Ребрендинги Meta, VK и «Яндекс»: с кого брать пример остальным

Пока все гадают, чей ребрендинг будет следующим, команда Логомашины предлагает посмотреть, чем отличаются последние ребрендинги IT-гигантов, и как стратегии роста экосистем транслируются через айдентику компаний.

Ребрендинги Meta, VK и «Яндекс»: с кого брать пример остальным

Немного об экосистемах

У бизнес-экосистем есть несколько признаков, которые отличают их от других компаний.

Во-первых, экосистемы — это модульный принцип строения компании: продукты в них разрабатываются независимо, но функционируют как единое целое.

Во-вторых, элементы экосистемы самостоятельно сотрудничают со множеством других участников рынка.

В-третьих, экосистема не управляется «сверху вниз», но в ней внедряются общие стандарты, правила и процессы.

В-четвёртых, продукты экосистемы взаимно совместимы.

Экосистемы растут неравномерно: всё начинается с небольшой компании, которая со временем основывает или поглощает другие. И когда в этой экосистеме уже несколько продуктов, возникает потребность в объединении их одним брендом. Сделать это можно через две основные концепции:

  • «От общего к частному»
  • «От частного к общему».

Рассказываем о них подробнее на примере недавних ребрендингов Facebook и Mail.ru, и отвечаем на вопрос, чем от них отличается «Яндекс».

Из Facebook в Meta

Главная новость прошлой недели — ребрендинг Facebook. Компания сменила название на Meta, чтобы не ассоциироваться только с одним продуктом — соцсетью Facebook, а охватить все.

Подробнее о метавселенной Meta вы можете почитать здесь. Мы же хотим разобраться, почему компания выбрала стратегию развития через создание нового, а не объединения старого.

Ребрендинги Meta, VK и «Яндекс»: с кого брать пример остальным

Facebook — не первая большая технологическая компания, которая изменила своё название. В 2015 году Google переименовался в Alphabet, чтобы показать, что он больше, чем поисковая система. А в 2016 году Snapchat переименовался в Snap Inc. Эти компании выбрали концепцию ребрендинга «от общего к частному». Она заключается в том, что когда компания нуждается в объединении своих продуктов, то выбирается новая концепция, которая затем распространяется на остальные продукты.

О том, почему Facebook сменил название, эксперты спорят. Одни уверены, что просто пришло время, а другие, что Facebook хочет избавиться от ассоциации со скандалами, связанными с утечкой данных пользователей. Тем не менее изменения только начинаются, и скоро мы как рядовые пользователи ощутим их на себе.

Метавселенная будет в центре внимания, и я думаю, что это станет важной частью следующей главы о том, как развивается интернет

Марк Цукерберг

Из Mail.ru в VK

Команда пошла отличным от Facebook путём, и в недавнем ребрендинге взяла за основу концепцию «от частного к общему», когда название одного продукта распространяется на всю экосистему. Как сказал глава VK Борис Добродеев, новое название компании было выбрано по принципу узнаваемости, поскольку соцсеть знает 100% аудитории Рунета.

Ребрендинги Meta, VK и «Яндекс»: с кого брать пример остальным

Однако не все продукты Mail.ru изменят своё название: например, не будут связаны с VK названия соцсети «Одноклассники» и маркетплейсов Delivery Club, AliExpress, поскольку «у каждой свой контекст». Это явно не соответствует позиционированию VK — «единая экосистема», и, возможно, смена концепции роста на «от общего к частному» — лишь вопрос времени. Мы не удивимся, если через год увидим на vc.ru новость об экосистеме «Мега».

Ребрендинги Meta, VK и «Яндекс»: с кого брать пример остальным

А «Яндекс»?

«Яндекс» выбрал третью концепцию роста, поскольку изначально объединял свои продукты под общим названием. Когда мы слышим о сервисах «Яндекс Go», «Яндекс.Еда» или, например, «Яндекс.Музыка», у нас не возникает вопроса, к какой экосистеме относится продукт. Поэтому потребности в новом имени у «Яндекса» не возникло и, скорее всего, уже не возникнет.

Ребрендинги Meta, VK и «Яндекс»: с кого брать пример остальным

На практике следовать концепции развития с переименованием новых продуктов может быть сложно: на редизайн продуктов нужно выделять много ресурсов, и сделать это под силу не каждой компании.

Вывод

Когда компания активно растёт, усидеть на трёх стульях не получится: нужно выбрать концепцию, которая позволит не вкладывать в ребрендинг дополнительные ресурсы как можно дольше.

Ребрендинги Meta, VK и «Яндекс»: с кого брать пример остальным

Пойти «от общего к частному» или «от частного к общему» решает каждая компания самостоятельно. Однако, если вы планируете расти до размеров «гигантов», не привязывайтесь к одному продукту, стройте свою вселенную как Meta, например.

Делитесь своим мнением о недавних ребрендингах в комментариях и, если вам нравится полезный контент про дизайн, подписывайтесь на Логомашину в соцсетях: ВКонтакте | Instagram | Facebook

4646
22 комментария
45
Ответить

Меньета

4
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Существует миллион вариаций знака бесконечности. Это самый не оригинальный лого в мире...
Лан, стилизованная буква А на первом месте, знак бесконечности на втором.

9
Ответить
3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить