Как внедрить продуктовый подход в государственную организацию. Опыт продуктового кейс-чемпионата

Вместе с руководителем направления цифровой трансформации Востокгосплана Марией Никишовой и партнером венчурной студии RocketFounders Андреем Поповым разбираемся, как превратить государственную компанию в фабрику цифровых продуктов и построить культуру изменений, совмещая опыт и прорывные идеи.

Михаил Кузнецов, директор Востокгосплана, и Мария Никишова, руководитель направления цифровой трансформации Востокгосплана
Михаил Кузнецов, директор Востокгосплана, и Мария Никишова, руководитель направления цифровой трансформации Востокгосплана

Потребность в изменениях

Федеральное автономное научное учреждение «Востокгосплан» — государственная организация, интеллектуальный хаб, осуществляющий научно-методическую поддержку, проводящий социально-экономические исследования для Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Институт запускает цифровые проекты, зачастую в партнёрстве с крупными российскими компаниями. Так, Востокгосплан сотрудничает с Яндексом по проекту исследования качества дорог на Дальнем Востоке. Создаются дашборды для принятия управленческих решений по оптимизации городских пространств и территорий для улучшения жизни населения.

<p>Пример визуализации модели туризма в Камчатском крае</p>

Пример визуализации модели туризма в Камчатском крае

С начала лета Востокгосплан занимается разработкой модели развития туристической отрасли. Партнерами в проекте являются компании, предоставляющие консолидированные обезличенные данные. Пилотная модель по Камчатскому краю запущена в сотрудничестве с Мегафоном. Ключевая задача — найти точки роста для туристической отрасли. Благодаря системе производится отслеживание турпотока людей в регионах, формирование сценариев развития туризма и его влияния на экологию, потребности в инфраструктуре, удовлетворенности проживающих на исследуемых территориях жителей. Впоследствии модель может быть распространена и для анализа ситуации в других регионах как Дальнего Востока, так и России в целом.

В 2021 году Востокгосплан представил первую версию платформы Арктик Лабс — математическую модель, которая оцифровывает Северный морской путь и позволяет производить мониторинг развития Арктической зоны РФ. Модель, доработка которой будет осуществляться в партнерстве с корпорацией «Росатом», учитывает различные параметры и позволяет комплексно анализировать инвестиционные проекты и программы развития территорий Арктической зоны РФ, определять «узкие места» в инфраструктуре, включая ледокольное обеспечение, и вырабатывать предложения по устойчивому развитию и оценке влияния на экологию региона.

<p>Визуализация проекта Арктик Лабс</p>

Визуализация проекта Арктик Лабс

«Успешный пилот Арктик Лабс показал перспективы для новых цифровых продуктов, а, когда команда Востоскгосплана продемонстрировала его эффективность, организация стала получать запросы на аналогичные проекты из других регионов», — рассказала руководитель направления цифровой трансформации Востокгосплана Мария Никишова.

По словам партнера венчурной студии RocketFounders, руководителя Московского акселератора Андрея Попова, подобный подход максимально прогрессивен, и в будущем мы увидим новую парадигму, когда у государственных организаций и компаний будут появляться цифровые лаборатории, нацеленные на создание новых продуктов.

Конечно, перейти к потоковому созданию цифровых продуктов в организации получилось не сразу. Мы провели соответствующую подготовку: внедрили и единую информационную систему для обеспечения проектного подхода, и единую базу знаний, элементы Agile, продуктовый подход с полноценными исследованиями потребностей целевой аудитории (на уровне представителей регионов, жителей и других ключевых стейкхолдеров), кроме того, команда начала применять BI системы и системы для сложного моделирования. Это позволило усилить существующую научную базу цифровыми инструментами и поддерживать статус цифровых ученых.

Мария Никишова, Руководитель направления цифровой трансформации «Востокгосплан»

Путь трансформации

Организация развивалась в классической исследовательской парадигме — Востокгосплан ведет свою историю с 1992 года и за это время сформировала существенную научную экспертизу. На протяжении почти 30 лет учреждение проводило исследования сначала под запросы Госплана, Минэкономразвития, а затем и для Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. И чтобы стать современной лабораторией цифровых решений 21 века, организации пришлось пройти путь усовершенствования своей работы, добавив к существующим научным исследованиям продуктовый подход.

Как известно, процесс создания продуктов отличается от традиционных методов проведения научных исследований. Продуктовый подход так же, как и научный, включает проведение исследований, но они фокусируются скорее на пользовательском опыте и запросах конечных потребителей. А результаты таких исследований идут сразу «в дело» — создаются прототипы решений, с помощью которых можно максимально быстро и дёшево протестировать гипотезы.

В результате симбиоз традиционной науки и новых подходов позволил выйти на новый уровень и создавать больше актуальных для принятия управленческих решений инструментов, а также перейти к data-driven подходу. Андрей Попов уверен, что процессы, происходившие в ФАНУ «Востокгосплан», позволившие усовершенствовать работу, скоро станут типичной картиной для всех госкорпораций.

Трансформация образа мышления — одно из приоритетных направлений развития для компаний государственного сектора. На горизонте четырех лет большие госкорпорации должны научиться создавать сверхконкурентные продукты, которые синхронизируются с общим глобальным рынком. Для этого необходимо внедрять элементы продуктового подхода: практики трендвотчинга и тестирования гипотез.

Андрей Попов, Партнер венчурной студии RocketFounders, руководитель Московского акселератора

Среди других направлений, увеличивающих сложность на пути продуктовой трансформации в российских госкомпаниях, Андрей Попов называет повышение эффективности с точки зрения финансового результата и необходимость перехода из B2G в B2C.

Первый фактор связан с недостаточной глубиной проработки экономики проектов в госкомпаниях — часто государственные инициативы не учитывают условия высокой конкуренции и развиваются в иллюзии полной безопасности (как правило, у них нет необходимости самостоятельно привлекать трафик или бороться за долю рынка с аналогичными решениями). Самый эффективный способ справиться с этим препятствием — попробовать самостоятельно продать свой продукт на рынке. В практике венчурной студии RocketFounders есть успешные кейсы, когда это помогало государственным компаниям трансформироваться в сторону продуктового подхода.

Второй фактор проявляется у компаний, которые переходят от оборонного производства на выпуск продуктов для гражданского сектора. Перестроиться с выпуска ракет на создание умных устройств бывает непросто. Для этого в компаниях начинают внедрять программы по внутрикорпоративному предпринимательству. Вместо задач по написанию ТЗ сроком в три недели руководители и сотрудники учатся сразу тестировать гипотезы на рынке. И если там не получается найти реальных клиентов, а продажи не подтверждают выдвинутые гипотезы, — начинается активный поиск коллабораций.

По сути, для эффективных изменений государственным организациям требуется изучить практики, с которыми уже давно работают предприниматели. В Востокгосплане понимали, что изменения важны, при этом организация хотела объединить колоссальный научный опыт сотрудников с новыми технологиями, а также привлечь к созданию продуктов молодых специалистов. Мария Никишова рассказывает, что именно так появилась идея работы с командой всероссийской культурно-деловой площадки Цифровой бал и проведения совместного продуктового чемпионата Продуктон.

Соревнование по изменениям

В конце июня 2021 года Востокгосплан провел кейс-чемпионат Продуктон, на котором любой молодой профессионал до 30 лет мог поработать над полезными и важными вопросами развития Дальнего Востока и Арктики, предложить способы улучшения системы закупок жизненно важных продуктов на отдаленные территории и в целом жизни людей в регионе.

В Продуктоне приняли участие более 160 человек, которые сформировали 46 команд. За полторы недели ребята прошли четыре воркшопа и серию встреч с менторами. Вместе с ex-продакт-менеджером «Меты» Анной Николаевой они познакомились с продуктовым подходом. Андрей Попов помог разобраться в генерации и проверке гипотез. Александр Пичугин, эксперт в области Smart&Sustainable Cities, и эксперт МШУ Сколково в области устойчивого развития и стратегического маркетинга Антон Гололобов провели сессию по сервис-дизайну для городских стартапов, а основатель Fred Partners Дмитрий Гурьев — сессию по питчингу.

«Времени было мало, но по итогам чемпионата участники предложили интересные и перспективные решения», — оценивает результаты Мария Никишова. Среди наиболее удачных проектов она приводит идею создания творческого цифрового пространства в Мурманске, умные браслеты, которые предупреждают туристов об опасных природных явлениях, и начисление бонусов за собранный мусор на популярных туристических маршрутах.

Одна из команд-победителей предложила создать единое приложение для Дальнего Востока, которое «позволит сформировать экосистему, объединяющую все предложения для реализации программ возвратной миграции». По прогнозам участников, грамотное развитие предложенной системы способно увеличить возвратную миграцию на Дальний Восток на 11% к 2030 году.

Другая команда предложила разработать телеграм-бот с внутренней поисковой страницей для сбора, структурирования и представления информации об инвестиционной активности в Дальневосточном регионе. Для повышения прозрачности системы Северного завоза команда участников Продуктона представила детально проработанный проект создания платформы, которая включает закупки, логистику, финансы, аналитику и учитывает потребности разных типов пользователей.

<p>Проект-финалист чемпионата — чат-бот, помогающий вовлекать местных предпринимателей в благоустройство городской среды</p>

Проект-финалист чемпионата — чат-бот, помогающий вовлекать местных предпринимателей в благоустройство городской среды

Продуктовые чемпионы

Сейчас проекты, представленные на Продуктоне, проходят оценку экспертов Востокгосплана, а положительный эффект чемпионата уже можно оценить:

  • Определились направления для дальнейшей проработки — участники чемпионата подсветили простые и масштабируемые решения, которые можно будет развить.
  • Произошла коллаборация экспертов Востокгосплана и продуктовых менторов — началась проработка двух проектов.
  • Сплотилась команда сотрудников организации, занимавшаяся мероприятием, — появилось вдохновение и мотивация проводить подобные кейс-чемпионаты раз в полгода.

Андрей Попов видит в таком взаимодействии плодотворную почву для развития госкомпании в будущем. Во-первых, чемпионат стал инструментом трендвотчинга и тестирования гипотез (по-настоящему необходимых для цифровой трансформации). Во-вторых, организация незамедлительно может интегрировать команды участников чемпионата в свою работу — есть готовые проекты, которые уже сейчас могут создавать ценность для конечных пользователей.

По словам Марии Никишовой, чемпионат позволил оценить важность продолжения фундаментальных исследований — они дают почву для создания новых идей и помогают понять их перспективность, а затем и понимание потребности в новых продуктах. Команда Востокгосплана планирует продолжать делать цифровые продукты на основе исследовательской экспертизы и привлекать компетенции для развития продуктов через партнёров.

Четыре шага к трансформации государственной организации в продуктовую компанию

Проведение продуктового чемпионата Востокгоспланом способствовало развитию организации и позволило привлечь и протестировать новые идеи от молодых профессионалов. Это важные шаги на пути внедрения продуктового подхода. Ниже представлены этапы, которые, по мнению Андрея Попова, проходит государственная компания на пути к продуктовой трансформации. Оцените, на каком этапе находится ваша организация:

Этап 1. Умеем замечать потребности целевой аудитории, сопоставлять их со своими стратегическими задачами и видеть противоречия, мешающие развитию продуктов. Отстаиваем потребности и проблемы реальных пользователей относительно требований на уровне вышестоящих стейкхолдеров.

Этап 2. Масштабируем культуру ценности. Происходит трансформация понимания, что основной критерий эффективности организации — это ценность, которую она создаёт. На этом этапе часто происходит обновление кадрового состава — изменения идут очень динамично, и не все за ними успевают.

Этап 3. Умеем формировать требования к технической команде. Сотрудники организации знают, как вовлекать команду, и разбираются в современных технологиях.

Этап 4. Выстраиваем гибкий процесс работы. Исправляется уверенность в том, что существует только одно большое и понятное ТЗ, которое слепо реализуется. Процесс работы начинает выстраиваться через тестирование гипотез.

В мире продуктов и частных компаний такой процесс звучит достаточно просто и понятно. На уровне государственных компаний и организаций требуется время, чтобы закрепить этот материал и полноценно интегрировать его в рабочие процессы. Открытие новой продуктовой реальности может произойти в среднем за полгода. Однако эффект от этих изменений носит более долгосрочный характер.

