Десять отличий между трастами и компаниями

Траст не является юридическим лицом. Траст — это доверительное отношение, в котором одно лицо обязано обращаться с имеющейся у него собственностью определённым образом, исключая личный интерес. Право стран общего права (в т.ч. Англии, Кипра и Британских Виргинских островов) признаёт, что такие отношения могут возникать в самых разных сферах жизни человека. Трасты используются для передачи имущества по наследству, прижизненной передачи прав на имущество членам семьи, оптимизации налогообложения, совершения операций на фондовом рынке и много другого. Трастовые отношения могут возникнуть даже в случае получения взятки должностным лицом (имущество, приобретённое взяткополучателем, могут признать собственностью государства, находящейся в трасте у взяткополучателя[1]).

Однако не все российские предприниматели и юристы знают, какую роль выполняют трасты в странах общего права. В сознании некоторых они остаются неким подобием компаний, что в корне неверно. Так, применимые к трастам правила не совпадают с правилами, применяющимися к компаниям.

Для начала следует определиться с участниками трастовых отношений. Учредителем траста (settlor) является лицо, передавшее в траст собственное имущество. При этом учредитель может как сохранить за собой контроль над имуществом, так и полностью отказаться о него. Лицо, в чьё управление передано имущество, называется трасти (trustee). Выгодоприобретатели траста называются бенефициарами (beneficiaries). Бенефициарами могут быть учредитель траста (если он не единственный бенефициар), трасти, а также третьи лица. В ряде случаев в трастовых отношениях также участвует протектор (protector), в чьи полномочия входит контроль над поведением трасти.

Что же касается корпоративных отношений, то в странах общего права их основными участниками обычно являются акционеры, директора и сама компания, в отличие от траста обладающая собственной правосубъектностью (legal personality). Директора могут быть исполнительными (управляют компанией) или же неисполнительными (осуществляют надзорную и стратегическую функцию).

Разная природа и разный круг участников трастовых и корпоративных отношений предопределяют применение к ним разных правовых норм. Рассмотрим некоторые примеры того, как схожие, на первый взгляд, явления регулируются в трастовом и корпоративном праве.

1. В Англии компания считается созданной после её государственной регистрации. До этого момента компания не может совершать сделки. Что же касается трастов, то некоторые из них могут быть созданы без соблюдения каких-либо формальностей. Например, трастовые отношения могут возникнуть вследствие передачи имущества одним лицом другому в отсутствие встречного предоставления. Имущество будет считаться находящимся в трасте (resulting trust) у получателя.

2. Как у компании может быть несколько директоров, так и у траста может быть несколько трасти. Обычно любой исполнительный директор компании может заключить сделку от её имени. В случае с трастом всё наоборот. Как правило, сделка в отношении находящегося в трасте имущества должна быть совершена всеми трасти совместно.

Так, в одном австралийском деле было указано, что трасти занимают не отдельные должности, а одну, единую, совместную и неразделимую. Если же они не могут договориться о том, какое решение следует принять, значит оно не может быть принято.[2]

3. Как правило, компания имеет право осуществлять деятельность в различных сферах. Что же касается имущества, переданного в траст с определённой целью, то оно не может быть использовано для достижения иных целей. Однако и из этого правила бывают исключения. Так, однажды деньги были переданы в траст с целью вырастить деревья на территории землевладения. Однако бенефициарам деревья оказались не нужны. Суд решил, что бенефициары вправе получить деньги.[3]

4. Компании обычно учреждаются на неопределённое время, тогда так к некоторым трастам применяются сложные правила, цель которых не допустить их вечного существования (the rule against perpetuities, rule against inalienability). Указанные правила применяются, если трастовое соглашение предусматривает наделение кого-либо правом в будущем. Так, в трастовом соглашении может быть прописан способ определения последующих бенефициаров после смерти изначальных. Однако, когда последующие бенефициары становятся чересчур отдалёнными (too remote), трастовое право становится недействительным.

Предельный срок существования траста рассчитывается согласно сложным правилам и зависит от конкретного траста. В одном случае предельный срок может составлять 125 лет с момента возникновения траста, а в другом — 21 год со смерти последнего из определённых участников трастовых отношений, жившего в момент учреждения траста.

5. Учредитель траста может самостоятельно определить, каким образом переданное в траст имущество будет распределяться между бенефициарами (fixed trust). Аналогичных полномочий нет у учредителей компаний, которые при их создании не могут обязать директоров принимать заранее определённые решения.

Так, какие бы ограничения не были прописаны в уставе, директор английской компании всё равно обязан соблюдать обязанности, возложенные на него законом. В частности, закон прямо говорит о том, что директор должен действовать независимо,[4] а также содействовать успеху компании.[5] Если пожелания учредителей компании не соответствуют её текущим потребностям, директор вправе проигнорировать их.

6. Если директор вправе совершать сделки с возглавляемой им компанией (хоть и с ограничениями), то трасти по общему правилу не вправе приобретать имущество, переданное ему в траст.

7. В отличие от компании траст не может обанкротиться. Однако возможна ситуация, при которой трасти не способен погасить принятые им на себя в качестве трасти обязательства за счёт переданного в траст имущества. Как и компания, в таком случае траст должен начать управляться в интересах кредиторов, а не бенефициаров. Законодательство о банкротстве обычно детально описывает процедуры, применяемые в отношении несостоятельных компаний. Однако банкротное законодательство не применяется к трастам. Так, в Джерси суд вправе в зависимости от обстоятельств дела определить, каким образом будет управляться несостоятельный траст. Суд может позволить трасти сохранить свои полномочия или же согласовать привлечение независимого банкротного управляющего (insolvency practitioner).[6]

8. Трасти должны управлять трастовым имуществом в интересах бенефициаров. Если они этого не делают, бенефициары вправе обратиться в суд с иском к трасти. В случае же с компанией акционеры, как правило, не могут подать прямой иск к директору в связи с тем, что он плохо управляет компанией. По общему правилу директор несёт обязанности перед компанией, а не перед акционерами. Поэтому и иск к директору должен подаваться компанией. Если же компания не подаёт такой иск (например, так как находится под контролем провинившегося директора), такой иск от её имени вправе предъявить акционер. Подобные иски называются деривативными и предусматривают усложнённую процедуру рассмотрения. Так, в Англии акционер сначала должен получить от суда разрешение на рассмотрение деривативного иска. В отдельных случаях акционерам доступны и другие средства защиты, однако мы не будем останавливаться на них.

9. Общее собрание акционеров английской компании вправе уволить директора вне зависимости от условий заключенного компанией с директором договора до истечения срока его действия. Соответствующее решение принимается обычным большинством голосов.[7] В случае же с трастами многое зависит от типа траста, а также условий трастового соглашения, которое может предоставлять право на отстранение трасти учредителю, протектору или иному лицу. Такое решение также может быть принято судом. Однако одного лишь нарушения трасти своих обязанностей недостаточно для того, чтобы суд отстранил его, если нарушение не связано с нечестностью.[8] Так, однажды английский суд, несмотря на допущенное трасти нарушение и на её не вполне искренние свидетельские показания в ходе разбирательства, не стал отстранять её, понадеявшись, что по результатам судебного процесса она поняла суть своих обязанностей.[9]

В другом деле английский суд отметил, что имеющееся у протекторов право на отстранение трасти должно быть реализовано в интересах бенефициаров. Это значит, что протекторы не вправе отстранять трасти произвольно.[10]

10. Как правило, директор английской компании может быть назначен на должность по решению директоров.[11] Трасти же назначить дополнительного трасти обычно не вправе.

Мы рассмотрели десять отличий между трастами и компаниями. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Его задача – проиллюстрировать лишь основные, наиболее яркие отличия между совершенно разными правовыми отношениями. Настоящая статья носит общий ознакомительный характер. Следует помнить, что в каждой стране общего права действуют собственные правовые нормы. Поэтому сделанные в статье обобщённые выводы могут быть неприменимы в отдельных юрисдикциях или же в связи с особенностями конкретной правовой ситуации.

Павел Тарасов 
Адвокат, старший юрист BGP Litigation 

[1] The Attorney General for Hong Kong v Reid (New Zealand) (UKPC) [1993] UKPC 2.

[2] Sky v Body (1970) 92 WN (NSW) 934 at 935-6.

[3] Re Bowes [1896] I Ch 507.

[4] Companies Act 2006 s.173.

[5] Companies Act 2006 s.172.

[7] Companies Act 2006 s.168(1).

[10] Davidson v Seelig [2016] EWHC 549 (Ch).

[11] Article 17(1)(b) of the Modern articles for private companies limited by shares as of 18.09.2018.

22
7 комментариев

Интересненнько, даже и не представлял об этом

1
Ответить

Моё личное субъективное независимое мнение коллеги юриста (не коллеги и партнёра по бизнесу), что статья подготовлена профессионально и тема, учитывая компактность её изложения, раскрыта конструктивно. Отличная подача материала: просто - о сложном! Предприимчивая категория граждан, определённо, найдёт для себя полезным предмет статьи. Всем успехов и благополучия!👍

1
Ответить

Занятно, но с подачей материала проблемы.

Ответить

Нельзя сравнивать съедобное и не съедобное!Траст и компания разные по сути, скорее нужно сравнивать трасты и фонды Европы, хотя и здесь многие совершают ошибку не понимая сущности трастов. А учитывая что трасты это английское право, а Европа и РФ это континентальное право, то совмещение не всегда происходит удачно и правильно.О каком банкротстве траста может идти речь? Если актвивов не достаточно .траст просто перестает существовать.Опять же трастовый управляющий имеет право по трастовому закону и часто ещё по самому трасту, назначать любых трасти для управления частью или всеми фондами траста, привлекать управляющие компании на любые активы. Он даже может создать новый траст и передать в него все активы существующего.Практика и теория разные вещи)Дмитрий Русак

Ответить

Скажите, может ли Траст стать учредителем другой компании в ЕС зоне?

Ответить

Скажите, может ли Траст стать учредителем другой компании в ЕС зоне?

Ответить