Принтеры на помойку. Как поставить в ступор банк или бюрократа, который требует подпись на бумаге

Принтеры на помойку. Как поставить в ступор банк или бюрократа, который требует подпись на бумаге

ЭДО без операторов ЭДО!

21-й век формально давно наступил. А фактически — дайте копию вашего паспорта без отметок, распечатайте этот документ, подпишите, отсканируйте и отправьте нам по почте, привезите нам справку, что вы не верблюд, заверьте у нотариуса, придите лично подписать. Что?! Стоп! Хватит это терпеть!

Проталкиваем и бьёмся за будущее всеми доступными средствами! УКЭП и 63-ФЗ подходит и физическим лицам, чтобы не ходить ногами. В статье расскажу про непростой наш опыт перехода на электронный документооборот (ЭДО) при колоссальном сопротивлении многих контрагентов и даже наших сотрудников.

В начале нулевых я запретил отправлять факсы в нашей компании. Тогда просто мода была подписывать документы и по факсу слать. Офисный планктон любил страдать такой ерундой — запихиваешь бумажки в факс, вроде при деле, зарплата тикает. Для контрагентов прикрутили модем, который принимал факсы и складывал сразу на сервер. Естественно, мы эти факсы не читали, но это было проще, чем объяснять, что у нас нет факса.

Объективные плюсы ЭДО

  • Документ сложно потерять: он не сгорит, его не изымут маски-шоу, его всегда можно скачать в ЛК, достать из облака, из резервной копии.
  • Доставка документа мгновенная и бесплатная по электронной почте или через ЛК или API.
  • Создание документа автоматическое, мгновенное и бесплатное.
  • Быстрый импорт данных для XML-форматов.
  • Доверенность можно выписать без нотариуса для всех случаев, где в законе явно не прописано, что требуется нотариальная доверенность.

Минусы ЭДО

  • Маразм со счетами-фактурами в электронной форме (Приказ Минфина от 10.11.2015 г. № 174н и ст. 169 НК РФ).
  • Боязнь повысить свою квалификацию и освоить новое.
  • Искусственная сложность, глючность всяких КриптоПРО, Диадоков и им подобных.
  • Отсутствие открытого и бесплатного API в том же Диадоке, но он и не особо нужен.
  • Опасение за безопасность.

Далее разберём всё подробнее и покажем, что ЭДО может быть простым.

Сопротивление и проблемы

Уже несколько лет, как задумал внедрить у нас электронный документооборот (ЭДО). Конечно, мы давно подключились к Контур.Диадок. Но там и сейчас далеко не все. А в тоже время есть п. 1 ст. 6 63-ФЗ, который говорит, что:

“Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.”

Давно пора всё подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Проверить подпись элементарно!

  • На сайте Государственных услуг, выбираем раздел «— электронного документа. ЭП — отсоединенная, в формате PKCS#7»;
  • Загружаем файл документа и файл подписи;
  • Нажимаем «Проверить» и смотрим результат.

Даже системы ЭДО типа Контур. Диадок по сути и не нужны. Мы сделали для клиентов специальный раздел ЭДО на сайте. В договор, ЛК, рассылки счетов и закрывающих документов мы добавили информацию про ЭДО. Это не помогало. Люди, а особенно бухгалтеры, консервативны. От нас всё равно требовали бумагу. Тогда мы пошли на хитрость. Мы разослали такое письмо, мол вы не против?! А народ пассивен, и вообще в массе забыл, как это — быть против.

Дорогой клиент!


С 1 июля для отслеживаемых товаров обязательно использовать электронные счета-фактуры. 43% наших контрагентов уже перешли на ЭДО, а в ближайшее время вынуждены будут перейти и остальные. Вместо отправки бумажных документов мы планируем рассылать по электронной почте и предоставлять для скачивания в ЛК все документы с УКЭП. Согласно п.1 ст. 6 63-ФЗ такие документы приравнены к собственноручной подписи.


Как проверить подпись: на https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds выбираем“ — электронного документа. ЭП — отсоединенная, в формате PKCS#7”. Загружаем файл документа и файл подписи. Нажимаем "Проверить" и смотрим результат. Также можно обмениваться документами в ЭДО Контур. Диадок и других операторов.


