Тонкости психологии фандрейзинга или как заинтересовать инвестора

Краткий контекст для старта: мы (Suggestr) – 8-месячный стартап из Сингапура, который сейчас начинает поднимать seed раунд. Мы делаем самые умные рекомендации для Shopify магазинов, и 6 недель назад вышли с продуктом на рынок. Мы с партнером оба first-time founders, поэтому многое открываем для себя в процессе. Это адаптация поста, который я писал для своего канала, где я такими открытиями делюсь. Приятного прочтения.

Алексей Сидоров, CTO & Co-founder, Suggestr

Процесс поднятия денег на международной арене это целая наука. «Сделал деку и рассылаешь ее всем до кого можешь дотянуться» это самый верный способ не поднять ничего. Ведь весь процесс — это игра сигналов. Важно, кто тобой интересуется и какие сигналы ты подаешь, а не что у тебя в деке.

Инвестора – стадные животные, и все что они хотят это горячие сделки, про которые они могут узнать раньше других, а не фуфло с масс маркета.

У нас уже около десятка ангелов, и вы думаете мы продолжаем их брать потому что нам нужны деньги за мизерную оценку? Каждый ангел это а) сигнал, что эксперты в это верят, и б) потенциальное интро более интересным ангелам. Именно поэтому сложнее всего получить первый чек, потому что все любят фоловить сильный сигнал, и никто не хочет брать на себя риск быть первым. Многие из наших ангелов знают друг друга, и совсем не случайно, это буквально майндсет «мой друг Вася думает это хорошая сделка, значит я могу класть деньги не глядя». Именно так мы получили нашего звездного директора продукта из Shopify, а недавно и СЕО Carousell – сингапурского юникорна. Да просто они все у нас из карусели, и знают друг друга.

Что касается фондов, есть фонды которые мы хотим, и мы даже ангелов берем из расчета, смогут ли они помочь к ним пробиться. А с остальными фондами постоянно общаемся, но не говоря о рейзе, просто «познакомится и давайте следить за прогрессом». А потом месяцами наш СЕО тратит несколько дней в месяц чтобы писать и отправлять investor update, который позволяет нам и поддерживать связь, и подогревать интерес, особенно когда метрики растут, и иметь готовую площадку для старта, когда мы будем готовы рейзить.

Когда придет время – мы объявим о рейзе, и начнем двигаться со всеми параллельно. Этот процесс нельзя растягивать, потому что вам нужен FOMO, и реальный интерес с разных сторон c четким дедлайном – это единственный способ достичь FOMO естественным путем. При этом нельзя булщитить о том, что у вас термщит на руках и вы закрываете раунд через 3 дня, а потом возвращаться через неделю и спрашивать «ну что?» Инвесторы чуят такое за милю. Поэтому, когда процесс стартует он должен быть быстрый, эксклюзивный, и в идеале oversubscribed.

Не будучи oversubscribed, не имея достаточного интереса от tier-2 фондов вы никогда не получите tier-1. Вы должны знать сколько мест вам нужно заполнить на cap table, и на каждое из них должно быть несколько желающих. Начинать лучше с ангелов и всех подряд фондов, до кого легко дотянуться, чтобы разогреть сделку и сделать ее привлекательной за счет наличия конкуренции. И когда эта конкуренция есть – идти с ней к тому, кто вам нужен.

Лайфхак: если вы хотите поднять маленький раунд на 100к и получили первые 25к, лучше говорить всем, что вы планируете поднять 50к, и раунд уже наполовину заполнен (тем самым, сделав его горячее), а потом «так и быть» взять больше денег, от тех кто не успел (тем самым, став oversubscribed). Переполненная сделка всегда привлекательнее, чем та, которая только начала заполняться.

Поэтому если вкратце:

  • Готовьтесь заранее, но не стартуйте раньше времени
  • Не делайте предложение публичным, это плохой сигнал и убивает интерес
  • Поставьте дедлайн, и будьте готовы его встретить.

Через несколько недель напишу апдейт, что у нас из этого получилось. А пока за нашим развитием можно следить на канале.

Бонус: многие из этих процессов хорошо описаны в книге Oversubscribed (Daniel Priestley), мой ко-фаундер горячо рекомендует!

2727
17 комментариев

Кому лень гуглить:

FOMO (Fear Of Missing Out) — страх упустить возможность

Cap table (capitalization table) — файл, со всей юридической информацией, списком сотрудников, их опционами и долями, списком инвесторов и их долями и инфа о раундах и выпущенных акциях.

Tier 1 фонды — это самые топовые фонды: Sequoia, Accel, Tiger Global. Tier 2 — менее известные (поправьте плиз если неправ)

4
Ответить

Алексей, читаю твой канал, но здесь вижу твой пост впервые. Статья будет еще полезнее, если кратко пояснить термины. Думаю многим читателям они незнакомы. Кстати, советую книжку «Пиши, сокращай» — ты много пишешь, а там много лайфаков, советов как писать еще лучше.

2
Ответить

Все верно 👍

Ответить

Надо было написать что-то контровершиал, про Путина например, а то кто будет комментить под обучающей статьей..

3
Ответить

Какие-то не сильно этичные лайфхаки получаются. Начинаешь задумываться все ли стартапы такие белые и пушистые как кажется снаружи🤔

Ответить

Да чего не этичные, это просто как не раздеваться полностью на первом свидании. Можно ли обвинять в неэтичности девушку, которая говорит, что не хочет, а на самом деле, хочет, просто ждет чтобы ты ее переубедил? Это из той же серии трюки.

4
Ответить

Увы, это становится уже common knowledge, что очень маленький процент VC думает сами, в большинстве все за всеми следят и пытаются следовать за успешными игроками. Поэтому и получается так, что ты или получаешь это внимание, и сразу получаешь ВСЕ придаточное внимание, или не получаешь его изначально, и в итоге не получаешь ничего.

1
Ответить