Словакия как стартовая площадка для переезда в Европу

Опыт поступления в словацкий технический вуз в Жилине и трудоустройство после выпуска. Часть вторая: трудоустройство.

Братислава. Мост СНП через Дунай
Братислава. Мост СНП через Дунай

В первой части я рассказывал об опыте получения образования в Словакии и подработках во время учёбы, а также планах на будущее. Ниже опишу процесс оформления ФЛП, его закрытие и трудоустройство по контракту.

Об особенностях поиска работы в Словакии

Ещё на втором курсе магистратуры я начал искать работу. На тот момент у меня был один год опыта работы режиссером монтажа в Киеве на государственном телевидении. Поэтому я решил продолжать искать работу в этом направлении, оно мне нравится.

Написал резюме на все основные телеканалы Словакии, был на трёх телеканалах на экскурсиях от университета, где тоже пытался лично договориться о практике, стажировке или работе. Увы, не получилось. В итоге только один канал отозвался на моё резюме, но ответ был отрицательный.

В течение трёх дней после окончания учебы необходимо прийти в миграционную службу с документами, подтверждающими образование, после чего выехать из страны. У меня было несколько возможных способов остаться тут, если не найду работу до конца учёбы:

  1. Оформить себя как ФЛП (физическое лицо-предприниматель).
  2. Записаться на курсы словацкого и продлить вид на жительство, чтобы дальше искать работу.
  3. Поступить в аспирантуру.

Второй и третий варианты мне не сильно нравились, так как за курсы надо платить, работать по такому виду на жительство я смогу только 80 часов в месяц, а если найду работу, то его все равно переоформлять.

Это касается и третьего варианта, но за аспирантуру получаешь зарплату примерно €700 в месяц и можешь остаться жить в общежитии. Несмотря на то, что преподаватели предлагали мне подать документы в аспирантуру, я отказался от этого варианта. Просто не вижу себя преподавателем или научным деятелем. За то время, которое я потратил на учёбу, начиная с бакалавриата в Киеве, можно было уже выучиться на врача.

Кстати, средний возраст местных выпускников магистратуры — 25 лет, хотя школу тут оканчивают в 18 лет, бакалавриат в университете длится три года, а магистратура — ещё два года.

Возраст выпускников такой, потому что достаточно много студентов остаются на второй-третий год учёбы в университетах, если им не хватает кредитов для перехода на следующий курс. Я в свои 24 года оказался среди самых молодых выпускников группы. Самому старшему на момент выпуска было 28 лет.

После неудач с поиском работы в больших телекомпаниях я узнал, что один региональный канал ищет режиссёра монтажа. С ними тоже было проблематично связаться, но в итоге работу я получил.

Многие небольшие компании не нанимают сотрудников в штат, так как за них приходится платить достаточно много налогов. Вместо этого сотрудники оформляют себя как ФЛП и работают не в штате, а по фактурам.

И мне тоже пришлось его оформить, об этом ниже.

Налоги

Я в этом вопросе, как говорится в анекдоте, «не Копенгаген». Есть много подводных камней. Например, не облагаемый минимум в €3800 (сумма зависит от прожиточного минимума). Я обратился к бухгалтеру (это тут достаточно популярно), услуги которого обошлись в €80. Он всё пересчитает и выдаст результат, который я впишу в налоговую декларацию и отправлю по почте.

Каждый год до конца марта все предприниматели должны подать декларацию на прибыль в налоговую службу и заплатить налоги. Существуют два способа сделать это: округлённый (паушальный) и точный.

Округлённый

Смысл паушальной декларации на прибыль в том, чтобы не считать каждый чек и потраченную копейку для определения суммы налогов. Ставка по расходам обозначается 60% от прибыли с учётом страховых выплат. Приведу пример:

По выписанным счетам-фактурам за месяц предприниматель получил на свой счёт €1208.

От этой суммы вычитаются минимальный медицинский страховой взнос (€62) и социальная страховка (€146) — из неё идут выплаты в случае утраты работы. По желанию можно договориться о выплатах выше, но скорее всего это будет не выгодно, выплаты по страховке не соизмеримы со взносами.

Остается €1000, 60% которой по паушальному расчёту считается расходами. Получается, что налоги нужно платить только с оставшихся €400.

Подоходный налог:

  • 19%, если годовой доход до 176.8 прожиточных минимумов.
  • 25%, если годовой доход выше 176.8 прожиточных минимумов.

По данным от первого июля 2017 года прожиточный минимум на одного человека составляет €199,48 в месяц.

Итого: Налог на прибыль составит 400*0.19 = €76 в месяц.

