Сапожник с сапогами, или как мы создавали сайт для себя

Наверняка это знакомая ситуация для многих digital-агентств: делаем крутые сайты для клиентов, постоянно повышаем скиллы и обучаемся — а до своего сайта руки всё не доходят.

Ну ладно, руки дошли — точнее, не руки, а голова. Появился запрос: нам нужен новый сайт, старый уже не отражает наш уровень экспертности и опыта. Действительно, за 4 года (а именно столько было старому сайту) агентство изменилось не только в плане экспертности, но и в плане организации бизнес-процессов и корпоративной культуры: у нас появилась организационная система компании, отделения маркетинга, квалификации, мощный отдел продаж, появился свой кодекс, а также большое количество крутых технологий и регламентов, которые позволяют нам быть в разы эффективнее, чем раньше. В связи со всеми изменениями, мы пришли к тому, что нового сайта будет недостаточно – нам был нужен ребрендинг. Вот это мы загнули!

Логотип

Итак, осень 2020 года. Мы принимаем решение и запускаем маховик изменений бренда компании. Отправляем запрос дизайнеру на разработку нового логотипа и брендбука. Мы решили отдать проект знакомому внешнему дизайнеру, чтобы сэкономить внутренние ресурсы и направить их на клиентские проекты, которым отдавали приоритет. Дальше весь процесс выглядел примерно так:

Согласовываем.

Корректируем.

Согласовываем.

Корректируем.

Согласовываем.

Корректируем.

Согласовываем.

И вот — весна-2021: у нас появился новый логотип! Из-за того, что логотип разрабатывался на стороне, процесс был очень затянут: человек не понимал внутреннего настроения агентства, его традиций, ну и всю эту внутреннюю кухню. На заметку: сейчас от разработанного тогда брендбука остался только логотип и цвета. Но логотип и правда получился очень классным, хоть согласование и далось нам непросто: мы достаточно много вариантов отметали, так как хотели сохранить некую преемственность. В итоге логотип был согласован всеми членами команды единогласно.

Сапожник с сапогами, или как мы создавали сайт для себя

Сайт

Почти сразу после получения логотипа мы решаемся на разработку сайта и начинаем рисовать главную страницу у того же стороннего дизайнера. В итоге сроки постоянно срываются, страница никому не нравится, процесс встаёт на паузу.

Дальше решаем, что лучше разработать сайт полностью своими силами. Передаём главную страницу нашему дизайнеру и говорим: «Твори! Варианта два-три».

Натворил два достаточно классических и стандартных дизайна. А в самом конце показал третий…Это был абсолютно непохожий на предыдущие и на всё, что есть сейчас на рынке: блочная аккуратная структура с обилием цветных элементов. Было достаточно сложно привыкнуть к такому необычному визуалу, но мы сразу почувствовали, что это — то что нужно: необычно, ярко, не как у всех. Убедили директора и решили, что надо нарисовать прототипы для детальных страниц.

Три варианта дизайна главной страницы
Три варианта дизайна главной страницы

И тут мы встали на стоп. Для клиентов мы всегда проводим предпроектный этап, на котором изучаем сайты конкурентов, анализируем поведение пользователей, анализируем метрики и многое другое. Но главное – в результате этого этапа мы понимаем, какая структура сайта нам нужна. Но так как в тот момент для нас были в приоритете именно клиентские проекты, для себя мы в полной мере не провели предпроектный этап. В результате чего у нас возникли сложности на этапе прототипов – у нас не было четкого понимания структуры сайта, не было написано подробное ТЗ, мы не проработали детали.

Что ж — решаем, что нам нужно провести предпроектный этап. Анализируем сайты конкурентов, изучаем метрики сайта, проводим опросы клиентов и интервью с владельцем, маркетологом (со мной), пересобираем семантику, добавляем регионы — и дальше по списку. Особую ценность всегда дают результаты опросов клиентов, именно они помогают сделать сайт удобнее и эффектнее для конечных пользователей. После того, как завершили предпроектный этап, мы решили выстроить определённую систему работы.

Мы установили, что будем работать над своим внутренним проектом, как с клиентом. То есть директор и исполнительный директор выступали заказчиками и ЛПР’ами, а я была в роли маркетолога со стороны клиента и взаимодействовала только с проект-менеджером (конечно, иногда могла пойти к руководителю отделения разработки напрямую для ускорения какого-либо процесса). Мы выстроили достаточно эффективную структуру взаимодействия – каждую неделю по пятницам мы собирались на планерку, повесткой которой было обсуждение всех выполненных и невыполненных задач на неделе и также план на следующую неделю. Это позволяло нам держать руку на пульсе и избежать простоев. Кроме того, проект менеджер всегда был со мной на связи и мог в быстром формате разрешать возникающие вопросы.

Таким образом, спустя неделю мы согласовали результаты предпроектного этапа и уже имели представление о том, как должен выглядеть наш сайт. Начали рисовать прототипы.

Но так как времени до дедлайна оставалось мало, мы решили запараллелить два процесса: рисовали дизайн согласованных страниц и доделывали прототипы остальных.

Дедлайн для запуска сайта стоял на 2 августа. Оптимистичный — и не совсем реальный для всех наших требований, из-за этого команда испытывала напряжение.

К моменту полного согласования дизайна был уже июль. Дело оставалось за фронт- и бэк-разработкой. А также за наполнением, тестировкой, переездом…

Как вы понимаете, ко 2 августа мы не успели. Тогда поставили новый дедлайн — 25 августа (мы как раз собирались на Agima Partners Weekend и думали подать заявку в клуб уже с новым сайтом).

Команда была замотивирована, все хотели успеть. И всё бы ничего, если бы мы не писали сайт на абсолютно новых для себя технологиях DRF + Vue/Nuxt. Об этом мы ещё подробно расскажем в другой статье. А решили переходить на новые технологии потому, что хотели реализовать кучу классных «фишек» на сайте, от которых будет вау-эффект.

Над проектом работала достаточно большая команда: 3 дизайнера, 2 фронтендера, 2 бэкендера, тестировщик, SEO-специалист, 2 контента, проект-менеджер, руководитель отделения разработки. Итого 13 человек. Но из-за использования новых технологий было много недочётов, багов, исправлений…

И вот 25 августа мы приземлились в Питере и кинулись к телефонам, чтобы запустить наш сайт прямо к мероприятию, которое было запланировано на 26 и 27 августа.

Чат разработки разрывался от количества уведомлений, от меня сыпались правки одна за другой — и мы понимали, что такой сайт выпускать в свет просто нельзя… Принимаем решение: довести сайт до ума и сделать всё не спеша, чтобы сайт не просел после переезда.

В итоге сайт был запущен только 8 сентября. И это была ещё далеко не идеальная версия. Сейчас мы устраняем последние недочёты на сайте, отрисовываем красивые обложки для статей и кейсов, вносим корректировки в вёрстку, доделываем крутые фичи, настраиваем цели в метрике — и уже совсем скоро можно будет сказать, что сайт Alente в идеальном состоянии и я счастлива!

К чему все это?

Во-первых, разработка собственного сайта была настолько захватывающей, что мы просто не могли не поделиться этой историей.

Во-вторых, хочется поделиться своим опытом, рассказать о хаках, которые помогут избежать ошибок в разработке собственных сайтов:

  • Не пускайте разработку собственного сайта на самотёк, думая, что всё и так понятно. Нет, не понятно — всё меняется, и нужно постоянно анализировать рынок, аудиторию, конкурентов, тренды в разработке и дизайне, технологии, и многие другие факторы, которые могут повлиять на структуру/дизайн/функционал сайта.
  • Не упускайте никакие этапы технологии по разработке. Делайте сразу всё с умом: пусть это займёт чуть больше времени в начале — но зато вы сэкономите время на тестировке и устранении багов.
  • Мотивируйте команду. Не нужно думать, что если это сайт агентства, то каждый будет денно и нощно над ним работать.
  • Ставьте реальные дедлайны. Спланируйте разработку заранее. За полгода, а лучше — за год.
  • Мы работаем в режиме «клиента» — и только я (маркетолог) общаюсь с представителем разработки на постоянной основе. Это помогает консолидировать все правки и мнения в одном лице.
  • Тестировать на себе новые технологии, конечно, хорошо, но тогда заложите чуть больше времени на разработку.
  • Не снижайте и не завышайте приоритет своего сайта в разработке, лучше делать наравне с сайтами клиентов, это позволит планировать время и избежать срывов сроков.

Ну и, в-третьих, хотелось спросить об опыте других агентств: как у вас проходила разработка собственного сайта? Поделитесь!

И да, кстати, вот наш сайт: alente.ru.

1010
17 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

А если в блоге пишутся SEO-тексты? Они помогают продвижению, попадаясь по информационным запросам.

4
Ответить

Да и отзывы тоже по большому счету. Мало кто поверит что они не модерируются. И пойдет искать отзывы на независимых ресурсах.

Ответить

Прикольный сайт. Коммерческий, без всякого говна. Особенно порадовало мобильное меню. Буду пиздить код!

3
Ответить

Там и фронтед сыпучий вышел, параллакс странно себя ведет дергается. Safari 13.2  может мак бук про слабый, да и тест не прошел. Работайте еще над оптимизацией.

1
Ответить

Работы по оптимизации еще не все выполнены, мы в курсе! Еще 3 спринта на оптимизацию впереди

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить