Мой опыт заработка на музыке

Всем привет. Меня зовут Андрей, мне 28 лет и около года назад я принял решение сделать музыкальную деятельность своим основным занятием.

Этот лонгрид не является "историей успеха", поскольку мой путь по прежнему очень туманен. Я совершил и продолжаю совершать много ошибок (вероятно, иначе и не бывает) и к какому то более менее приличному и стабильному доходу прийти пока не смог. В этом плане, возможно, что этот текст стоит рассматривать в качестве пособия "как не делать", либо как беллетристику. Информативным он окажется для тех людей, кто так же как я — только начинает путь, либо лишь начинает задумываться об этом. Для опытных и успешных людей в индустрии он подойдет в качестве чтива, которое вызовет ностальгические воспоминания. Но я, разумеется, буду рад и благодарен любому мнению, совету, жизненному опыту.

В первой части я расскажу немного о себе, как пришел к этому. А во второй — перечислю те способы заработка, которые успел попробовать. Также в тексте будут мало затронуты технические моменты, все же это сайт немного про другое, больший упор на цифры, какие то моменты касающиеся договоров, а также личные мысли, эмоции и прочее. Если какая-то часть вам покажется мало раскрыта, смело задавайте вопросы. Раскрою ее в комментариях или отдельной статьей. Приятного чтива!

Немного о себе

К музыке я пришел, как и многие, достаточно случайно: в 2008 году я увидел как моя двоюродная сестра что-то тыкает на компе и из этого получаются какие-то звуки. Я этим особо не заинтересовался, но через некоторое время диск с этой программой (это были «фрукты» третьей версии) попал ко мне в руки. И тут понеслось...

Первый заработок произошел спустя несколько лет. Я разместил на PromoDJ пост «Сделаю вам трек под ключ» (тогда мне казалось, что я пишу невероятно круто, но я ошибался). Через некоторое время мне написала одна женщина. Она занималась созданием рекламы и ей был нужен трек, похожий на уже существующий, с чистыми правами, так сказать. Это был достаточно типовой «Epic Dramatic Sports Uplifting и еще куча эпитетов на английском» с какого-нибудь аудиостока типа Audiojungle. Но на тот момент это был совершенно новый и сложный опыт для меня (у меня нет музыкального образования и на тот момент я не был знаком с музыкальной теорией). Но я справился и заработал 2500 рублей (около 80 долларов на тот момент). Это были небольшие деньги, но было очень приятно.

В то время я был студентом и подрабатывал монтажником слаботочных систем: устанавливал камеры наблюдения, кидал сеть и т.п. Как мне казалось, временно, до тех пор пока не выстрелит мое музло. В итоге это «временно» отучилось со мной в универе, дождалось из армии и было моим верным спутником до конца 2020 года.

И здесь я готов дать первый совет: если имеете амбиции и некоторый интеллект, то постарайтесь не лезть в это болото. В него легко попасть, оно очень затягивает и из него очень непросто выбираться. Если вы уже в него попали, то чем раньше начнете выбираться, тем вам будет проще.

Следующие мои заработки на музыке были очень скромными: 25-100 рублей за квартал (да, все верно: рублей за квартал) от одного из лейблов (Soundfield), где я выпускал свою музыку. На самом деле, я больше не встречал лейблов без минимального порога. Выплаты происходили пару-тройку лет. Итоговый заработок не превысил 1000 рублей.

Все вышеописанное могу относить к этапу баловства, любительства и т.д. Далее буду расписывать не в режиме биографии, а по категориям.

И прежде, чем перейти к перечислению, хочу вставить ремарочку: за год-два до полного перехода на музыкальную деятельность я начал пытаться относиться к этому делу именно как к работе, а не к отдыху в выходные. Возможно, звучит как очевидность, но это мне дало навык делать музло не только тогда, когда «прет». Также благодаря этому я стал меньше забрасывать начатые проекты.

