Сторителлинг: как написать интересную историю на скучную тему

Сторителлинг спасет ваш блог, если тексты получаются слишком сухими и каждый пост похож на инструкцию к бытовой технике. При этом какую тему вы бы не поднимали — лечение ОРВИ, сложность воспитания трех детей или путешествие на Северный полюс, кажется, что все одинаково и скучно. Появляется проблема: как написать, чтобы дочитали пост до конца? Попробуйте сторителлинг. Возможно, это именно ваш вариант покорить сердечки читателей.

Мы подготовили простой гайд по написанию историй. Он будет полезен, если вы только внедряете такой прием в свою практику и страдаете синдромом чистого листа.

Найдите сюжет

Если относиться к сторителлингу как к инструменту, возникает вопрос: где брать интересные истории и что писать. Мы не каждый день отправляемся в путешествие или создаем крутые проекты. Но рассказать интересно можно и о бытовой рутине: покупке продуктов, походе к врачу, сборах ребенка в детский сад. Если вы опишите читателю узнаваемую проблему и предложите свое решение, история вызовет отклик и запомнится.

Заранее решите, к какому выводу вы подведете читателя

Перед написанием поста ответьте на два вопроса:

• Зачем вам нужен этот пост?

• Что вы хотели бы им сказать?

Если не можете ответить, отложите тему и вернитесь к ней спустя какое-то время. На стадии обдумывания важно понимать цель, потому что от нее зависит форма. Необязательно это будет именно сторителлинг. Возможно, ваша идея требует четкой и последовательной инструкции или кейса, где основное место займет анализ полученных результатов.

Если выбрали сторителлинг, заранее определитесь с выводом. История должна иметь четкий посыл, тогда она будет звучать убедительно и ее дочитают до конца.

Например, вы сходили в районную поликлинику. Впечатлений масса: потерянная карточка в регистратуре, скандалы в очереди и компетентный врач, который выслушал, несмотря на отвлекающие факторы, и дал ряд полезных рекомендаций.

Подумайте, на чем именно вы хотели бы сделать акцент. В зависимости от этого сформулируйте основную мысль. Назовем некоторые варианты:

— Государственная медицина — это земной филиал ада с потерянными карточками и скандалами в очередях.

— Несмотря на неудобства, я доволен походом в поликлинику, потому что мне попался опытный и приятный врач.

— Наконец, я понял, что происходит с организмом, и буду здоровым.

Варианты отличаются друг от друга, но каждый имеет право на существование. Выбор зависит от цели и эмоции, с которой написан текст.

Продумайте сюжетную линию

Любое событие можно разложить на несколько составных частей. Откройте текстовый редактор и подробно опишите последовательность действий.

«Пошел в поликлинику. Стоял полчаса в регистратуре и ждал, пока найдут карточку, вместо нее получил временную. Отправился к кабинету врача и сидел в очереди. Был записан на 16:00, но зашел в кабинет только в 16:30. Назвал симптомы, получил направление на обследование и рекомендации. Вышел из кабинета, отправился домой».

Перечисление очевидного может показаться глупым, но, когда появится результат, вы поймете, зачем это нужно. Из получившегося списка нужно собрать каркас истории и отметить важные сюжетные точки. Здесь их может быть три: поиск карточки в регистратуре, ожидание своей очереди и прием врача.

В самой истории не пересказывайте все происходящее, вплоть до того, как вы листали ленту в соцсетях, пока сидели возле кабинета. Оставьте только то, что важно для логичного повествования и раскрытия основной мысли.

В советах по сторителлингу часто говорят о создании интриги в сюжете. Такой подход работает, если интрига смотрится органично и уместно.

Сравните два варианта:

1. Вы входите в кабинет и видите настежь распахнутое окно. Врач и медсестра исчезли в неизвестном направлении, хотя минуту назад вы слышали, как они обсуждают диагноз предыдущего пациента.

2. Вы обсуждаете симптоматику с доктором, и тут он выдает неожиданную фразу: «А вы знаете, кто из знаменитостей тоже страдал от мигрени?».

Обе интриги, безусловно, зацепят внимание читателя. Но первая будет выглядеть нелепо, если вы рассказываете обычную историю из жизни, без мистики и фантастики. Вторая впишется в сюжет и при этом не перетянет на себя все внимание. Хоть и, будем честны, она проигрывает твисту с таинственной пропажей врачей в государственной поликлинике.

Резюмируем: если ваша история не подразумевает интриг или сюжетных перипетий, не нужно их придумывать. Ведите повествование расслабленно и спокойно.

Обозначьте контекст

Мысленно ответьте на вопрос, что предшествовало событию в вашей истории. Она не должна быть вырвана из контекста, иначе рискует остаться непонятой. Обозначьте в рассказе, как вы пришли к такой ситуации. Читатель может увидеть параллели со своим жизненным опытом. Возможно, он прямо сейчас столкнулся с похожей проблемой, и тогда ваша история поможет ему разобраться или хотя бы даст информацию для размышления.

Если пошли к врачу, вероятно, у вас появились симптомы какого-то заболевания или вам нужно проверить здоровье. Не пересказывайте больничную карту или выписку от врача. Обозначьте причину максимально кратко — понадобился чек-ап, часто болела голова или пришлось удалить родинку.

Не забудьте про персонажей истории

Вы — не единственный герой истории. Вокруг масса людей, которые так или иначе в ней участвуют. Некоторых можно включить в повествование и сделать его более правдоподобным.

Не увлекайтесь развернутыми описаниями персонажей. Не нужно придумывать биографию или характер, достаточно крупными мазками отразить их присутствие.

Продолжим наш пример. Допустим, врач подробно расспросил вас о симптомах и практически каждое слово записывал в карточку, не отвлекаясь на телефонные звонки. Отметьте это в тексте, наделите врача характерными чертами.

