Ребрендинги Meta, VK и «Яндекс»: с кого брать пример остальным
Пока все гадают, чей ребрендинг будет следующим, команда Логомашины предлагает посмотреть, чем отличаются последние ребрендинги IT-гигантов, и как стратегии роста экосистем транслируются через айдентику компаний.
Немного об экосистемах
У бизнес-экосистем есть несколько признаков, которые отличают их от других компаний.
Во-первых, экосистемы — это модульный принцип строения компании: продукты в них разрабатываются независимо, но функционируют как единое целое.
Во-вторых, элементы экосистемы самостоятельно сотрудничают со множеством других участников рынка.
В-третьих, экосистема не управляется «сверху вниз», но в ней внедряются общие стандарты, правила и процессы.
В-четвёртых, продукты экосистемы взаимно совместимы.
Экосистемы растут неравномерно: всё начинается с небольшой компании, которая со временем основывает или поглощает другие. И когда в этой экосистеме уже несколько продуктов, возникает потребность в объединении их одним брендом. Сделать это можно через две основные концепции:
- «От общего к частному»
- «От частного к общему».
Рассказываем о них подробнее на примере недавних ребрендингов Facebook и Mail.ru, и отвечаем на вопрос, чем от них отличается «Яндекс».
Из Facebook в Meta
Главная новость прошлой недели — ребрендинг Facebook. Компания сменила название на Meta, чтобы не ассоциироваться только с одним продуктом — соцсетью Facebook, а охватить все.
Подробнее о метавселенной Meta вы можете почитать здесь. Мы же хотим разобраться, почему компания выбрала стратегию развития через создание нового, а не объединения старого.
Facebook — не первая большая технологическая компания, которая изменила своё название. В 2015 году Google переименовался в Alphabet, чтобы показать, что он больше, чем поисковая система. А в 2016 году Snapchat переименовался в Snap Inc. Эти компании выбрали концепцию ребрендинга «от общего к частному». Она заключается в том, что когда компания нуждается в объединении своих продуктов, то выбирается новая концепция, которая затем распространяется на остальные продукты.
О том, почему Facebook сменил название, эксперты спорят. Одни уверены, что просто пришло время, а другие, что Facebook хочет избавиться от ассоциации со скандалами, связанными с утечкой данных пользователей. Тем не менее изменения только начинаются, и скоро мы как рядовые пользователи ощутим их на себе.
Из Mail.ru в VK
Команда пошла отличным от Facebook путём, и в недавнем ребрендинге взяла за основу концепцию «от частного к общему», когда название одного продукта распространяется на всю экосистему. Как сказал глава VK Борис Добродеев, новое название компании было выбрано по принципу узнаваемости, поскольку соцсеть знает 100% аудитории Рунета.
Однако не все продукты Mail.ru изменят своё название: например, не будут связаны с VK названия соцсети «Одноклассники» и маркетплейсов Delivery Club, AliExpress, поскольку «у каждой свой контекст». Это явно не соответствует позиционированию VK — «единая экосистема», и, возможно, смена концепции роста на «от общего к частному» — лишь вопрос времени. Мы не удивимся, если через год увидим на vc.ru новость об экосистеме «Мега».
А «Яндекс»?
«Яндекс» выбрал третью концепцию роста, поскольку изначально объединял свои продукты под общим названием. Когда мы слышим о сервисах «Яндекс Go», «Яндекс.Еда» или, например, «Яндекс.Музыка», у нас не возникает вопроса, к какой экосистеме относится продукт. Поэтому потребности в новом имени у «Яндекса» не возникло и, скорее всего, уже не возникнет.
На практике следовать концепции развития с переименованием новых продуктов может быть сложно: на редизайн продуктов нужно выделять много ресурсов, и сделать это под силу не каждой компании.
Вывод
Когда компания активно растёт, усидеть на трёх стульях не получится: нужно выбрать концепцию, которая позволит не вкладывать в ребрендинг дополнительные ресурсы как можно дольше.
Пойти «от общего к частному» или «от частного к общему» решает каждая компания самостоятельно. Однако, если вы планируете расти до размеров «гигантов», не привязывайтесь к одному продукту, стройте свою вселенную как Meta, например.
Делитесь своим мнением о недавних ребрендингах в комментариях и, если вам нравится полезный контент про дизайн, подписывайтесь на Логомашину в соцсетях: ВКонтакте | Instagram | Facebook
Меньета
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Существует миллион вариаций знака бесконечности. Это самый не оригинальный лого в мире...
Лан, стилизованная буква А на первом месте, знак бесконечности на втором.
а «Я» Яндекса? а «М» метрополитена?
А Челябинск?
о я в буинске был, там я срал, залез мертвый в море и насрал
А Яндекс страдает очень сильным комплексом неполноценности, поэтому он тоже думает, что он буква «А».
Самая неуверенная в себе компания
Комментарий недоступен
Спасибо, не надо (идите наxуй)
ох уж эти предприниматели - сделать юзерфрендли сервис - неееее. переименоваться в мета, хета, лета, вк - вот что нужно!
Название очень спорное
Есть в it категория людей, у которых не хватило ума стать программистами и вот они и разводят руководство на ребрендинги, чтобы обосновать свою безполезность для компании и соснуть денег.
Других мыслей, наблюдая этот массовый цирк с ребрендингом, в голову не приходит.
У FB ситуация другая, с их именем навсегда ассоциация с утечками и скандалами.
Но этот не сильно поможет. :D
А когда AliExpress стал принадлежать майлу?!
Tmall (AliExpress Россия), часть его принадлежит группе Майл.
Не принадлежит. Но у VK group 15% Алика, а значит "Попробуй возразить Юрию Борисычу Мильнеру епта"
Цивилизованный брендинг:
* стратегия, позиционирование
* брендбук, нейминг
* логотип, фирменный стиль
* гайдлайны
* фреймворки визуализации
* продуманная стратегия внедрения
Фейсбук:
Когда первый раз увидел про ребрендинг meta, сразу зашел в play market посмотреть это приложение. Но оказалось фейсбук все такой же. Даже и не скажешь, что я прочитал что-то не внимательно, ведь подругому это сложно понять.