Тем не менее, позже мне еще пришлось бороться с перфекционизмом в угоду выгоде. И здесь перехожу к еще одному совету:

Посчитайте примерную реальную текущую цену своего времени. Выявите примерную рыночную стоимость услуг, сопоставимых по качеству с вами. Исходя из этого составьте нормативы по времени работы над тем или иным элементом и старайтесь их соблюдать. И да, если вы можете сделать неплохой трек за два дня, то если вы поработаете над ним 10 дней, то скорее всего гораздо лучше он не станет (а может даже станет хуже).

Школа электронной музыки

Когда началась пандемия, я не знал, что будет с моей работой монтажником и начал думать над альтернативными методами заработка. В итоге в тот период я построил задел для трех видов заработка: школа электронной музыки, аудиостоки и фриланс биржи. Сначала о первом.

Идею со школой предложил мне брат и он мне помогал с продвижением. Работали по схеме бесплатного вводного урока и широкого спектра предметов для обучения. По факту — на бесплатном уроке я просил потенциального клиента прислать свой трек и исходя из того, что я слышал, подбирали индивидуальную тему. В итоге провел около 10 бесплатных уроков и 3 платных занятия по 1500 рублей за каждое. На рекламу потратили примерно столько же. Рекламировали через таргет ВК и яндекс (гнали трафик на лендинг).

Опыт хороший, но затормозили по нескольким причинам: преподавательская деятельность оказалась мне не совсем по душе, не очень верно рассчитали стоимость, у брата не было времени на дальнейшее продвижение, у меня возобновилась «работа мечты» (монтажи).

У внимательных читателей может возникнуть резонный вопрос: «Как ты учил музыке, если нет образования и не знаешь теории?». Музыкальную теорию я на тот момент уже знал (основы, которых более чем хватает для создания танцевальных треков) и активно продолжал (и продолжаю) изучать, но занятия в основном были посвящены именно сведению, аранжировке и т.п. Эти вещи я знаю достаточно неплохо.

Аудиостоки

Примерно в то же время я открыл для себя аудиостоки. Послушав разные треки из разных категорий (в том числе проанализировал топы за разные периоды), я понял, что это вполне мне по силам. У меня имелась парочка треков, которые я никуда не мог пристроить, а также пара битов (в тот же период я попробовал поделать биты для рэпа, но быстро понял, что все же стоит слушать такую музыку постоянно, чтобы быть в теме и делать актуальный продукт, поэтому почти сразу отказался от этой идеи), я залил их на Audiojungle и Pond5. Кроме того, я быстро запилил еще несколько треков длительностью 1-2 минуты. И в общем то это дало весьма интересные плоды. Непосредственно с продаж на сайте я заработал около 5 тысяч рублей «чистыми» (комиссия и налоги съедают около 2/3 дохода) и помимо этого через несколько месяцев мне поступило предложение о сотрудничестве от сотрудника одной из ведущих российских компаний, занимающихся видеопродакшном. Им не подходили некоторые условия, предлагаемые аудиостоком и они заключили со мной договор напрямую (у меня нет эксклюзивного соглашения с каким-либо стоком, поэтому я могу заключать такие договоры). По условиям договора я не могу назвать эту сумму, но она больше тех денег, которые принесли мне продажи через сервисы. Плюс это невероятно приятно, когда твой трек используется в рекламе Oreo :)

После этого я долгое время ничего не загружал на стоки, но около месяца назад возобновил это направление. Если у меня получится более-менее постоянно заливать туда материал, то вполне вероятно, смогу написать текст об этом в будущем (хотя их и так хватает).

Если резюмировать, то аудиостоки могут быть неплохим источником дохода, но необходимо постоянно заливать туда свежий материал. Большинство треков купят от нуля до 3 раз, но с каждым треком повышается вероятность залетания в топ. А это уже может быть весьма прибыльно. Также нельзя забывать о специфике треков. Им не нужно быть какими то яркими, оригинальными. Нет, это должен быть весьма шаблонный, будничный фоновый трек, написанный за 3 часа (тратить несколько дней на такую музыку крайне невыгодно). В данном случае количество важнее качества в художественном плане (в техническом все должно быть хорошо).