Добавьте детали

Вспомните про чеховское ружье. Это один из литературных принципов, который появился в драматургии, но проник во все жанры. В вольном пересказе слов Антона Павловича это значит следующее — если на сцене есть ружье, оно должно выстрелить. Каждая деталь выполняет определенную задачу: передает атмосферу, помогает раскрыть образ героя или становится двигателем сюжета. В ином случае она бесполезная и ненужная.

Что можно использовать в нашем примере?

Для передачи атмосферы — огромная стопка карточек на столе, которые перебирала медсестра.

Для раскрытия образа героя — очки со сломанной дужкой, которые врач постоянно поправлял, пока записывал симптомы в карточку.

Для двигателя сюжета — телефон, трезвонивший на протяжении приема. Медсестра все-таки ответила на звонок и передала доктору: нужно срочно идти к главврачу, готовится новый приказ о работе с больными коронавирусом.

Приправьте текст эмоциями

Эмоции должны быть искренними и честными. Читатели быстро уловят фальшь в рассказе, если вы переиграете. Тогда вместо сочувствия будут упреки и недовольные комментарии.

Вы пошли к врачу. Что вы испытывали? Может быть, волнение и страх из-за непонимания процессов, происходящих в организме. Либо радость, ведь лечение заканчивается и теперь вы здоровы.

Поймайте эту эмоцию и передайте в тексте. Сухое перечисление фактов уместно в новостях и пресс-релизах, а история должна быть живой. Эмоции помогут расположить слушателей к себе и вызвать ответную реакцию.

Перечитайте свою историю

Очевидный совет — проверьте, что вы написали. Если есть возможность, вернитесь к тексту позже. Лучше просмотреть его свежим взглядом и подредактировать части, которые кажутся неудачными или непонятными.

— Удостоверьтесь, что в истории нет грамматических и пунктуационных ошибок.

— Сократите громоздкие предложения или замените на простые конструкции.

— Сведите к минимуму использование терминов. Если они необходимы, объясните значение.

— Проследите, чтобы абзацы были связаны между собой.

— Не бойтесь удалять целые части или переписывать отдельные предложения.

После редактирования остается только оформить и опубликовать текст. Собирайте лайки, не забывайте читать комментарии и отвечать на них. Возможно, подписчики поделятся своими историями и выяснится, что тема актуальна среди аудитории и надо писать об этом больше и чаще.

77
27 комментариев

Читать "типа художественный" текст про поход к врачу с обязательной, вернее, "как бы между прочим необязательной и скрытой" рекламой в конце - так себе удовольствие. Все эти упоительные истории ("эээ, чувак, я ща расскажу тебе, как я пахал на дядю, а потом нашел вот этот сайт и ка-а-а-а-ак....."), ежедневно появляющиеся в ленте ВК и везде, где только можно, надоели, словно назойливые мухи в жаркий летний день.

Да и советы у вас - из разряда Капитана Очевидность.

5
Ответить

Это же дело вкуса) Есть масса лайфстайл-блогов, где говорят об обычных жизненных ситуациях. Подписчики читают статьи о походах к врачу, воспитании детей, выборе продуктов и рассказывают о своем опыте в комментариях.

В этом и плюс лайфстайл-тематики. Кому-то интересно читать о жизни инженера, проектирующего ракеты, а кому-то - о буднях молодой мамы в декрете.

Касательно нашего примера - текст на такую тематику тоже может быть разным. Например, вам было бы интересно прочитать пост о походе к врачу в другой стране, например, в США или в Германии, где параллельно рассказывают о местной системе здравоохранения?

Главное, что эти советы работают) Тем более, гайд рассчитан на новичков, которые только начинают использовать сторителлинг.

Ответить

За содержание - пять, за англицизм - на кол!
Забавно, что меня учит писать тот, кто не смог подобрать синоним уродцу «сторителлтнг»…
Стратегия увлекательного письма?
Учимся писать интересно?
Как увлечь читателя?
И ещё сотни вариантов.
Однако, автор, подсознательно боясь быть освистанным, решается на беспроигрышный вариант - «использую ка я англицизм! Это сейчас модно - и будет выглядеть авторитетнее и весомее».
Позор носителю Великого и Могучего!

2
Ответить

Благодарим за замечание! В качестве наказания копирайтер будет 12 часов читать словарь Ожегова и проникаться Великим и Могучим.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Сторителлинг здесь может хорошо сработать, но в процессе написания истории одного жизненного опыта не хватит. Нужно либо изначально понимать стиль Булгакова и отличать его, например, от стиля Набокова, либо разобраться в нем.

Если текст предназначен для массовой публики, достаточно собрать аллюзии к узнаваемым событиям и деталям из творчества Булгакова. Например, кот Бегемот, бал Сатаны, белый плащ с кровавым подбоем и пр. Нужно просмотреть получившийся список и решить, какие аллюзии будут уместны в рассказе и как их встроить. Самое простое и банальное – сравнить кота Бегемота со своим котом, представить, что он мог бы сказать и, возможно, переиначить популярные цитаты ("Помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водку? Это чистый спирт!"). Посложнее - найти сходства между сюжетом вашей истории и известным сюжетом Булгакова.

Если текст для любителей русской литературы или филологов, которые поймут и оценят стилистически похожую историю, одних деталей может быть мало. И тогда надо изначально выстраивать историю, ориентируясь, с одной стороны, на приемы сторителлинга, а, с другой, - на мистику и сатиру, характерную для творчества писателя.

Ответить

Спасибо за статью! Столько я слушала курсов по сторителлингу, а все равно полезла в интернет за ёмким руководством. И хорошо, что мне попалась именно ваша статья!

Ответить