77
12 комментариев

Коллеги, спасибо за статью. Сам работаю ГК. Можете посоветовать литературу по внедрению продуктового подхода? лучшу  на английском, спасибо. 

1
Ответить

Денис, здравствуйте!
Рада, что статья была вам интересна! Что касается материалов, могу посоветовать следующее:
Книги:
1. Inspired (https://www.amazon.com/INSPIRED-Create-Tech-Products-Customers-ebook/dp/B077NRB36N) - хорошая книга про продуктовое управление
2. Scrum. Революционный метод управления проектами (https://www.amazon.com/Scrum-Doing-Twice-Work-Half-ebook/dp/B00JI54HCU/ref=sr_1_1?dchild=1&keywords=scrum&qid=1632991406&s=digital-text&sr=1-1) - про agile методологию
3. How Google Works (https://www.amazon.com/How-Google-Works-Eric-Schmidt-ebook/dp/B00HUU13Y0/ref=sr_1_1?crid=2Y5FUQLGMNKJZ&dchild=1&keywords=how+google+works&qid=1632991548&s=digital-text&sprefix=how+google+%2Cdigital-text%2C281&sr=1-1) - про продуктовую культуру в google
4. Product Roadmaps Relaunched: How to Set Direction While Embracing Uncertainty (https://www.amazon.com/Product-Roadmaps-Relaunched-Direction-Uncertainty-ebook/dp/B076VX53K1/ref=sr_1_1?dchild=1&keywords=Product+Roadmaps+Relaunched%3A+How+to+Set+Direction+While+Embracing+Uncertainty&qid=1632991596&s=digital-text&sr=1-1) - хороший материал про построение роадмапов продуктов в непростых условиях
5. Product Manager vs. Project Manager (https://www.productplan.com/learn/product-management-versus-project-management/) - про отличия и комбинацию проектного и продуктового подходов, полезно в процессе перехода к продуктовому управлению
6. Методология Double Diamond (https://www.productboard.com/wp-content/uploads/2020/06/guide-to-prod-discovery.pdf) - материал, полезный для выстраивания discovery процесса
Кейсы:
1. Продуктовый подход в государстве (https://medium.com/the-u-s-digital-service/the-importance-of-product-management-in-government-b59933d01874), кейс от Правительства США
(https://18f.gsa.gov/2019/08/22/building-product-management-capacity-in-government-part-1/)
2. Внедрение discovery процесса на примере МТС (https://youtu.be/3ZPdSKS8RX0?t=21344), продуктовая трансформация в МТС
(https://kachestvo.pro/innovatsii/produktovaya-transformatsiya-v-mts/)
3. Формирование продуктовой культуры от Wrike
(https://sense23.com/post/kak-formirovat-produktovuyu-kulturu-i-primenyat-ee-printsipy-na-praktike)
4.Продуктовая культура в Facebook (https://gopractice.ru/fb-product-culture/)

1
Ответить

«4 грабли» тут)) 
Чемпионат реально крутой был

1
Ответить

Михаил, спасибо! Это все благодаря таким участникам и командам)

1
Ответить

"Одна из команд-победителей предложила создать единое приложение для Дальнего Востока, которое «позволит сформировать экосистему, объединяющую все предложения для реализации программ возвратной миграции». По прогнозам участников, грамотное развитие предложенной системы способно увеличить возвратную миграцию на Дальний Восток на 11% к 2030 году."


Я живу в Находке, Приморский край.
Тут все говорят "накуй пукинскую Россию" и ищут возможность свалить или желают этого.
На Дальний Восток к нам могут приехать лишь необразованные мигранты и не 11%, а ВСЕ СТО!

1
Ответить

В рамках чемпионата у нас было много участников, проживающих на Дальнем Востоке. Вопрос возвратной миграции очень сложный. Минусы можно найти всегда, на чемпионате ставили цель сфокусироваться на поиске решения данной проблемы.

1
Ответить

Только один вопрос:

Мария Никишова
Руководитель направления цифровой трансформации «Востокгосплан»
чья дочка-то?

1
Ответить