Биржи фриланса

И опять же, примерно в этот период я зарегистрировался на биржах фриланса: Fiverr, Upwork и Freelancer.com. На данный момент мне есть, что рассказать только о файвере. В целом он имеет наиболее дружественный интерфейс и один из самых популярных в мире.

Долгое время у меня там висели лишь проекты типа Ghost Production, поп аранжировка и «сделаю минус для известной песни». Но, поскольку количество исполнителей для таких работ было огромным, мой проект просто напросто тонул и был никому не интересен. Затем (в апреле этого года) я решил сделать уникальный gig (ваши проекты там называются именно так). И это сработало. Я предлагал потенциальным клиентам сделать Ableton проект для трека, который им нужен (например, если человек начинающий продюсер и ему интересно как сделан трек). Через некоторое время мне написал один заказчик и сделал заказ. Я пошел на некоторое уменьшение цены для него (был выбор заработать чуть меньше или не заработать ничего) и в общем то на данный момент не жалею. Он до сих пор является моим постоянным заказчиком и его отзывы позволили мне привлечь еще нескольких (с ними уже работал за полную цену). На данный момент доход с биржи чуть больше 1000 долларов, с учетом их комиссии 20% мне на руки пришло около 800 долларов.

К сожалению, я пока не добрался до различных методов раскрутки и до реальной работы на других биржах (в ближайшем будущем планирую пробиваться на Upwork), но даже текущий результат в плане отношения денег к затраченному времени считаю для себя неплохим.

Ghost Production

Первый опыт случился в 2019 году. Тогда я за пару дней сделал трек, но в итоге его не купили.

Здесь стоит в двух словах пояснить, как устроены сервисы продажи треков. Я загружал и продавал свои треки через edmghostproduction.com (и в общем то остался всем доволен, свою работу они выполняют достаточно четко, деньги присылают в оговоренный срок). Этот и практически все остальные сервисы работает по принципу маркетплейса: вы отправляете куратору свой трек и все необходимые материалы к нему (разные версии, стемы и инфо о вокале), он определяет стоимость и выставляет его на продажу. По условиям договора, в это время права на трек отчуждены (то есть вы не можете рассказывать всем направо и налево, что это ваша работа). Если трек продается, то права переходят покупателю, если снимаете с продажи, то возвращаются вам. В случае грубых нарушений с вашей стороны (в основном касается нарушения конфиденциальности и нарушения авторских прав при написании трека) может последовать бан от площадки и, если верить заявлениям представителей площадки, то может последовать бан и от других площадок, поскольку они все находятся в более менее тесном контакте (что в общем то вполне возможно).

Итак, в начале 2021 года я решил вновь попробовать что то продать на площадке. Проанализировал, какие жанры продаются, а какие — нет, запилил пиано-хаус. И примерно спустя 3 недели обнаружил, что трек купили. Я заработал около 17 тысяч рублей. "Попёрло!" — подумал я и начал со всем упорством пилить музло. Следующие 4 трека не продались (вернее, один из них все же продался, но через длительный срок и с большой скидкой). И тут я увидел, что как горячие пирожки разлетаются дабстеп-треки (я до сих пор не могу понять, почему он по прежнему популярен). Никогда прежде я не делал дабстеп, но моих навыков уже вполне хватало для того, чтобы суметь сделать неплохой трек практически в любом жанре. И в общем то, это оказалось правдой. Первый дабстеп трек улетел через несколько часов после публикации. Но второй продался позже и со скидкой. К этому времени мне, если честно, надоело делать работу и каждые 3-5 часов смотреть — получу ли я за нее деньги. И я решил перестать возлагать какие то надежды на такой вид заработка.

