Как метавселенная меняет архитектуру?

Архитектура в цифровом мире и новые возможности для архитекторов в метавселенной.

Как метавселенная меняет архитектуру?

SA lab: ZERNO

«В мире больше некуда идти. Некуда, кроме как в Оазис». Эти слова из фильма «Первому игроку приготовиться» погружают нас в атмосферу недалекого будущего. Оазис — виртуальный мир, где каждый может быть кем угодно и делать что угодно.

Метавселенная — синтез физического и виртуального пространства, придуманный Нилом Стивенсоном в романе “Snow Crash” в 1992 году и обретающий реальные грани в 2021. Fortnite, Roblox, Minecraft строят годами свои цифровые миры. На онлайн-презентации Facebook Connect 2021 Марк Цукерберг заявил о смене позиционирования с социальной сети на метавселенную и названия на META.

Какие компании планируют построить метавселенные?

  • Epic Games создает метавселенную на базе игры Fortnite с 25 миллионами ежедневно активных пользователей. В игре уже проводятся виртуальные музыкальные концерты Travis Scott и Lil Nas X, виртуальные кинофестивали и даже премьера одной из последних частей саги Звездные Войны прошла на локациях Fortnite. Epic Games активно развивают игровой движок Unreal Engine, который может стать основой для метавселенной.
  • Decentraland – цифровой мир, реализованный с помощью блокчейн-технологии Ethereum. Здесь продаются участки виртуальной «земли», на которых можно разместить здания, пространства онлайн-шоппинга, рекламные баннеры или игры. Кроме частной собственности здесь есть и общественные пространства – площади и улицы, цифровые галереи современного искусства и музеи. Внутри создана собственная криптовалюта MANA.

  • Roblox — платформа для игр и их создания с 43 миллионами ежедневно активных пользователей работает над созданием своего цифрового мира. В 2006 году была запущена Roblox Studio — иммерсивный движок, объединивший игры, их создание и социальное общение. На данный момент на платформе Roblox более 20 миллионов игр, созданных пользователями. Там даже есть собственная валюта — robux, которую можно потратить на обновления своего аватара и другие покупки в играх.

Семь параметров метавселенной.

Крупные компании разрабатывают собственные миры, но идея в том, чтобы метавселенная была одна и работала по принципу интернета, объединяя компании, технологии, разработчиков и пользователей со всего мира.

Параметры:

  • Стык физического и цифрового миров
    В виртуальном мире отсутствуют ограничения реальности, на первый план выходит эксперимент и исследование потенциала технологий. Это следующий шаг развития интернета, который объединит онлайн-платформы и сервисы в единый бесконечный мир.
  • Децентрализация
    Раньше устройством онлайн-миров занимались разработчики, в метавселенной этим будут заниматься пользователи. Это выводит людей на другой уровень причастности, а не потребления. Minecraft на максималках.
  • Новый пользовательский опыт
    Развлекательный контент, образование, площадки для профессионального общения, здесь должно быть все лучшее на новом иммерсивном уровне.
  • Экономическая модель
    Внутри метавселенной можно будет разрабатывать сайты, игры, web-приложения, здания или объекты искусства, продавать их и зарабатывать криптовалюту, которую можно инвестировать и в реальном мире.
  • Бесшовность
    Переходить из Fortnite в META можно будет сохраняя внешность, объекты недвижимости, оставаясь при этом на связи с друзьями и коллегами.
  • Аудитория
    В метавселенной можно быть кем угодно, а смерть не означает смерть в реальном мире. Вы можете присоединиться в любой момент и быть её равноправным участником.
  • Технологии
    “Для метавселенной потребуется новая модель программирования, которая будет похожа на живую и открытую развивающуюся платформу. Пока такой модели не существует” - Тим Суини, основатель компании Epic Games.
    Прототипы метавселенной сейчас используют AR, VR, MR, блокчейн, NFT, 5G и другие технологии, которые создают внутри своих компаний.

Инфраструктура единой метавселенной.

NVIDIA работает над платформой Omniverse для создания единого пространства, состоящей из трёх частей:

  • Nucleus
    База данных 3D-моделей, над которыми пользователи могут работать совместно. Для моделей используется формат USD, разработанный компанией Pixar. Говорят, что USD для метавселенной, как HTML для интернета.

  • Рендер сцен и анимация
    В основе лежит технология RTX, позволяющая реализовать физически точный рендеринг в реальном времени. Физика объектов создаётся с помощью технологии NVIDIA PhysX. Материалы — с помощью NVIDIA MDL. Также сюда интегрирован NVIDIA AI.
  • CloudXR
    Состоит из программ для пользователей и серверов, дающих возможность показа контента на устройствах с операционными системами Windows и Android.

Omniverse уже активно используется специалистами из разных областей. Например, архитекторы из компании Foster+Partners создают свои проекты в едином виртуальном пространстве, объединяя сотрудников из 14 стран.

Как выглядит архитектура в цифровом мире?

В физическом мире функция архитектуры значительна. Здания, в которых мы живем и работаем, не только защищают от дождя и ветра. Парки, где мы гуляем с семьей или питомцами, проектируют не только для разнообразия городов. Архитектура создает комьюнити, вдохновляет и отражает точку развития цивилизации.

Как метавселенная меняет архитектуру?

SA lab: GEEK pavilions

Архитектура в цифровом мире не скована стоимостью или доступностью строительных материалов, нормами пожарной безопасности или сроками строительства. Срок службы здания будет зависеть от корректной работы метавселенной, а высота этажа или длина консоли – от воображения. В виртуальном мире важен вес модели, а не нагрузки на перекрытия.

Прототипы метавселенных показывают различную визуальную эстетику: воксельная в Minecraft, микс двухмерных и трехмерных объектов в Fortnite или low poly. Есть объекты, имитирующие реальные города, или флешбеки на города будущего из фантастических фильмов.

В метавселенной люди смогут перемещаться в любом направлении, а значит остро встанет вопрос навигации. В бесконечном пространстве нужна будет понятная структурированная «градостроительная» модель и нативная система навигации. Атрибуты реальной комфортной жизни потеряют ценность в цифре: инженерные системы, окна, крыша и т.д. Игровые механики позволят избавиться при необходимости от лестниц и лифтов – передвигайтесь просто прыжком.

SA lab: GEEK pavilions

Здания можно будет проектировать, токенезировать, а позже продавать на маркетплейсах. В них же можно подгрузить NFT-объекты современного искусства, создавая уникальную виртуальную архитектуру.

Архитекторы бюро Zaha Hadid Architects уже работают над простанствами для метавселенной Liberland. По мнению Патрика Шумахера, директора Zaha Hadid Architects, архитектура в метавселенной, как UX/UI дизайн в приложениях, будет необходима для правильной организации пространства, способствующего общению пользователей.

В 2020 году, когда весь мир вынужденно перешел из offline в online в SA lab создали виртуальные общественные пространства GEEK pavilions, ставшие экспериментом в области цифровой архитектуры и новых механик взаимодействия с трехмерной средой.

SA lab: 360FEST

Позже SA lab инициировали и провели первый в России архитектурный online фестиваль — 360FEST.

Что дает метавселенная архитекторам?

Концепция метавселенных строится на вовлечении и активном участии пользователей. Каждый сможет проектировать на своих участках, как в Decentraland, а вот общественные пространства, общая эстетика и уникальные объекты останутся, скорее всего, за архитекторами.

Цифровой мир, лишенный ограничений реального, расширит возможности архитектора, даст новый опыт взаимодействия и интеграции технологий. Очевидно, мы столкнёмся с проблемами безопасности и доступности, но на другом уровне. С другой стороны, сможем проектировать более свободно, не оглядываясь на зачастую устаревшие нормативы.

SA lab: GEEK pavilions

Метавселенная уже существует в своих отдельных проявлениях, которые нужно собрать в единый паззл. Как будет выглядеть виртуальный мир – зависит от участников. Какой будет архитектура – свободной, технологичной, объединяющей геймдев, UI/UX design и другие индустрии.

33
3 комментария

Сдулась эта ваша метавселенная, урезали косты ))) А так красиво надували очередной пузырь! Хотя, если честно, я бы с удовольствием побродил бы по миру, созданному наподобие описанному в книге (важно! именно в книге, не в фильме) Первому игроку приготовиться. А будущее теперь за ИИ в первую очередь, туда перекинули бюджеты на пятилетку вперёд. И с этого точно будет выхлоп.

Ответить

Ну почему, свою роль все эти проекты сыграли. Цифровизацию быта и досуга это точно ускорило, хотя результат этого и сильно отложен во времени. Мне вообще понравился взгляд на будущее цифровизации в книге Архитектура цифрового мира (написал некий Deputy CIO Трушкин Андрей), как будто прочитал свои же мысли.

Ответить

Бюджеты может и урезали, а польза всё равно была - опыт по глобальной интеграции цифровой вселенной и физического мира причастные разработчики получили колоссальный. И думаю, что из всего этого сделают выводы и как минимум подход к формированию it-инфраструктуры будущего станет иным.

Ответить