Подробнее тут https://itsoft.ru/forclients/edo/


Если вы против перехода на электронный документооборот и заботы о природе, пожалуйста, напишите нам о причинах ответным письмом. Давайте идти в ногу со временем вместе! Веб-студия и дата-центр ITSOFT

И почти никто не сказал, что он против.

Самый большой проблемой был страх сотрудников перед клиентами. Неспособность реально оценить масштаб проблемы. Боязнь перемен. Собственные сотрудники постоянно боятся что-то менять, на основе требований одного клиента почему-то делают обобщение в отношении всех клиентов. Перемены — это боль и для них, и для клиентов, ведь был уже отлаженный процесс, а тут нужно по-другому. Один клиент требует счёт с подписью генерального. Хоть бы подумал, в состоянии ли генеральный тысячи счетов подписать. Другой сотрудник говорит: “Нельзя клиенту предложить документы в ЛК с откреплённой подписью, так как с ним ЭДО через оператора”. Утверждение ни на чём не основано и прямо противоречит 63-ФЗ, но вокруг просто море чеховских человеков в футляре: нельзя, как бы чего не вышло.

Это сопротивление приходилось прорубать, как Петру I окно в Европу.

С появлением 63-ФЗ давно уже можно было перейти на ЭДО. Однако до сих пор офисный планктон впадает в ступор когда присылаешь файл с ЭЦП. Особенно банковские работники. Получив файл с подписью, ссылкой на закон и методом проверки на Госуслугах, система у них зависает. Отказать они не могут, но и что делать не знают. Для них это как в первый раз увидели оплату телефоном. Шок!

Мы 1.5 года уже судимся с ВТБ. ВТБ решил, что может не признать моё письмо подписанное ЭЦП о закрытии счёта. Уже прошли первую инстанцию, апелляцию, развернули дело в кассации, опять проиграли в первой инстанции, в апелляции, сейчас кассацию снова ждём. Но мы до Верховного Суда дойдём и поставим точку в этом вопросе. Либо суду придётся признать, что 63-ФЗ и пункт 1 статьи 859 ГК РФ не действуют в РФ либо мы победим. Мы ступили в прошлой кассации, надо было там просить не возвращать дело на пересмотр, а выносить решение. Первая кассация возвращая дело фактически подтвердила здравый смысл и нашу правоту, но суд решил продолжать юлить. И дело пересматривала та же судья, что в первый раз. Мне казалось, после кассации она должна была исправиться.

Безопасность

Противники ЭДО, они же сторонники бумажных документов, часто начинают говорить про безопасность, что деньги воруют с банковских карт, с помощью ЭЦП уже и недвижимость переоформляли. Можно подумать с бумажками такого никогда не было. Технология — это лишь способ взаимодействия. Технологии меняются, жулики остаются. Правда, жуликом приходиться повышать квалификацию. С повышением квалификации проще зарабатывать деньги честным путём. А некоторые технологии ликвидируют виды преступлений или существенно снижают их количество.

Как должно быть

В 2005 году Велихов проводил конференцию в Курчатнике по случаю 15 летия Рунета. Самой зажигательной лекцией, до сих пор не потерявшей актуальность, была лекция Анатолия Левенчука про госуслуги и выдачу паспорта, за который нужно ещё и заплатить. Сейчас паспорт можно выдавать бесплатно и виртуально как банковскую карту. Паспорт и любой документ — это просто запись в открытом реестре. В реестре часть данных закрыта, но по всем данным возможна сверка. Сверка может проходить даже не по самим данным, а по их временному хешу. Банкам и прочим организациям не нужны сами паспортные данные. Их интересуют сверки:

  • действительный ли паспорт. документ;
  • есть ли какие-то ограничения;
  • количественные характеристики связанные с документом, сколько кредитов уже набрал;
  • cудимости, переболел ли COVID и т.п.

Ещё очень важно иметь не много документов, а один. Совершенно же непонятно почему есть обычный паспорт и загран, да ещё у загранпаспорта раньше срок был 5 лет, а сейчас 10, при том, что у обычного от 20 до 45 лет и от 45 и до старости.

Важно не иметь возможности их потерять.

Владелец документа может в приложении либо авторизовывать запросы, либо нет. А сами запросы могут идти только в объёме установленном законом и зашитом в протокол обмена данными, чтобы никакой клерк или пограничник не мог ознакомиться с группой крови, семейным положением, количеством детей и прочим, что к нему никак не относится.

И, конечно, всё это должно быть доступно на любом языке.

Налоговая должна по API принимать закрывающие документы, онлайн-чеки, а не морочить бизнесу голову аппаратными кассами, фискальными накопителями, ОФД, операторами ЭДО.

Как всем перейти на ЭДО

Не люблю большевиков, но в 1918 году они просто проехались по типографиям и изъяли лишние буквы. Пора принтеры отбирать у бюрократов. :) Это, конечно, не наши методы. Остаётся пулять в бюрократов файлами с ЭЦП и требовать на основании закона принимать такие документы. Нужно ставить динозавров перед фактом. Нужно проталкивать перемены вокруг себя.

ЭДО — это просто, как внедрили мы автоматическое подписание документов

Основная нагрузка у нас на закрывающие документы. В дополнение к ним: акты сверки, доверенности, счета на оплату. Договор у нас является офертой, поэтому с ним проще.

Распечатать документы, подписать, упаковать в конверты, отправить — в реальности дурацкая и никому ненужная работа. Переводится масса бумаги, гробятся миллионы человекочасов в масштабах страны. Нулевая добавочная стоимость. Потом вся эта макулатура выкидывается на помойку, даже во вторсырьё не попадает. Поэтому начали мы именно с закрывашек.

Для работы с ЭДО необходимо иметь действующий сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП). Его можно получить с 1 июля 2021 года в налоговой бесплатно, а ранее за деньги в удостоверяющем центре. Вопрос получения КЭП сводится к звонку или заполнению онлайн заявки, оплате счета (обычно не более 5тыс за одну подпись) и разовому посещению филиала УЦ. При этом, у некоторых УЦ есть услуга выезда тех. специалиста на дом для сверки вашей личности. То есть вам даже из дома выходить не надо.

Далее устанавливаем КриптоПро CSP https://cryptopro.ru/products/csp/downloads Скачиваем linux-amd64_deb.tgz

tar -xvf linux-amd64_deb.tgz && cd linux-amd64_deb sudo ./install.sh

Добавляем файл сертификата ЭЦП

/opt/cprocsp/bin/amd64/certmgr -install -pfx -file ecp.pfx -pin 6493

При отправке документов по почте вместе с файлом отправляется и отсоединённая ЭЦП. Генерится ЭЦП просто:

/opt/cprocsp/bin/amd64/cryptcp -sign -dn "INN=007730588444" file_path sig_path -pin "crypto_pro_container_pwd"

Крипто Про на редкость рукожопный софт. Попытка собрать модуль под PHP — это адский квест. Одной командой просто поставить модуль нельзя. Но и с консоли работает, и этого достаточно.

Для всех документов, кроме счетов-фактур, можно использовать такой способ подписания. Но и счёт-фактуру в pdf не лишним будет подписать.

Маразм со счетами-фактурами и УПД со статусом 1

Счета-фактуры стоит отметить отдельно. В соответствии со ст. 169 НК РФ счета-фактуры в электронном формате могут формироваться, только если обе стороны согласны с этим. В тоже время по-тихоньку обязывают всех быть согласными. Так декларация по НДС уже для всех в электронном виде. Для отслеживаемых товаров для всех обязательно использовать счета-фактуры в электронном виде, ну и скоро это будет для всех, как плавно всех обязали сдавать отчётность по НДС в электронном виде.

В соответствии с Приказом Минфина от 10.11.2015 г. № 174н, счета-фактуры нужно оформлять по формату, регламентированному ФНС, и передавать только через оператора. Вот это требование оператора бредовое отчасти. Понятно, что оператор удостоверяет факт отправки и проверяет валидность XML, но зачем это делать обязательным для всех?! Лучше бы обязали те же банки принимать у граждан документы в электронном виде, и не выносить мозги.