Резюме: хорош как дополнение к другому основному занятию. Либо, если умеете шлепать в день по крутому треку, можете получить более менее реальную вероятность продажи 3-4-5 треков в месяц (или больше), которые позволят вам зарабатывать в районе 1000 долларов.

И, наконец, приходим к самому интересному.

Производство сэмпл паков

Разумеется, сэмплами я начал пользоваться в тот же момент, когда начал заниматься музыкой. Но вплоть до 2020 года почему-то в голове плотно сидело мнение, что это невероятно сложно и что для создания сэмплов ударных нужно самому записывать живые барабаны, либо знать какой то великий секрет. Но один мой знакомый рассказал, что занимается созданием сэмпл паков и зарабатывает на этом неплохие деньги. Поскольку этот знакомый значительно младше меня, то у меня сразу появились мысли по типу «Да он этим занимается всего-ничего, у меня ж навыки выше и т.д., я тоже смогу». Наверняка, каждый из вас так или иначе сталкивался с такими размышлениями.

И здесь вновь стоит сделать небольшую ремарку. Каждый раз, когда вы будете думать таким образом, задайте себе пару вопросов:

1) А с чего вы взяли, что у вас навыков больше? (в общем то на этом даже можно заканчивать)

2) Если у вас действительно больше навыков и опыта, что вы делаете не так?

После этого я начал пробовать сам сделать демонстрационный пак для отправки различным лейблам. Многие берут за основу чужие сэмплы из современных паков, либо винтажные сэмплы из драм-машин. Я решил пробовать создавать их с нуля (from scratch, так сказать) и в целом это оказалось достаточно нетрудно. В это время я продолжал работать монтажником, поэтому не отдавался этому делу на 100% и вот ближе к октябрю 2020 года я стал окончательно понимать, что нахожусь не на своем месте. Я решил отправить предложения лейблам. По ряду причин выбор пал на Sample Tools by Cr2. Я отправил им предложение и через несколько дней мне пришел положительный ответ по типу «Да, давай, вот наши требования для пака, приступай». Обговорили денежный вопрос. Это была далеко не самая большая сумма, раскрывать ее я опять же не могу, но это было сравнимо с официальной средней заработной платой в России по версии Росстата. По схеме полного выкупа пака.

Это был ноябрь 2020. Начав делать пак, я решил приобрести новый компьютер, поскольку старый на базе i3 уже совсем не тянул проекты (и в общем то, не смотря на невыгодный кредит и прочее, я не жалею о приобретении, без него работать было бы в разы труднее). Декабрь был трудным, поскольку мне нужно было доработать на старой работе, а по вечерам, придя домой, я пилил сэмплы. Доделал я их в десятых числах января. Если бы я занимался только ими, то предполагаю, что это заняло бы около 3 недель интенсивной работы.

И здесь начинается определенный жизненный опыт. Опыт, очевидный на словах и оказавшийся, почему-то, неочевидным на деле. Договаривайтесь на берегу обо всех деталях. Я был в полной уверенности, что выплата произойдет после передачи пака и каких-то действий по проверке качества, плагиата и т.д. Это казалось мне логичным и очевидным, ведь они полностью выкупают продукт. На деле оказалось, что оплату они произведут в течение месяца после релиза. При этом вопрос о примерных сроках релиза оказался проигнорирован. Поскольку работа уже была сделана, я решил, что ладно, подождем, денюжки нужны. Релиз состоялся в мае, деньги я получил в середине июня.

Несмотря на то, что это довольно сильно обмануло мои ожидания, я все же доволен этим этапом.
1) Я сделал продукт, не обладая практически никаким опытом его создания и получил за это деньги. Прослушав результат, приобрел некоторое понимание того, как их нужно делать, выявил кучу своих ошибок при создании.
2) Я понял, что не нужно полагаться на один рынок сбыта (если можно так выразиться): в результате того, что на полгода я остался без денег, мне пришлось развивать другие направления в стрессовой обстановке. В общем то, это неплохо закаляет.
3) Я понял на практике, насколько важно обо всем договариваться на берегу. Хотя бы частично лишился инфантильности.

Резюмирую: способ заработка очень хороший и по прежнему может приносить хорошие деньги (значительно больше, чем получил я). Создавать с нуля их вполне возможно, особенно если вы умеете играть на каких либо инструментах и есть возможность их записывать (если не умеете играть, но хорошо умеете редактировать, то тоже нет никаких проблем сыграть, например, пару аккордов и правильно выстроить их ритмически). В обозримом будущем планирую снова заняться этим и, возможно даже попробую издавать их самостоятельно (а почему бы и нет).

Итоги

Подводя итоги, могу сказать, что в моем случае они неоднозначные. С одной стороны я допустил и продолжаю допускать кучу ошибок и ожидания не совсем сходятся с реальностью. Главными, даже вернее будет сказать — глобальными моими проблемами остаются некоторая инфантильность (в том числе романтизм временами превалирует над практичностью) и ужасный тайм менеджмент. Я по прежнему не сумел добиться какой-либо стабильности дохода (или точнее сказать, прогнозируемости, стабильность все же не совсем подходит для фриланса)
Но есть также и положительные стороны:

Во-первых, я вырвался из лап нелюбимой и не самой квалифицированной работы. Считаю это важнейшим плюсом.

Во-вторых, я начал хоть как-то самостоятельно думать, искать возможности и просто-напросто вести какую-то активную деятельность. Это на самом деле очень интересно, когда до этого ты много лет был по сути наемным работником.

В третьих, я довольно много и несистемно бросался на те или иные источники заработка. Например, если бы после отправки одного сэмпл пака я сразу приступил бы к следующему, то, вероятнее всего, мое текущее финансовое положение было бы значительно лучше. Но на тот момент я не знал, когда мне заплатят деньги и заплатят ли вообще.

Также стоит упомянуть о том, что музыка (в моем случае — электронная) — это все же больше для людей фанатичных и увлеченных. С большой долей вероятности, если вы ищете способ зарабатывать большие деньги, то в других сферах вам будет их проще найти при прочих равных (при той же энергичности, разумном подходе и наличии интеллекта). Эксперты (диванные и реальные) скажут, в чем я неправ, но если обывательски сравнивать объем рынков за 2018 год (потому что беглый поиск, за 3 вряд ли ситуация перевернулась вверх дном), то музыкальный рынок России оценивался примерно в 600 млн долларов, то, например, рынок одежды — 33 млрд. Разница более, чем существенная.

Жду в комментариях ваших мнений, советов, историй, опыта и прочее прочее прочее. Для меня и для других не очень опытных людей будет это будет невероятно ценно. Ну и, конечно, задавайте свои вопросы. Спасибо!

105105
88 комментариев

Ну в принципе тебе не надо останавливаться, развитие слуха и навыков будет продолжаться и давать свои плоды. По поводу образования тоже не заморачивайся, примеров достаточно, взять того же Иманбека: вчера рельсы чинил, сегодня грэмми берёт и вся страна беснуется и он теперь говорит, мол ребята, от 10k$. Хотя по сути ничего такого и не сделал, взял один ремикс, наложил сверху звуки домбры - людям понравилось.

10
Ответить

Конечно! Спасибо за добрые пожелания

Вообще музыкальное образование, разумеется, дает неплохое преимущество, но не является чем-то исчерпывающим: знаю кучу людей, которые вполне успешно работают в этой сфере (и молодых, и зрелого возраста) и примерно столько же, кто имея за плечами консерваторию, не смог найти себя (все таки стоит учесть, что классическое музыкальное образование лишь отчасти поможет в звукоинженерии)

Насчет слуха, кстати тоже интересная ситуация: поскольку очень много лет я подбирал свои мелодии и пытался копировать чужие, не зная теории, это дало хороший опыт в плане развития гармонического слуха. Начав позднее изучать теорию, уже мог достаточно легко ориентироваться в плане настроения, эмоциональной составляющей и прочих вещей

7
Ответить

Послушал пару ваших треков и заметил "стандартность" подхода к жанру.
Имхо что-то стреляет на довольно простом мотиве. Если таки послушать песни с чартов - они все сильно отличаются от остальных песен исполнителя, которые, впрочем, довольно однообразны. Тот же Weekend, 2-3 песни интересные, остальное однообразно.

Если говорить про отдельные треки, то Phantogram вне конкуренции. Вокал обычный, но сама музыка абсолютно разная и каждый трек не смешивается с другими (чего не сказать про реперов, edm, house и тд)
В общем чтобы было круто - нужно сделать максимально необычные 10 секунд трека и "что-нибудь на оставшееся время", таких желательно альбом дебютный (так делали все открытия года несколько помню)

Это наверное не ваша тематика, но довольно интересно делает yetep. Песни его исполнения так себе, но как dj более чем хорош. https://soundcloud.app.goo.gl/zm2bD

Я не музыкант, но со стороны инженера вижу, что он берет интересный вокал или моменты из известных треков длиной 5-10 секунд и качественно их склеивает в один продукт. 25к подписчиков (но он в офлайне ещё работает в CA). Не знаю можно ли такие штуки монетизировать вообще

Человек ничего не зарабатывает на своих треках, но такие комментарии на саунде дороже денег

7
Ответить

Спасибо за прослушивание! ПРо свои треки конечно не могу объективно судить, но да, согласен, те что были релизнуты - достаточно стандартные.

Послушал Phantogram - скорее все таки не мое. Из интересных исполнителей могу отметить например Jon Hopkins (его Emerald Rush, Open Eye Signal и Collider это нечто) и Bicep. Ну и кучу других артистов, которых вот так сейчас не вспомню) Слушаю я далеко не только edm.

По поводу yetep: на самом деле вполне вписывается в рамки стандартного Melodic Dubstep и Future Bass. Треки очень качественные, вопросов нет)

Насчет "ничего не зарабатывает" - спорно. ВО первых, у него несколько треков с неплохими прослушками (от миллиона до 8). За миллион стримов в зависимости от стран, в которых слушают он (с учетом комиссии лейбла, дистра, а также с учетом того что там не только он, а коллаборации) он получит (навскидку, очень грубо) от 500-600 до 1500 долларов. Соответственно, за трек, где 8 млн - то же самое, умноженное на 8. Это немного для США, но популярность треков позволяет ему поехать в тур. А это уже скорее всего более-менее существенный доход. Без учета студийной работы.

Насчет дороговизны комментариев - ну не знаю) Любой комментарий хорош, когда он звенит в кармане. Как бы пафосно и бравурно не звучали речи о том, что художник должен быть голодным и прочее - долго творить без финансовой поддержки невозможно. Плюс хороший доход позволяет делать крутые клипы, шоу и тд. Это все вызывает эмоции и заставляет также сильнее любить музыку артиста. 

Ну если глянуть биографию многих прекрасных групп (например Radiohead), то внезапно оказывается, что все лучшие песни и альбомы были записаны после начала сотрудничества с большими лейблами или отличными продюсерами/сонграйтерами. Следовательно, на тот период в них начали вкладываться какие то деньги

2
Ответить

Все не прочёл но больше всего понравилось - заработал 100 руб на собственных треках на год не знал что делать дальше и конечно же открыл собственную школу ))) все что надо знать про современнное обучение и тренеров 😂

3
Ответить

Криминальное чтиво полностью не смотрел, но там Траволта посрать сходил. Все что надо знать про классику кино

8
Ответить

Круто, ты молодец, продолжай работать и тестировать направления. От меня один вопрос- ты пытался продвигать свое творчество в ТикТок? 

3
Ответить