Как я работал в «Яндекс Еде», или исповедь курьера

В какой-то мере иронично, что эти строчки я пишу во время выполнения заказа, с другой стороны вопрос: а когда ещё?

Доброе время суток, сегодня будет очерк работы в яндекс еде.

Вам 19 лет, вы молодой, энергичный и целеустремлённый человек. Но тут встает вопрос с деньгами. Где их взять? Анализируя свой опыт, вы вспоминаете что некогда выбивали платину в death stranding. Да и игра вам понравилась. Так почему бы URL не попробовать побыть курьером?

Тут вы открываете сайт яндекс еды, регистрируетесь, а спустя время идёте в офис. И вот вам выдают термосумку и форму (весной - летом поло, в остальное время — плащи.) вы ставите себе первый плановый слот и вас посылают на все 4 стороны. Всё, теперь вы курьер!

что обещает нам официальный сайт 
что обещает нам официальный сайт 

Примерно так выглядела моя предыстория работы. Может в следующий раз я напишу полноценный гайд по работе, но сейчас о плюсах и минусах

Начнём с приятного, с плюсов

Свободный график

Именно он меня подкупил при трудоустройстве. И это действительно невероятная вещь, которая позволяет тебе делать выходной когда ты хочешь. Проснулся и понял что не хочешь идти? Вперёд, можешь сидеть дома (если, конечно, у тебя не плановый, тогда никто тебе не даст отдохнуть) из этого вытекает и свободна выбора времени работы, что на очном отделении учёбы очень выгодно. Да, из-за таких «неожиданных выходных» ты теряешь теоретический доход, но иногда так хочется ничего не делать.

Получение зп

Тут довольно удобная система, то есть зарплата из моего налога (за платные доставки) приходит на следующий день. Кроме пт-вс, там выплаты идут в понедельник. В среду доплата по тарифу, но в подробности не будет вдаваться.

Сам процесс работы

Интуитивно понятный и не сложный. Вам всего лишь нужно прийти в точку А, забрать груз и дойти до точки B ничего не повредив при этом. Иногда идти нужно в соседний дом, иногда за 5 километров, тут уже рандом.Ещё вам нужно считать что вы всегда наедине с собой. Особо разговаривать не с кем, но тут уже зависит от вас, плюс ли это или минус. Зато есть возможность заниматься попутно другими делали. Сидеть на парах в зуме, слушать книгу или очередной очень важный подкаст. Либо просто гулять под музыку. Выбор за вами.

Коллектив

Его как бы нет, но он есть. Как я говорил, по большей части вы всегда одни, но иногда у вас появляется возможность пообщаться с другим курьером, и рассказать почему вам так не нравится доставка из «ресторан нейм» и уверяю, отклик вы всегда найдёте. Ещё здесь работает мотоциклетная фишка. То есть курьеры здороваются друг с другом и могут помочь если вдруг это понадобиться. Хотя буду честен, не всегда это происходит, но тут зависит от того, какого человека вы встретите.

Штрафы

Добавлю их в плюсы, штрафов практически нет(хотя я за то что бы их вообще не было) есть за опоздание на плановый слот — 1,6₽*мин и опоздание в ресторан/клиенту 2₽*мин. Макс. 40₽Не скажу что тебя часто штрафуют, но иногда бывают случаи. Таймер рассчитывает время примерно так: 100м = 1 минута. Но иногда он рассчитывает по другому, как? Я не знаю. Это уже нужно смотреть сам алгоритм.

Отмены

Вы можете съесть отмененный заказ. Вам не нужно, как в Деливери, выкидывать заказ в мусорку и снимать это на видео. (хотя может сейчас по другому). Да, плюс из разряда «Барин смилостивился», но это хоть что-то. Но отмены редко попадаются, лично у меня такое было 2 месяца назад. Это распространяется и на магнит/магнит косметик и тд. Так что теоретически вы можете домой принести как продукты питания, так и губную помаду с подгузниками.

А теперь самое интересное — минусы

Рестораны

Рестораны бывают разные. Как маленькие забегаловки, так и места для «господ». Проблема в ожидании заказа. Некоторые места готовят быстро (например суши) и когда ты приходишь, заказ уже готов и ты спокойно забираешь и идёшь к клиенту. (тут нужно учитывать кол-во позиций в заказе, кол-во других посетителей и «желание» повара). Но бывает ты попадаешь в мак или бк.

Начнём с бургер кинга.

Они готовят только после того как придёт курьер, то есть если другие места готовят как только приходит им заказ, то тут нужно подойти ко стойке и только тогда ты услышишь заветное: «готовим доставку!» Если посетителей мало, то заказ отдадут минут через 10, но если много, то готовься ждать 40+ минут, особенно если заказ большой. Теоретически, если тебе идти мин 20 до заведения в час пик, то суммарное ожидание клиента выйдет в час. Это мы ещё не учитываем сколько нужно идти до него. С другой стороны продукция всегда горячая, хотя стоит ли это того?

Макдоналдс.

Это просто пятая точка для курьера. Потому что так долго готовить заказы нужно уметь. Иногда мне кажется что они существуют вообще вне времени, и из-за этого им безразлично сколько мы ждём. И тут не важна какая сумма у тебя в заказе. Ты можешь ждать под час готовку пару бургеров с напитком, а можешь через 30м получить 4 больших пакета с едой. Это можно объяснять тем, что у них нету очереди на доставке. То есть они готовят не по порядку (1,2,3…), а по своему выбору (2,5,1…) ((я не уверен в этом, пусть в комментариях работники напишут как все это работает)) и из-за этого получается так, что ты ждёшь заказ, а перед тобою два новоприбывших курьера уже забирают свои. В среднем — час ожидания заказа. Бывает быстрее, бывает дольше. Зависит от большого количества факторов. Ну и ещё добавлю что курьеры в самом последнем приоритете по готовке. Сначала идет макавто, после зал, а уже в конце мы. Заказы собирают менеджеры (ребята в белых рубашках), но их обычно мало, да и заняты они другими делами.

Клиенты

Клиенты бывают разные. Есть те, кто оставляет чаевые. Кто-то посыпает добрыми словами или сочувственно кивает, когда ты оправдываешь свою долгую доставку из мака. Или просто встречают тебя с улыбкой и говорят спасибо. Вот ради этого и хочется работать. Но в большинстве случаев тебе приходится встречаться, скажем так, с «разными» людьми.

Одни не способны указать номер подъезда/квартиры/этажа. Скажите мне, что тут сложного? Наверное курьерам так нравится звонить кому-то и спрашивать: «а какой номер квартиры?» Есть их эволюционный вариант, указывают номер подъезда и квартиры, но не этажа. Вот тут начинается квест под названием «найди нужный этаж». В лучшем случае можно спросить у консьержа или найти бумагу, где написаны этажи с квартирами. Но в большинстве случаев приходится самому высчитывать этот этаж. Примерно так выглядят алгоритм: Вы забегаете в лифт, в первый раз прикидываете и едете на этаж, если не попали, считаете количество квартир и рассчитываете, где живёт клиент. Да, можно позвонить и не мучиться, но почему сразу не указать этаж? Ещё забавнее подняться и увидеть квартиры без номеров. Тут только и остаётся звонить клиенту.

Бывают моменты, что ты ждёшь клиента у двери, хотя он открыл подъезд через домофон. В чем проблема дождаться курьера? Я не знаю. Иногда клиенты не способны сказать базовые слова из набора «здравствуйте, спасибо, до свидания»Бывает что кто-то отчитывает тебя за долгую доставку. Иногда с матом, иногда просто со злобными глазами смотрят.

Был случай, я доставлял мак 2 часа и сказал клиенту фразу Спайка из Ковбоя бибоба "что случается — случается" Такую отсылку, к сожалению, не оценили.

Как я работал в «Яндекс Еде», или исповедь курьера

Дома

Люди живут в разных домах. Кто-то в классической хрущевке, кто-то в элитном здании. Что их объединяет? Огороженные дворы. Это незабываемое чувство, подойти к калитке и увидеть что она открывается только по ключу. Приходится обходить и искать домофон. Или наоборот, ты выходишь и видишь что она открывается только по ключу. В чем проблема установить кнопку для открытия я не знаю. Бывает что стоят 3 разных домофона и поди догадайся какой тебе нужен.

Доставка из продуктовых

О, это такое «счастье» видеть доставку из магазина продуктов. Потому что она совсем случайна! Кто-то заказывает пару дошираков с чипсами, а кто-то 2 пятилитровки. Казалось бы, 21 год, какие пятилитровки в домах? Особенно круто когда идти до дома 3+км без транспорта. Да, можно вызвать такси за счёт заведения, но при условии, если заказ не вмещается в сумку, либо масса больше 15кг, но такое редко встречается. В большинстве случаев это хорошая потребительская корзина на 5-6кг. благо заказ собирают быстро и ждать тебе не приходится.

Зарплата

Зарплату всегда хочется больше. Она формулируется из количества сделанных заказов. То есть за условные 10 заказов вы получите +-1200. Но тут проблема в том, за какое время вы это сделаете. Бывает что получается закрыть за 5 часов, но и есть случаи, когда тратишь на это 10 часов. Как я писал выше, это зависит от ресторана (маленькие забегаловки быстро готовят), от местоположения клиента, как далеко сам ресторан и тд.В среднем, работая 4/3-5/2 получаю 6-7 в неделю. Много или мало это? Зависит от того, с чем мы сравниваем.

Трудозатратность

В среднем, я работаю по 9-10 часов в день. Суммарный километраж выходит 20+км, но это не значит что я в неделю прохожу 100км, здесь тебя спасает общественный транспорт. Хотя не всегда, бывает что доставка туда, куда транспорт не ходит. Как бы я уже привык и ноги не ноют, но вот новичку будет «тяжко» в первое время. (мягко сказано ещё)

Повышенный спрос

Повышенный спрос тут не такой, как в такси. Включается он, если курьеров не хватает в данной точке, для того что бы разгрузить доставки. Если система понимает, что курьеров мало, а людей, которые хотят есть, становиться все больше, то включается этот спрос, который отсеивает клиентов. (потому что не каждый хочет платить за доставку условных 250₽). Нам выгоднее, потому что за доставку получим дополнительные деньги. Но к сожалению такое редко бывает, хотя сурж показывает что город пылает в огне. Тут работает логика — ближе к центру больше шанс повышенки, но опять же — Рандом.

Нехватка курьеров

Казалось бы, все мы друг другу конкуренты, и чем меньше курьеров, тем лучше для нас. Больше повышенки, расстояния ближе, но нет. Тебя спокойно может выкинуть из одного района в другой, из-за того что система посчитала что там не справляются. Хорошо когда транспорт ходит туда, но бывает что тебе приходиться идти пешком 3 км в другой район, хотя ты сидел в богатом по заказам тц. Опять-таки, яндексовский алгоритм. И это влияет на твоё КПД и на ожидание клиента. Иногда заказ в метрах 500 от клиента, а тебе идти до ресторана 2 км, и вот как это объяснить?

Итог

Это был маленький очерк работы в Яеде. Вам самим делать выводы, хорошая это работа или плохая. С моей стороны, для студента это одно из лучших мест.

396396
439 комментариев
150 ₽

Привет, я тот самый ресторан, который долго готовит. У нас в OKRA25 всё готовится "с ножа", поэтому когда поступает заказ из 6 позиций, а мы еще предыдущий не отдали - приходится ждать.

К сожалению, агреграторы не позволяют особо изменить время приготовления. В delivery вообще никак, яндекс.еда вроде автоматически как-то меняет, но на практике курерам приходится в таких ситуациях ждать.

Я мог бы сказать поварам просто готовить всё заранее и разогревать в микроволновке, как это делают многие ближайшие конкуренты, да и вполне приличные рестораны, что уж.. Но тогда я стану еще более обычным.

Я пробовал отключать доставку курьерами Еды и Деливери и переходить только на собственных, но по какой-то неведомой причине с ними уходят и заказы.

Больше всего мне понравилась твоя часть про то как отмененный заказ можно съесть. У меня пару раз были ситуации когда отмена проходила через несколько секунду после того как заказ вручался уставшему ждать курьеру. Клиент оставался голодным. Я с убытками и потерей лояльного клиента. Надеюсь хотя бы курьеру понравилось, ведь мы очень старались.

70

21 год, какие пятилитровки в домах?

Я тот самый «плохой клиент», заказывающий пятилитровки (хотя я всегда вежлив с курьерами и даю чаевые в приложении). Какие пятилитровки в домах, спрашиваете? Ну вот нравится нам вода из бутылок больше, чем из-под крана по разным причинам. Барские привычки, они такие, извиняйте-с.

176

можно в доставке воды заказывать 19 литров, выходит же выгоднее

67

Проще заказывать не у пеших курьеров, а через доставку, вроде СберМаркета. Заказываю там раз в месяц десятками пачек молока, пятилитровки с любимой водой для кофе/чая и т.п. габаритные товары. Пешему курьеру не стал бы заказывать такое.

29