Лапук Мария
4 918
Блоги

Что такое шейминг? Или как портят репутацию в интернете

Кадр из сериала "Игры Престолов"
Поделиться

В избранное

В избранном

Профессиональная деятельность, особенно связанная с ежедневным общением с большим количеством людей, несет в себе не только приятные знакомства и сотрудничество, но и неприятные ситуации. И одна из них — публичный «шейминг» или прилюдное унижение. Чаще всего у людей совсем разных профессий любое высказывание личной позиции приравнивается к позиции компании, определенные профессии оказываются вдруг «стыдными», а некоторые бизнесмены получают тонны негатива просто из-за зависти менее удачливых и продуктивных знакомых. Клеймят не только тех, кто действительно оступился, а зачастую даже наоборот, и докопаться до самой сути претензий бывает практически невозможно. В последнее время это явление стало довольно распространенным. Попытаемся на конкретных примерах разобрать ситуации и выяснить, как стоило поступить в каждой из них.

Многие из нас хотя бы раз сталкивались с негативной реакцией на свою работу. Но одно дело, если вам просто нахамили или оставили где-то негативный отзыв, и совсем другое — если история породила огромный общественный резонанс, угрожающий вашей репутации. Такие риски невозможно предугадать, ведь прецедент в таких случаях чаще всего создается специально, либо «высасывается из пальца». Но если обратного пути уже нет, важно правильно работать с таким «шеймингом», чтобы минимизировать угрозу как для собственной репутации, так и для репутации компании в целом.

Ольга Юрковская и «торшинский трест»

Известный психолог, частный консультант и коуч Ольга Юрковская обратилась с просьбой о продвижении своих курсов к самому известному и скандальному digital-специалисту Елене Торшиной. СМИ и медийные персоны редко берутся за сотрудничество с инфобизнесами и другими «непроверенными предложениями». Потому продвижение подобных проектов — задача повышенной сложности. Тем не менее Торшина за реализацию проекта взялась, объявив ценник в 1,1 млн рублей, и работа была запущена. После публикаций количество запросов Ольги Юрковской в поисковых сетях резко возросло. Да и сама героиня отметила резкий рост своей выручки в сравнении с прошлым периодом: с 6 до 10 млн рублей.

Казалось бы, надо радоваться. Но нет, у Юрковской возникли сомнения в компетентности специалистов, нанятых Торшиной, а также в целесообразности конкретных размещений. Между собой стороны разрешить конфликт не смогли и решили вынести скандал на суд общественности. И началось страшное — взаимные обвинения, переход на личности, скриншоты и раскачивание аудитории, которая принимала ту или иную сторону. Очень часто происходит так, что не разбираясь в специфике той или иной деятельности, заказчик не понимает формирование стоимости услуги и думает, что мог бы сам сделать то же самое.

Как отреагировала Елена Торшина:

Все вопросы, связанные с «разборками» решал партнер Елены Михаил Фадеев. Именно он и общался с Ольгой до начала огласки всей истории. В итоге, Торшина решила отреагировать на публичный выпад в свою сторону сама, опубликовав ответную колонку, где и рассказала о том, как же ее «угораздило» заняться продвижением инфобизнеса. В сложившейся истории реакция Торшиной выглядела бы уместной, если не учитывать личные претензии к самой Юрковской. Есть цифры, есть статистика, есть рост прибыли у заказчика. И все же, отношения между заказчиком и подрядчиком лучше выяснять в судебном порядке, а не на публике.

Как стоило бы поступить:

Отношения, когда одна сторона оказывает услуги другой за вознаграждение, должны быть связаны договором. Здесь же никаких документов оформлено не было, а вот претензии по выполнению работы были. Верным решением было изначально заключить договор со всеми KPI и размещениями и, при наличии претензий, решать дело в судебном порядке, а не устраивать публичный скандал, который длится уже долгие месяцы.

Если противостояние Торшиной и Юрковской получило широкую огласку по большей части в digital и медийной среде, то следующая история стала по-настоящему народной.

Петр Лидов и анонимный канал

12 июня в Москве на Тверской прошел митинг против коррупции. В это же время неподалеку известный ведущий и PR-директор «МегаФона» Петр Лидов гулял с маленькой дочкой. Митинг был шумным. Естественно, никаких приятных эмоций происходящее у родителей маленького ребенка не вызывало, о чем Лидов и написал в Твиттере в довольно жесткой форме. Это спокойно могло остаться незамеченным, утонув в ленте, но кто-то из команды «Беспощадного Пиарщика» твит увидел и решил раскрутить историю. После небольшого поста в телеграм-канале в медийной среде начался скандал, после чего вышла статья в «Ведомостях». На пиарщика полились угрозы, требования публичных извинений как от него самого, так и от компании.

Как отреагировал Лидов:

Представители «МегаФона» осудили Петра Лидова и назвали высказывания некорректными. 15 июня он извинился и удалил все твиты, касающиеся митинга на Тверской. По его словам, угрозы никак не повлияли на его решение покинуть компанию, поскольку все написанное было результатом сильных эмоций, а компания не должна отвечать за высказывания своих сотрудников, особенно учитывая что в «МегаФоне» их больше 30 тысяч.

Как стоило поступить:

В идеальном мире, конечно, лучше бы не писать такой твит, но, к сожалению, иногда эмоции оказываются сильнее, чем хотелось бы. Казалось бы, что можно простить человеку ошибку, выслушать его извинения и на этом отпустить ситуацию. В конце концов, твит - это правда не преступление. Но кому-то было очень нужно раздуть из произошедшего скандал. А когда тебя начинают целенаправленно “сливать” в СМИ, то выпутаться довольно сложно (а иногда невозможно).

Часто бывают ситуации, когда и делать ничего не нужно, а ты просыпаешься утром и читаешь про себя кучу статей о несуществующих событиях в биографии.

Анатолий Сморгонский и пропажи “ярдов”

Анатолий Сморгонский, ранее занимавший пост генерального директора Yota, объявил о создании нового бизнеса. На следующий день на онлайн-ресурсах появилось несколько десятков публикаций о “рейдерском прошлом” г-на Сморгонского. После писем СМИ с вопросом об источнике информации и достоверности данных некоторые издания просто удалили публикации, а некоторые ресурсы, зарабатывающие на распространении подобного контента, предложили удалить статьи за несколько десятков тысяч рублей. Подобным образом кто-то пытался испортить репутацию бизнесмену.

Как отреагировал Сморгонский:

Публичная активность по этому поводу не найдена

Как стоило поступить:

Врать можно все, что угодно, а человек, который вынужден оправдываться, ограничен правдой. В таких случаях юристы обычно говорят, что нужно подать иск о защите деловой репутации, но длятся подобные дела около 6 месяцев, поэтому особой популярностью не пользуются. Часто есть юридические уловки, которые помогают убрать материалы быстрее - использование личных фотографий авторами текста, например. Снимать подобные материалы за деньги - бесполезно, потому что завтра появится еще 10 новых, так как для ресурсов это новый заработок. По сути, самый правильный путь - это думать заранее и выстраивать свой бренд в интернете так, чтобы сфабрикованные материалы не оказались в топе. Но, начиная бизнес, не все думают о том, что кто-то будет специально портить их репутацию.

{ "author_name": "Лапук Мария", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 61, "likes": 19, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "30894", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]