«Пока не общался с потребителем, твои идеи не более чем галлюцинации»: как научиться запуску востребованных продуктов

Выпускница MOOVE Полина Синтюрихина о том, как генерировать и проверять по 10 идей для стартапов в месяц и найти команду мечты.

«Пока не общался с потребителем, твои идеи не более чем галлюцинации»: как научиться запуску востребованных продуктов

Свобода в предпринимательстве

Я училась в РАНХиГС, и к концу обучения у меня был довольно богатый опыт работы. На практике после первого курса многие решили просто «подписать бумажку», но я понимала, что это провальная стратегия и пошла стажироваться в Coca-Cola — компания была партнером факультета.

С третьего курса на факультете запустился проектный офис, начали сотрудничать с крупными компаниями: Bosch, Delonghi, PepsiCo, «Сбером», Mercedes Benz. Благодаря этому я получила опыт работы с бизнес-кейсами.

Помимо этого, в вузе у меня всегда было достаточно активностей: я участвовала в Кубке по менеджменту «Управляй», состояла в международной студенческой организации. Когда уже думала начать работать полноценно, пошла по собеседованиям: Procter & Gamble, Deloitte, SAP.

Все шло отлично, но только до последнего этапа: почему-то я всегда «слетала» на последнем собеседовании. У меня был хороший практический опыт, и я не понимала, в чем кроется ошибка, даже стала чувствовать себя какой-то бракованной.

Причину я поняла позже, когда проходила программу наставничества. Проблема была не во мне, а в компаниях: мне не подходило то, что они могут предложить. Мне нужен был достаточный уровень свободы, я искала предпринимательскую среду.

Я пыталась закрыть эту потребность по-разному, но основным способом стала программа MOOVE. Ее реклама постоянно попадалась в интернете, но подать заявку решилась, только когда увидела в Facebook рекомендацию Сергея Предко, который на тот момент занимался экосистемным развитием в МТС.

Проект команды Полины Синтюрихиной — сервис по подбору партнеров в швейной отрасли LICA. Изготовители одежды могут подобрать фабрику для пошива, а фабрики — найти бренды, которые нуждаются в их услугах.

Как освоить предпринимательский менеджмент

Я бы не стала выделять какой-то отдельный навык на программе. Самое ценное — это сам подход к формированию компетенций. Мы прошлись по очень важным блокам знаний, которые нужны в предпринимательстве.

Сейчас я считаю, что моя альма матер — это не мой бакалавриат, а MOOVE: именно там я определила свой вектор движения и нашла свой круг людей. В частности, программа дала мне то, чего у меня не было в вузе, — предпринимательскую часть менеджмента.

Есть исключительно менеджерские знания, нужные для развития уже существующего продукта. А есть предпринимательские компетенции — когда тебя учат делать с нуля: MVP, маркетинг, первая сделка и так далее.

Появилось понимание, как с этим работать с точки зрения стратегии, как масштабировать: привлекать компании, которые дадут деньги, экспертов, желающих поучаствовать. Благодаря программе я умею сформировать у них ощущение, что стать частью моего проекта — круто.

Сколько гипотез должна проверять хорошая команда

Изначально мы с командой не могли определиться, над каким проектом будем работать в рамках программы. Был шквал идей, и только при общении с трекером мы остановились на одном варианте. Мы выбирали такую идею, чтобы для каждого из нас это стало новой сферой деятельности, и компетенции потребовалось развивать в себе с нуля.

Поначалу мы слишком долго тестировали гипотезы: кидались в разные стороны и делали много ошибок. Сейчас я знаю, как тратить на это меньше сил, времени и денег. Нам очень долго давалось понимание, что хорошая команда должна проверять по 8—10 бизнес-гипотез в месяц.

Проще всего — позвонить и поговорить с потенциальным заказчиком. Мы для себя даже вывели критерий: пока ты не общался с реальным потребителем, твои идеи — это не более чем галлюцинации. Нельзя понять, как мыслит реальный пользователь продукта, руководствуясь только своими соображениями, которые ничем не подкреплены.

Проблема в том, что, когда нет опыта, «просто позвонить» очень трудно. Под конец обучения стало легче, время проверки идей максимально сократилось: есть идея — пошел и проверил. Не работает — придумал еще.

Если мне сейчас нужен какой-то эксперт, я просто нахожу его в Facebook и пишу напрямую. Не бояться и делать — это то, что отработала программа, то, что закрепилось.

«Проекты не летят без правильных людей»

Еще я получила связи — людей очень высокого качества, с которыми теперь делаем общие проекты. Проекты не летят без правильных людей. Самое сложное — найти такого же сумасшедшего, как и ты: человека, с которым будешь думать одинаково, не спать ночами и обдумывать идею.

Теперь я работаю над проектами исключительно с ребятами с MOOVE, потому что мы все на одной волне. Я знаю, что могу доверять этим людям, и понимаю, чего от них можно ожидать.

В конце июня мы запустили международный кейс-чемпионат «Продуктон», направленный на решение продуктовых задач по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Мы хотим, чтобы junior-продакт-менеджеры развивались до middle-уровня. Не у всех получается пройти отбор на MOOVE, но у большинства есть возможность поучаствовать в кейс-чемпионате.

Решением кейсов занимались 43 команды, больше 120 человек.Мы сделали все сами, с нуля, потому что знали, как это сделать: соорудили лендинг, привлекли средства, запустили маркетинговую кампанию.

В процессе обучения на программе MOOVE я приняла себя и поняла, кто я и что мне нужно. Поэтому с точки зрения развития карьеры я дальше искала компанию, работа в которой только помогла бы генерировать новые идеи и запускать новые проекты.

Сейчас я живу на Тайване и учусь в магистратуре по направлению International MBA в National Tsing Hua University. Делаю совместные проекты с одним из «муверов», который сейчас учится в соседнем университете.

И удаленно работаю в компании, в которую устроилась спустя три месяца после окончания MOOVE — занимаюсь инвестициями в стартапы.

Больше полезных материалов ищи в телеграм-канале.

1111
18 комментариев

Какой востребованный продукт вы запустили, Полина? 

12
Ответить

«Пока не общался с потребителем, твои идеи не более чем галлюцинации»

Приходит один человек к другому человеку и говорит:
- Вот ты сейчас тушу на волокушах тащишь, а я тебе колесо придумал. Оно такое: без углов и с дырой в середине. Если продеть палку в два таких колеса а сверху приделать корзину, можно будет катать, это как когда летишь с холма, но по ровной земле
- Ты чего, Ачачи, иди лучше пожуй листьев коки. Нам не нужны твои безугловые штуки, нам нужны волокуши покрепче!
Вот из-за этого у инков и не было колеса.

7
Ответить

Всё это прекрасно, но делать проекты и делать деньги - разные вещи. Вон азербайджанцы - приезжают с голой жопой, через десять лет у них и машины, и квартиры, и дачи, и дети в МГУ. Без всяких проектов. 

4
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

 учусь в магистратуре по направлению International MBA-- во всем мире ценится, когда в  МВА идут после 10-15 лет в бизнесе, но не сразу после университета, неужели оно того стоило? 

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить