9 трендов, которые определят будущее электронной коммерции

Рассказывают эксперты форума Ecomference Rupost Retail Week.

На форуме Ecomference Rupost Retail Week
На форуме Ecomference Rupost Retail Week

По прогнозам Почты России, к концу 2021 года рынок e-commerce без учёта продовольственного сегмента — доставки продуктов питания и еды из ресторанов — вырастет примерно на 20-30%. А с продовольственным сегментом, который растёт быстрее всего — на 40%. В ближайшие три-четыре года объём рынка электронной торговли в России утроится. Чтобы успеть занять свою нишу, важно уже сегодня видеть и понимать его ключевые точки роста. О них рассказывают эксперты форума Ecomference Rupost Retail Week — топ-менеджеры VK, «Яндекс», Почты России, IKEA, OZON, «Магнита», «Перекрёстка» и других лидеров рынка.

Нишевых брендов будет становиться всё больше, и их будут запускать не большие компании, а обычные люди

Стремление учесть всё больше требований клиентов приведёт к тому, что бренды будут фрагментироваться — их количество увеличится, и они начнут работать напрямую с клиентами. Продукты всё чаще начнут подстраиваться под конкретные ниши. Такие небольшие нишевые бренды будут продаваться только онлайн, однако благодаря возможностям электронной торговли смогут конкурировать с глобальными игроками и реализовывать свою продукцию по всему миру.

Зачастую нишевые бренды будут запускать (и уже запускают) не крупные монополисты, а обычные люди. В последние годы мы видим бурный рост онлайн-продаж товаров малого и среднего бизнеса. Генеральный директор VK Борис Добродеев отметил, что этому способствует цифровой формат, благодаря которому появились платформы вроде Ebay и Etsy, где каждый может выложить свои продукты, а также Shopify и аналоги, позволяющие создать свой интернет-магазин.

С Борисом согласен генеральный директор OZON Александр Шульгин, который добавляет, что одна из задач электронной торговли — дать людям возможность больше зарабатывать. E-com помогает малому предприятию расти быстрее и продавать товары не только в своей стране, но и по всей планете.

Доставка и другие логистические процессы будут автоматизироваться, но роботы не заменят человека полностью

Робот Яндекса, который доставляет посылки Почты России по Москве
Робот Яндекса, который доставляет посылки Почты России по Москве

По мере роста рынка электронной коммерции, отрасли потребуется новая рабочая сила для выполнения рутинных задач. Поэтому сейчас самые разные игроки e-commerce рынка активно пробуют роботизировать доставку. Внедрение беспилотных технологий повысит эффективность, безопасность и предиктивность логистики, а вместе с тем и рентабельность.

Беспилотные технологии помогут ритейлерам не только снизить стоимость доставки, но и расширить её географию, тем самым увеличив число клиентов. Сейчас продавцам бывает сложно и долго доставлять товары в труднодоступные районы. Заместитель генерального директора Почты России по логистике Сергей Сергушев уверен, что беспилотники в два раза увеличат скорость доставки в удалённые регионы на территории Чукотки, Камчатки, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Ещё один плюс использования дронов в таких районах — безопасность. Сейчас почтальоны и курьеры вынуждены добираться в труднодоступные места по бездорожью, что бывает опасно для них и их грузов. В случае с машинами таких проблем больше не возникнет.

Роботизация коснётся не только доставки, но и всего, что происходит с товаром перед ней. Генеральный директор Почты России Максим Акимов уверен, что если производители удвоят или утроят свои продажи через онлайн-каналы, логистическим компаниям придётся роботизировать часть функций по обработке заказов — в частности, складское хранение, фулфилмент и доставку. Это станет настоящей технологической революцией, которая сильно удешевит e-commerce производство, и, как считает Александр Шульгин (OZON), создаст нишу для новых компаний, которые будут разрабатывать технологические решения.

Количество задействованных в электронной коммерции сотрудников не сократится — роверы и дроны не заменят полностью даже курьеров, а лишь помогут им выполнять растущий объём работы, подхватывая наиболее рутинные задачи. В общем, пока что нам не стоит бояться, что все рабочие места захватят роботы.

Большие данные сделают потребление более персонифицированным и осознанным

Компании будут стремиться предложить клиентам именно тот товар и сервис, который им нужен. Делая покупки в интернете, мы оставляем за собой цифровой след, дающий представление о наших интересах. У всех нас есть предпочтения относительно марки производителя, максимальной стоимости товара, времени доставки. Большие данные уже сейчас помогают компаниям анализировать информацию об интересах каждого клиента и давать ему персональные рекомендации по товарам и услугам. Однако эксперты видят намного более широкий потенциал персонификации.

Анализ предпочтений покупателей поможет поставщикам оптимизировать объёмы предложения и сделать производство более эффективным. Александр Шульгин (OZON) приводит в пример сельское хозяйство, почти треть всей продукции которого сейчас оказывается на свалке. Примерно такая же ситуация наблюдается и в других отраслях: экономика создаёт большое количество товаров, которые не нужны потребителям, и, чтобы оправдать все эти расходы, компании повышают цены.

Анализируя данные о том, что покупают люди, игроки рынка e-commerce научатся подсказывать производителям, с какой вероятностью тот или иной продукт будет востребован. Так мы избавимся от проблемы перепроизводства, уменьшим количество отходов и снизим нагрузку на природу.

E-commerce превратится в social commerce

По мнению Бориса Добродеева (VK), эмоциональный шопинг — мощный драйвер развития электронной коммерции. Ведь сейчас людям недостаточно просто покупать — от этого нужно ещё и получить заряд эндорфинов. Электронная торговля мимикрирует под развлечение, а e-commerce во многом превращается в social commerce. В будущем у людей появятся новые виды онлайн-досуга, и шопинг будет выстраиваться вокруг них. Уже сейчас потребители тратят 150 млрд долларов в год на виртуальные товары — например, в играх и live-стримах блогеров.

Развлекательный онлайн-шопинг — это не только про виртуальные, но и про вполне обычные товары из «реального» мира. По прогнозу Максима Акимова (Почта России), в ближайшие 5-6 лет онлайн-витрины перейдут в формат AR/VR и изменят модель потребления. Продажи будут осуществляться через виртуальный опыт — например, тест-драйв автомобиля в онлайн-формате или разработку своего уникального дизайна кроссовок, которые потом можно распечатать на 3D-принтере.

Конкуренция с онлайном подстегнёт развитие офлайна

До 2020 года участники рынка думали, что скоро мы все перейдём в онлайн, а людей заменят роботы. Однако во время пандемии, когда все вынужденно ушли в онлайн, мы поняли, что всё равно испытываем потребность в живом человеческом общении. Мы сполна оценили все удобства онлайн-жизни и онлайн-торговли, но при этом как социальные существа всё равно нуждаемся в контакте с людьми. Поэтому офлайн-торговля никуда не уйдёт.

Президент и гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг отмечает, что часть покупателей «физических» магазинов может перейти в онлайн, но офлайн не исчезнет полностью — два формата будут существовать параллельно. Также Ян считает, что электронная коммерция поможет офлайн-магазинам развиваться. Чтобы успешно конкурировать с активно растущими онлайн-игроками, классическим офлайн-ритейлерам придётся становиться креативнее, больше задумываться о сервисе и качестве. Традиционные магазины будущего будут более интересными и эмоциональными.

Электронная торговля станет более экологичной

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что e-commerce — молодая, пока что слабо отрегулированная отрасль, поэтому её можно сразу «заточить» на соответствие нормам устойчивого развития. Первое, о чём стоит задуматься участникам рынка — использование более экологичных видов транспорта, оптимизирование цепочек доставки и сокращение количества упаковки — прежде всего, пластиковой. Конечно, это потребует дополнительных инвестиций, но Денис подтвердил, что государство уже разрабатывает законы, благодаря которым e-commerce игроки смогут получить налоговые преференции для реализации экологических инициатив.

Не дожидаясь налоговых преференций, крупнейшие участники e-commerce рынка вроде OZON и Lamoda переходят на экологичные виды транспорта уже сейчас. Руководитель отдела по устойчивому развитию и защите окружающей среды в ИКЕА России Наталья Бенеславская заявила, что одна из их целей — к 2025 году заменить весь автопарк компании на электрокары. Конечно, зачастую товары доставляет не сам магазин, а логистические компании, и они тоже должны поддержать тренд на экологичность. Поэтому уже сегодня Почта России закупает грузовики на природном газе и тестирует доставку посылок и писем на «электрогазелях».

Все интернет-магазины традиционно используют большое количество упаковки. E-comm игроки уже сейчас переходят на коробки из переработанных материалов, а следующий шаг — уменьшить количество неперерабатываемого пластика (пакеты, стрейч-пленка, скотч и т.д.). Кроме того, с помощью правильной упаковки товаров можно оптимизировать грузоперевозки и использовать меньшее количество транспорта. О своем опыте на конференции рассказали IKEA, которые уже давно доставляют все товары в плоских коробках в разобранном виде. Благодаря этому компания использует меньше машин, тем самым снижая выбросы углекислого газа.

Государство не будет жёстко регулировать электронную торговлю

Рынок электронной торговли в России активно развивается: страна вошла в топ-5 по динамике роста e-commerce. Но мировой опыт показывает, что за агрессивной экспансией обычно следует жёсткое государственное вмешательство, призванное помешать появлению монополий.

По словам Максима Акимова (Почта России), у нас в стране пока не сильно регулируют рынок e-commerce, благодаря чему на нём сохраняется здоровая острая конкуренция. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров подтвердил, что сейчас государство сохраняет принцип минимального вмешательства в электронную коммерцию, но при этом задаёт стратегический вектор развития. И если оно и будет менять своё отношение к e-commerce, то определённо без резких движений.

Государство должно не регулировать отрасль, а мониторить — например, точечно донастраивать взаимоотношения участников рынка. Критически важно не допустить избыточного доминирования больших площадок и агрегаторов. Сейчас четыре крупных игрока — Wildberries, OZON, AliExpress и «Яндекс.Маркет» — занимают около трети рынка. Такая конкуренция органична для этапа становления. Но дальше надо балансировать долю нишевых магазинов, ведь, как мы отметили ранее, с каждым годом всё более важным становится развитие малых форматов.

Онлайн-маркетплейсы будут развивать собственные финансовые сервисы

Сегодня онлайн-маркетплейсы не просто продают товары, но и создают вокруг себя целую экосистему с различными сервисами для B2B- и B2C-клиентов — например, финансовыми.

Чтобы малому бизнесу было выгоднее работать с крупными маркетплейсами, они запускают услуги для продавцов. Например, Александр Шульгин (OZON) рассказал, что они уже работают с банками, которые кредитуют поставщиков компании. OZON выступает в роли платформы, соединяющей банки с пулом предпринимателей. Без его участия поставщикам было бы сложно получать кредиты. Кроме того, это снижает риски для банков, ведь маркетплейс видит все транзакции продавцов, а зачастую даже хранит их товары на своих складах, и может поручиться за надёжность того или иного поставщика. По словам директора бизнес-группы электронной торговли и логистических сервисов «Яндекса» Даниила Шулейко, «Яндекс.Маркет» тоже скоро запустит аналогичную услугу для продавцов маркетплейса.

От тренда не отстают и логистические компании. Так, советник генерального директора Почты России Алексей Скатин объявил, что компания запускает кредитование для онлайн-продавцов. Сервис создан специально для интернет-магазинов и индивидуальных предпринимателей, которые часто отправляют посылки с наложенным платежом — оплатой при получении. Благодаря новой услуге корпоративные клиенты Почты России смогут получать деньги за проданный товар, не дожидаясь их поступления от покупателя.

Если говорить о финансовых сервисах для B2C-сегментов, то в первую очередь это может быть рассрочка, которую обычно предлагают офлайн-магазины. Аналог рассрочки в онлайне — BNPL-сервисы (buy now, pay later) . Даниил Шулейко («Яндекс») рассказал, что в этом году они запустили «Сплит» — сервис оплаты покупок по частям без процентов и комиссий для покупателя.

В 2021 году OZON и «Яндекс» получили банковские лицензии для развития финтех-направления. Александр Шульгин (OZON) рассказал, что в будущем компания может разработать свой собственный инструмент для оплаты товаров и услуг в других торговых точках за пределами платформы.

Люди начнут активно потреблять цифровой контент в метавселенной

По мнению знаменитого футуролога и основателя компании Retail Prophet Дага Стивенса (Doug Stephens), развитие технологий приведёт к появлению метавселенной. Метавселенная — это коллективная виртуальная среда, где происходит сближение онлайна и офлайна: словно ещё один мир, только в интернете. Грань между физическим и реальным будет стираться. Люди смогут синхронно подключаться к метавселенной, находиться там одновременно и создавать своих цифровых двойников, которые будут жить реальной жизнью, общаться и совершать покупки.

Уже сейчас появляются NFT-токены, цифровые художники, виртуальные активы, за которые люди готовы платить реальные деньги, виртуальная недвижимость, которую продают на аукционе Sotheby's.

Сейчас метавселенной ещё не существует — потребуется 10-20 лет, чтобы создать необходимую IT-инфраструктуру. Но уже появляются отдельные виртуальные миры, которые рано или поздно превратятся в метавселенную. А пока компании тестируют своё присутствие в них и смотрят на реакцию потребителей.

88
13 комментариев

можно мне будущее e-commerce без роботов почты россии? спасибо

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Чем вам роботы не понравились? Мало того, что они сами могут привезти посылку по адресу, так еще и довольно мило выглядят.

Ответить

зачем почта россии тратит бабки на копирайтеров, ее и так все знают, вы будучи монополией находитесь в таком плачевном состоянии. Мб пора почтальоном сделать ЗП не стремящюся к МРОТ в 2021 году? У нас по Белгороду стоят пустые отделения в нерабочем виде.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

На самом деле мы не монополисты — это стереотип, и существование СДЭК, Boxberry и множества других компаний тому доказательство. А зарплаты у наших сотрудников растут, мы их регулярно повышаем. В конце 2020-го мы закончили очередной этап повышения — у 264 тысяч наших сотрудников з/п выросла на 20% в среднем (на это пошло 12 млрд рублей). А в этом году мы повысили минимальный оклад, и у 138 тысяч сотрудников з/п выросла на 10% — на это еще 2 млрд.

Ответить

В будущем почтовые отделения не нужны. Чтобы получить посылку есть почтомат возле дома или курьер. Чтобы получить пенсию есть карта мир. Чтобы оплатить ТСЖ есть интернет-банкинг. Все эти отделения до сих пор держутся на пожилом поколении, которое до сих пор платят за всё наличкой и им страшно представить, что всё это можно поставить на автоматический платёж. Поколение вымирает и через 10 лет там некому стоять будет. Почта в привычном виде будет работать только на доставку писем со штрафами, судебками, актами и т.д.

Ответить