Точный

В случае, если расходы составляют более чем 60% от прибыли с учётом страховок, есть смысл вести точный бухгалтерский учёт, собирая все чеки и счета на производство. В таком случае тоже можно делать возврат НДС (20%) с покупок для предпринимательских целей.

Многие словаки при средней прибыли свыше €1500 в месяц оформляют себя не как ФЛП, а как фирму — ООО. Говорят, что это выгоднее в плане налогов, но лично я с этим не сталкивался. И вряд ли это будет выгодно иностранцу, учитывая количество денег, которые необходимо предъявить (об этом читайте ниже).

Физическое лицо-предприниматель. Оформление

Сразу должен предупредить, что опыта оформления физлица-предпринимателя в родной стране у меня нет.

Ещё раз указываю полезный ресурс, где оказывают помощь мигрантам в страну для учёбы, работы или ведения бизнеса.

Для оформления ФЛП необходимы следующие документы:

  • Бизнес-счёт в словацком банке. Справка о хранящихся на нём средствах в размере 20 прожиточных минимумов (для оформления хозяйственного общества, например, ОАО или ООО — 100 прожиточных минимумов).
  • Личный счёт в банке. Справка о хранящихся на нём средствах в размере 12 прожиточных минимумов.
  • Справка о несудимости.
  • Найти ответственного представителя (гражданина Словакии), который, помимо прочего, будет получать вашу почту в случае вашего отсутствия.
  • Место предпринимательской деятельности. Адрес, по которому будет зарегистрировано ФЛП. Его необходимо подтвердить соответствующими документами из кадастра, а также предоставить согласие владельца собственности.
  • Зарегистрироваться в торговом подразделении районного управления (Okresný úrad, odbor živnostenského podnikania).

  • Зарегистрироваться в налоговой службе (Daňový úrad) и получить DIČ (налоговый идентификационный номер).

  • Записаться в торговый реестр (Obchodný register).

Параллельно с записью в торговый реестр можно подавать документы в миграционную службу. Вместе с документами ФЛП нужно подать документы о месте проживания.

Для проживания на съёмной квартире на территории Словакии также понадобится выписка из кадастрового реестра и «почётное заявление» от собственника квартиры о предоставлении места проживания на (не)определённый срок.

Кроме этого, придётся заплатить пошлину в размере €232 в миграционной службе за открытие вида на жительство для предпринимательской деятельности, там же может понадобиться предъявить предпринимательский план. Еще €160 уйдёт на регистрацию в торговом реестре. Также надо оформиться в страховой и отнести справку оттуда в миграционную службу.

Очень рекомендую приносить все документы в миграционную службу вовремя и не откладывать это дело на последний момент. При выдаче вида на жительство нужно подписать документы, в которых обязуешься в течение 30 дней донести справку из страховой и выписку из торгового реестра. Принёс не вовремя — штрафуют на трёхзначные суммы.

В районном управлении нужно регистрироваться как предприниматель уже по определённым сферам труда. При деятельности в свободной торговле справка о профессиональном опыте не нужна. Ремесленникам нужно подтверждение о полученном специальном образовании или лицензии на подобное производство.

Пошлина зависит от количества выбранных видов деятельности. €15 за оформление трёх видов, каждый следующий — €5.

Сбор всех документов у меня занял около полутора месяцев, после чего ещё полтора месяца миграционная служба обрабатывала мой запрос.

Как оказалось позже, закрытие ФЛП доставило больше проблем, чем его открытие.

Почему я решил закрыть ФЛП

Работа по ФЛП у меня занимала совсем немного времени, примерно час-два в день. Понятное дело, что я решил найти себе ещё какую-то деятельность и по возможности совместить эти две работы.

Граждане Словакии могут работать в нескольких местах одновременно в том случае, если это не противоречит законам о нормах труда, и если фирмы, на которые работает человек, не имеют ничего против этого, не конкурируют.

Однако с иностранцами совсем другая ситуация. При получении вида на жительство на пластиковой карте указан его тип:

  • Образование.
  • Разрешение на предпринимательскую деятельность.
  • Разрешение на трудоустройство.

Проблема в том, что нельзя одновременно иметь два типа вида на жительство. Таковы правила именно миграционной службы, так как я обошёл с этим вопросом и налоговую, и торговый реестр, и биржу труда.

Нигде не видели проблемы в том, чтобы я — иностранец — работал одновременно как ФЛП и по контракту с фирмой. Но в миграционной службе мне сказали: «Нельзя». Пришлось выбирать между ФЛП и работой по контракту.