У счета-фактуры строго регламентированный формат, как в XML, так и в бумажном виде. XML-формат регламентирован Приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@

Печатная (бумажная) форма регламентирована Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137.

На данный момент операторы ЭДО своевременно обновляют как XML, так и печатные формы счетов-фактур в соответствии с выходящими поправками в законах. Так что в этом смысле, можно не беспокоиться относительно правильности использования той или иной формы Если ваш формат будет устаревшим, оператор об этом предупредит и предложит функционал для оформления документа в новом.

Составлять книгу покупок и книгу продаж можно как в электронном, так и в бумажном виде. (п. 1 Правил ведения книги покупок и п. 1 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением № 1137)

Хранить счета-фактуры, подписанные ЭЦП, в электронном виде рекомендуем вместе с протоколами отправки и получения (технологическими документами). Дабы иметь на руках документы, в случае, если доступ к ЛК оператора будет невозможен. (Технические работы, отсутствие подключения к интернету и .т.п.)

Для автоматизации нужен открытый и бесплатный API, но Контур.Диадок API нам не дал.

Как можно создавать ЭЦП ручками

1. Через Оператора ЭДО. (Самый популярный вариант среди коммерческих организаций)

Позволяют подписать документ внутри системы. И направить контрагенту через эту же систему. На документе при печати есть оттиск “Подписано ЭЦП”. Нужно купить подписку у оператора ЭДО. Например, Контур.диадок. Подходит ля обмена формализованными документами, формат которых регламентирован: счет-фактуры, накладные, акты, УПД и т.п.

Минусы — платно, сложность обмена документами между разными операторами.

Плюсы — проверка документов на соответствие текущим обязательным форматам. Возможность интеграции с 1С, по API

Есть проверка действия КЭП. Статус-бар сразу видно в интерфейсе. Уведомление при недействительной КЭП.

Внимание! Оператор не имеет информации о полномочиях подписанта. Эту информацию нужно запрашивать у контрагента. Доверенность лучше хранить у себя.

2. С помощью плагинов, установленных в Word, Acrobat Reader

Позволяет подписать документ сразу в редакторе. После подписания документ недоступен для редактирования. Тут же возможно быстрая проверка действительности КЭП. Вшита в сам документ.

Нужно установить дополнение/плагин к программе (редактору). Подходит для:

  • подписания (визирования) документов внутри компании;
  • оперативной отправки документов контрагентам;
  • подписания договоров;
  • подписания документов, отправляемых в госорганы.

Минусы: платно и не универсально.

Плюсы: если вы работаете преимущественно в одном редакторе — просто и быстро в использовании. Есть проверка действия КЭП. Кнопка проверки на статус-баре.

3. С помощью специальных программ

Позволяет выбрать документ и подписать его КЭП на компьютере оффлайн. Формируется отдельным файлом. При изменениях в самом файле, к которому относится КЭП, сама ЭЦП становится недействительна. Нужно установить отдельную программу. Например, КриптоАРМ.

Подходит для всех случаев из предыдущего раздела.

Минусы: платно. Достаточно сложно в использовании. Малопопулярно, часто требуется дополнительно давать инструкцию контрагентам о том, как с этим работать.

Плюсы: Нет привязки к онлайн-сервисам. Не нужна регистрация/авторизация.

Нет проверки действия КЭП. Требуется проверка через КриптоПро..

4. С помощью онлайн-сервисов

Позволяет выбрать документ через интерфейс и подписать его КЭП.. Формируется отдельным файлом. При изменениях в самом файле, к которому относится КЭП, сама КЭП становится недействительна. Например, Контур.крипто

Подходит для всех случаев из предыдущего раздела.

Минусы: малопопулярно, часто требуется дополнительно давать инструкцию контрагентам о том, как с этим работать.

Плюсы: просто в использовании. Бесплатно.

Проверка действия ЭЦП: Нет. Требуется проверка через КриптоПро.

Результаты

У нас просят документы на бумаге менее нескольких процентов клиентов.

Все документы кроме счетов-фактур можно отправлять с откреплённой ЭЦП по email, или выкладывать в ЛК в автоматическом режиме.

Для счетов-фактур придётся использовать оператора ЭДО.

Если у вас где-то просят доверенность или документ на бумаге, то подписывайте его УКЭП и отправляйте через сайт или по email. Кстати, проверено с госорганами, например, ФАС, принимают.

Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух дата-центрах в Москве. За последние годы UPTIME 100%. Размещение GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов, лицензии связи, SSL-сертификаты, администрирование серверов и поддержка сайтов.

1717
реклама
разместить
36 комментариев

Электронная подпись отличается от бумажной тем, что невозможно доказать что ее наложил тот самый человек на имя которого она выдана. Пока взаимоотношения остаются в рамках гражданского законодательства, все хорошо, потому что бремя доказывания лежит на сторонах. Но как только в дело вступает уголовное законодательство все становится плохо.

Подписант заявляет в полицию, что подпись он не накладывал (а как вариант вообще не получал, и она выдана без его ведома), а подпись наложили неведомые хакеры или мошенники. С бумажной подписью в такой ситуации все просто - вы заказываете экспертизу которая доказывает что подпись наложил таки подписант и дальше принуждаете его к исполнению обязательств в рамках гражданского процесса. С электронной подписью доказать что подпись наложил подписант невозможно. Гражданский процесс зависает на время уголовного разбирательства, т.е. на сколько угодно, а потом уголовное дело закрывают не по отсутствию факта преступления (отсутствие факта невозможно доказать никакими экспертизами), а потому что не удалось найти преступника, который украл приватный ключ ЭЦП. И всё и привет. Способа принудить исполнять обязательства человека который не подписывал договор не существует.

С подписью руководителя юрлица еще страшнее. Он в рамках уголовного дела на самом деле докажет, что его ЭЦП пользовался клерк, который не имел на это права и клерк в суде это признает, и получит условный срок. И все обязательства "подписанные" руководителем рассыпятся.

Так что ЭЦП это хорошо для того кто подписывает, но плохо для того кто принимает ее на веру.

7

Спасибо, вы очень интересные грани открыли, не знаю как другие, а я не думал об этом.
Но, учитывая, что как ни крути, никакие возражения не остановят внедрение ЭЦП (по всему миру имею в виду), то как теоретически вообще можно озвученные препоны решить? Ну с клерком понятно - там все тоже самое как и в обычных делах, когда кто то на себя ответственность берет, а в первом кейсе?

1

А если ЭЦП - это ключ на флешке, а сама флешка не считывается без отпечатка пальца? И открепить ЭЦП от ключа нельзя, совсем. Т.е. если у человека украли ЭЦП, без его пальца всё-равно подпись не поставить. Есть такое? Потому что флешки со сканером пальчика есть, а токен такой есть?

Комментарий недоступен

Согласен с написанным, но когда используется обычная бумага и живая подпись в случае удаленного обмена по почте получающая сторона никак не может удостоверить чья живая подпись стоит на бумаге - реально сотрудника контрагента или случайного человека с улицы. Вопрос с печатью тоже решается наборной печатью.

Но принимать на веру живую подпись тоже сомнительно. Уже были разбирательства, когда человек или использовал, условно говоря, вторую подпись или просто подписывал левой рукой. Причём во втором случае любая экспертиза, хоть криминальная, скажет, что это подпись другого человека. Чем в таком случае ЭЦП будет отличаться от реальной подписи?

По личному опыту, среди операторов рекомендую СБИС - дешевле по набору фич, более адекватная поддержка по сравнению с Диадоком.

Рутокен ЭЦП 2.0 - самый доступный аппаратный ключ шифрования с неизвлекаемыми закрытыми ключами. Т.е. это не маленькая флешка с пин-кодом, а именно шифрующее устройство, что дает некую гарантию защиты от утечки ключа подписи через вирусы. Поддерживается госуслугами, ЛК налоговой, операторами ЭДО (в т.ч. бесплатным Контур.Крипто). С ним не требуется покупать КриптоПРО.

2