 2021 года. Штрих-коды обяжут наносить на молочные продукты со сроком годности менее 40 дней. С этой даты розница и общепит при продажах должны будут фиксировать выбытие маркированных товаров через онлайн-кассы.

Розничным магазинам необходимо заранее подготовиться к маркировке молочной продукции — приобрести онлайн-кассу и ФН-М, которые работают с маркировкой, а также 2D-сканера.

Также до 1 декабря 2021 года новую немаркированную «молочку» или остатки со склада можно продавать или использовать для собственных нужд без отчета перед «Честным знаком».

Как подготовиться к маркировке?

После старта обязательной маркировки товаров у организации или индивидуального предпринимателя есть всего семь дней, чтобы начать работать в системе «Честный знак».

Для того, чтобы приступить к маркировке молочных продуктов, участники товарооборота должны:

  • Оформить УКЭП — усиленную квалифицированную цифровую подпись. Ее получают только в удостоверяющих центрах с аккредитацией от Минцифры РФ. Оформляется на руководителя организации. Если вы уже приобретали ранее УКЭП для других целей, например, для участия в госзакупках, то такая тоже подойдет.
  • Зарегистрироваться в «Честном знаке». Загрузить документы с использованием УКЭП, пройти проверку системы. После одобрения заявки заполнить анкету участника и заключить договор.
  • Закупить оборудование для работы. Подробнее о том, какое оборудование нужно производителю, дистрибьютору или рознице читайте в нашей статье.
  • Подключить ЭДО — электронный документооборот. Все данные в «Честный знак» отправляются из электронного УПД. Чтобы обмениваться электронными документами, необходимо заключить договор с оператором ЭДО.

После совершения этих действий производитель приступает к заказу кодов маркировки, наносит их на продукцию и таким образом вводит в оборот. После этого товары передаются другому участнику оборота с помощью электронного УПД, переданного через ЭДО.

Штрафы за отсутствие маркировки молочных продуктов.

За производство молочной продукции без средств идентификации:

  • для организаций — от 50 до 100 тыс. рублей;
  • для сотрудников — от 5 до 10 тыс. рублей.

За совершение действий с «молочкой» (перевозка, хранение, реализация) без передачи данных в систему «Честный ЗНАК»:

  • для организаций — от 50 до 300 тысяч ₽;
  • для сотрудников — от 5 до 10 тысяч ₽;
  • для граждан — от 2 до 4 тысяч ₽.

Помимо штрафов нарушителей ждет конфискация товара. При нарушениях в крупном размере от 400 тысяч рублей предусмотрено уголовное наказание по статье 171.1 Уголовного кодекса.

Внимание! Если продукты вступили в оборот до даты начала обязательной маркировки, то это не является нарушением. Маркировать остатки молочных продуктов не нужно, а утилизировать их можно только по истечению срока годности.

Контроль за оборотом маркированных товаров осуществляют Роспотребнадзор, ФНС России и Федеральная таможенная служба (ФТС).

Материал составлен компанией АЗУР ПОС — производителе ККТ и официальном дистрибьюторе оборудования брендов Zebra, Honeywell, Mertech, ШТРИХ-М и др.

Подписывайтесь на наш инстаграм: @azurpos

Также полезно почитать:

44
1 комментарий

А платит как обычно конечный потребитель, спасибо, мне эта маркировка очень нужна была, лично Терешковой письма писал )