Работа по контракту

Моя работа на региональном телевидении себя не окупала, расходы на проживание и еду превышали мои доходы с учётом налогов. Поэтому я продолжал поиск работы на контрактной основе.

При поиске работы я столкнулся с тем, что мне сложно было добраться до очного этапа отбора. Посмотрев моё резюме, многие компании не отвечали, потому что не горели желанием принимать иностранца на работу из-за сложностей с его оформлением.

На местном сайте поиска работы я нашёл вакансию в фирме, в которой, как я позже вспомнил, работал мой одногруппник. Сначала я отправил резюме и не получал ответа примерно неделю. Потом я решил узнать у одногруппника об этой фирме.

Он предложил мне помочь попасть на интервью. Как оказалось, в компании видели моё резюме, но по причинам, описанным выше, они не сильно хотели связаться со мной. Но в итоге позвали на интервью.

После интервью они сказали, что напишут мне ответ в течение недели, но уже на следующий день позвонили с предложением присоединиться к их команде.

Подобный опыт был не только у меня. Один мой друг, который окончил университет по специальности инженера-конструктора, столкнулся с подобной проблемой. На резюме откликнулись только две компании. А позже он связался по телефону с одной из фирм, которая проводила презентацию в университете, и договорился с ними об интервью.

На собеседовании оказалось гораздо проще «продать» себя и произвести положительное впечатление, чем только в резюме, и он тоже благополучно устроился на работу.

Небольшим фирмам, которым необходимы сотрудники здесь и сейчас, действительно невыгодно искать в команду иностранца. Но я устроился в международную компанию с общим количеством сотрудников более шести тысяч человек, и они могли себе позволить подождать, пока пройдут все необходимые процедуры перерегистрации в миграционной службе.

В целом это заняло около двух месяцев с момента подачи документов до дня начала работы (в период обработки документов работать в фирме запрещено).

Стоимость (пере)оформления вида на жительство для работы по контракту —€165.

Как закрыть ФЛП

Договорившись окончательно с фирмой о работе по контракту, я начал закрывать ФЛП и менять тип вида на жительство на «Разрешение на трудоустройство».

Чтобы закрыть ФЛП, необходимо опять пройтись по всем вышеупомянутым инстанциям.

Дольше всего идёт процесс удаления записей из торгового реестра. Для этого нужно заполнить бланк, в котором указать свои данные, причины для удаления, решение предпринимателя-иностранца об окончании предпринимательской деятельности и согласие со стороны налоговой службы.

Главная проблема, из-за которой теряешь много времени, в том, что проверить документы на правильность заполнения перед их отправкой на обработку не могут даже в самом торговом реестре.

Отправляешь и ждёшь полторы недели, только чтобы узнать, что неправильно сформулировал в бланке причину закрытия. В ответном письме они указывают, что было не так. Но приходится по новой отправлять бланк и ждать ещё полторы недели.

Можно конечно нанять посредника, который соберёт у тебя все документы, подскажет, как лучше, и за тебя их отправит. Такая услуга у моих знакомых стоила около €25. Поэтому, если нет желания самому бегать и разбираться во всём, можно обратиться к ним.

Итоги

Бюрократии в Словакии хватает. Не всё прозрачно и однозначно, но это не худший вариант. Местные говорят, что в Швейцарии ещё больше волокиты с документами (многие ездят туда на заработки).

Мой опыт однозначно полезный — пригодится в дальнейших переездах. Иностранцы могут трудоустроиться в стране и по контракту, и как предприниматели. Единственное «но» — для этого необходимо сюда приехать.

66
17 комментариев

А в Польше ФЛП только гражданам и постоянным резидентам ( карта на 5 лет) , но тут совершенно иной темп и плотность предпринимательства, и как следствие-шансов. Налогов не платить не получится, да и в дальней перспективе-нерационально, а фирму содержать(ООО) в 200 евро/ месяц- уложишься. Миграционная политика сходна, но хватает специалистов которые помогут. А вот радости автоматом 60% выручки зачесть в затраты-нет.

2

работать по такому виду на жительство я смогу только 80 часов в неделюХм, в два раза больше, чем обычная неделя ;)

1

упс, имел в виду 80 часов в месяц, спасибо

Словакия - бедненько, но счастливо) Бюрократия и расходы на проживание и еду превышают доходы с учётом налогов.

1

А ФЛП сколько позволяет жить в Словакии?

Первый раз дают ВНЖ на два года, потом надо продлевать. Для продления надо показать справку из налоговой, что вы работали и заплатили достаточно налогов.

1

Оформить себя как ФЛП (физическое лицо-предприниматель).

Живностник?