Зачем банки создают проекты для детей и почему в России это непросто

Как в нашей стране повышают финансовую грамотность детей и подростков — читайте в блоге.

Зачем банки создают проекты для детей и почему в России это непросто

Дети и подростки постоянно совершают цифровые микроплатежи: расплачиваются за стикеры, покупают игры, переводят деньги ровесникам. Это подтолкнуло банки и стартапы не только к разработке детских и молодежных продуктов, но и к поиску новых способов обезопасить детей и их деньги.

Подростки сами хотят повысить свою финграмотность

38% родителей, согласно исследованию Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), не обсуждают с детьми тему финансов и не делятся с ними хотя бы элементарными знаниями.

Уровень финграмотности у самих родителей достаточно низкий: в среднем — 54 балла из 100.

При этом, по результатам опроса НАФИ, 75% подростков в России заявили, что хотели бы повысить свою финансовую грамотность. И им приходится делать это самостоятельно. Дети и подростки — наиболее уязвимая для мошенников категория населения. И они понимают, что знания в финансовой сфере позволят им не только увеличить благосостояние в будущем, но и экономически обезопасить себя.

Как сегодня повышают финграмотность в России

В школах внедряют уроки финграмотности, в интеграции государства с различными организациями выходят мультфильмы, подкасты, лекции и игры. Но, согласно статистике того же ФОМ, этого мало. К работе подключаются банки и финтех-стартапы. В традиционные продукты, например, мобильные приложения с прикрепленной детской картой, добавляют элементы геймификации.

Согласно рекомендациям Всемирного Банка детские и подростковые банковские продукты должны соответствовать следующим критериям:

  • ребенку должен быть разрешен доступ к открытию счета и возможность управлять им;
  • информация по счету должна быть адаптированной к возрасту и легко читаться;
  • банки должны обеспечивать защиту персональной информации, гарантию сохранности денежных средств;
  • для детских продуктов не должно быть комиссии;
  • продукты должны быть, в первую очередь, ориентированы на финансовое и экономическое образование.

В России детские банковские продукты стали появляться только в 2019 году, этот рынок ещё не сформирован. Пока главное отличие банковских продуктов в России от тех, что предлагают европейские страны, Сингапур или США, в том, что карта ребенка полностью находится под контролем родителя и привязана к его счету. Это обусловлено российским законодательством. По той же причине в России нет подростковых кредитных счетов и вкладов. Родители могут лишь подключить ребенка к своему счету.

Несмотря на ограничения, банки в России находят возможности повышать финансовую грамотность детей и подростков. Например, в учебнике Т—Ж собраны десятки статей и советов по финансовому воспитанию для родителей, у «Сбербанка» есть онлайн-школа финграмотности для детей. В России представлено несколько детских банковских мобильных приложений — к примеру «Свой круг. START», SberKids, Тинькофф Джуниор. Они помогают ребенку освоить азы финграмотности с помощью игровых механик, копилок, заданий с лимитами и накоплениями.

SBI Банк в 2019 году разработал детское мобильное приложение «Свой круг. START» — оно помогает воспитывать сберегательное поведение, формировать понятие бюджета, помогает принимать взвешенные финансовые решения. Например, родитель может установить любые задания ребенку. При успешном выполнении, ребенок получает вознаграждение. Так в игровой форме он приобретает понимание ценности денег. Еще одна функция приложения - лимиты, за которые ребенок не может выйти. Установив лимит в приложении, родитель может быть уверен в том, что ребенок не потратит больше, а дети учатся делать покупки, исходя из бюджета. И еще одна функция — виртуальная копилка, куда ребенок складывает сбережения — её можно «разбить», после чего средства переходят на счет, открытый для ребенка. Подробнее о сервисе «Свой круг. START» читайте на сайте.

Как банки заботятся о безопасности детей?

В первую очередь, детская карта выпускается в дополнение к родительской. Ребенок не обладает полным спектром возможностей безналичных платежей. Родители могут устанавливать лимиты по тратам, ставить запрет на покупки в интернете или настроить sms-уведомление с кодом подтверждения при совершении цифровых платежей, просматривать историю расходов. Кроме того данные детской карты нельзя сохранить на сайте при оплате.

Основной опасностью перед мошенниками остается разглашение данных карты. Поэтому важно предупредить ребенка, что их нельзя передавать посторонним. Для этого банки выпускают для детей карты без стандартных данных — на них нет CVV/CVC-кода и номера. А ещё придумывают различные варианты бесконтактной оплаты: от возможности расплачиваться телефоном до маленьких гаджетов.

Например, SBI Банк предлагает детям брелок в качестве универсального платежного инструмента. На нем нет имени владельца, номера карты и CVV/CVC-кода. Даже потеря брелка не страшна, так как при помощи мобильного приложения родителя средства с гаджета моментально выводятся на родительскую карту, мини-карта блокируется, а отсутствие данных на самом брелке гарантирует максимальную безопасность перед мошенниками.

А какими инструментами пользуетесь вы для воспитания финансовой грамотности у детей? Каких функций не хватает в приложениях?

1212
23 комментария

Для воспитания финансовой грамотности у детей достаточно двух книг: "Приключения Буратино" и "Незнайка на Луне".

16

А "Приключения Чиполлино"?

а потом дети вырастают, берут кредит на айфон и живут от зарплаты до зарплаты

 26 лет на российском рынкевпервые слышу об этом банке

2

Заставьте детей носки и трусы самим себе покупать — сразу станут финансово грамотными.

Ну и читайте детям "Финансиста" Драйзера.

1

от***итесь от детей

1

Вопрос SBI-банку: какое у вас хоть одно мало-мальское преимущество, чтобы хранить деньги в вашем банке (читай пользоваться вашими продуктами)? Вы мелкий банк из девятой сотни - не сегодня-завтра лицензию отнимут, как кто-то в здравом уме будет держать у вас деньги?