Рынок NFT. Как все устроено

Рынок NFT похож на рынок искусства. Каждый проект, создающий NFT, по сути создает некую историю, которая должна жить и после создания NFT. Нет истории — нет особой ценности.

Можно выпустить просто одну картинку, а можно коллекцию, тогда проект создает от нескольких штук, до несколько тысяч NFT, а процесс их создания полуавтоматизирован. То есть художником отрисовываются базовые элементы изображения, а затем программно собираются в различных комбинациях по заранее запрограммированному алгоритму.
Запуск таких коллекций NFT изображений называют Drop.

Сколько зарабатывают проекты на запусках Drop-ов.

Если мы говорим о серьезном подходе, и успешном проекте, примерные этапы реализации которого прописаны ниже, то средние показатели такие:

  • число выпускаемых NFT токенов - 10 000
  • базовая стоимость продажи 1-го NFT - 0,07 ETH
  • объем продаж проекта в течение первых 3-х месяцев на Opensea - 10000 ETH

    Итого: 700 ETH (с прямых продаж) + 5% от оборота на Opensea = 500 ETH = 1200 ETH = $5 640 000 при курсе 1 ETH = $4700
  • Срок реализации Drop-а - 2-4 месяцев.
  • Затраты на реализацию дропа варьируются в среднем от $250 тыс до $500 тыс
  • Инвестиции под подобные проекты привлекаются чаще всего со стороны крипто-инвесторов, без юридического сопровождения, как говорит Пивоваров, все все понимают..

Основные стадии реализации Drop -a:

  • Разработка концепции и продуктовая реализация — отрисовка картинок, написание смарт контракта, создание сайта, аренда серверов и т.д. На эту тему есть отдельный чатик: https://t.me/Nft_community_rus
  • Подготовка сообщества — создание информационной истории вокруг проекта
  • Создание воронки: обычно через twitter на сайт проекта привлекается базовая часть аудитории - 5 тыс - 15 тыс. человек. Средняя цена привлечения пользователя -1$
  • Затем с сайта проекта аудиторию направляют на сервер проекта в Discord - там происходит основная работа, связанная с развитием сообщества, когда базовое число привлеченных пользователей вырастает в 3 раза и более.
  • Minting (Минтинг) - в чем-то аналог майнинга, но не совсем.. По сути — это продажа прав на покупку будущих NFT, когда картинкам не присваиваются никакие метаданные, от которых зависит само изображение. На этапе минтинга идет продажа только внутри сообщества — аналог пре- ICO. На данном этапе пользователи не имеют возможности выбирать изображения, они покупают картинку, которую они увидят только после Reveal.

    Успешний минтинг — когда сообщество выкупает все NFT проекта. Одним из параметров успешного минтинга является то, что в руках одного пользователя в среднем оказывается 1-2 NFT. (Это говорит о большом комьюнити и правильном хайпе вокруг проекта)
  • Reveal — Старт проекта — происходит формирование самих уникальных NFT(изображений)

После Reveal участники минтинга начинают выкладывать часть изображений на открытом рынке. Основная площадка, где происходит перепродажа: Opensea

NFT картинки отличаются друг от друга различными элементами (кепками, очками, серьгами и проч.) чем реже сочетания таких элементов в конкретном NFT, тем он раритетнее, и дороже.

Поскольку алгоритм создания изображений имеет автоматизированный и управляемый только в ряде параметров процесс, получается, что значительная часть картинок имеют большое число уникальных черт. Например, есть коллекция персонажей, у всех 10 тыс есть серьги в ухе, а только у пятерых их нет — такие будут раритетными и значительно превосходить остальных в цене.

Чтобы заработать на перепродаже NFT, необходимо проанализировать наиболее перспективные проекты (описание проекта, команда, планы развития, наличие большого числа подписчиков в Discord и Twitter)

Также, существуют сервисы, которые за деньги мониторят раритетность тех или иных NFT, использование таких инструментов позволяет с большей вероятностью делать успешные перепродажи.

Заработок на спекуляции

Значительная часть аудитории покупателей NFT стремится получить быструю выгоду на перепродаже токенов. Для этого большинство участников стремится получить возможность купить токены на этапе MINT.

На проектах с хорошо раскрученной историей не редко, что цена на открытом рынке в 5-10 раз превышает цену на этапе MINT. При этом, если NFT оказывается раритетным, что его стоимость еще увеличивается в 3-10, а иногда и более раз.

На этапе Mint цена на токен обычно устанавливается в районе 0.05ETH - 0.09ETH. А после Reveal основатеи объявляют мин цену в районе 0,5ETH- 0,9ETH. Так ранние участники могут заработать 10X и более профита.
Обычно есть ограничение на покупку токенов в одни руки на этапе Mint - 1-2 NFT картинки и все. Так что один пользователь не может заработать 10X на большой сумме.

Кроме того, есть риск, что на этапе Mint не будет раскуплена вся коллекция. А если этого не происходит, цена после Reveal может и упасть.

Проекты на старте делают аирдропы - раздачу Nft ранним участникам за активную поддержку проекта и PR, поэтому иногда на Opensea появляются Nft по цене ниже минимально объявленной. Их продают те участники, которые не покупали токены, а получили за активное участие в раскрутке проекта.

Площадка Opensea позволяет видеть по каждому NFt, за какую цену и когда он был приобретен (это данные из блокчейна Nft), таким образом, с одной стороны можно видеть, что какой- то NFT токен растет в цене, с другой стороны, можно нарваться на ситуацию, когда кто- то искусственно перепродает картинку, завышая ее стоимость.

Есть важное ограничение - цена на газ (комиссия сети эфира) при продаже часто бывает крайне высокой, так что подобная накрутка цены - не дешевое удовольствие, поэтому манипуляторов не сильно много.

Игровые проекты

Есть игровые проекты на базе NFT - там пользователи, хранящие NFT, получают за хранение внутреигровую валюту (примерно 70-100% годовых). Некоторые подобные криптовалюты торгуются на бирже, и их капитализация достигает сотней миллионов долларов. Запуск игровых проектов отличается от запуска NFT- Drop. Часто проекты запускаются на Лаунчпадах (Launchpad) - площадках, которые обеспечивают проекты технической реализацией сбора средств. Такие площадки имеют большой трафик криптоинвесторов, за счет этого начинающие проекты имеют шансы продать необходимое количество токенов своего проекта.

Объем рынка

Во втором квартале 2021 года обороты NFT рынка были 2,4 миллиарда долларов, что немного больше, чем в первом квартале - 2,3 миллиарда долларов. Эти цифры не учитывают продажи вне торговых площадок, то есть продажи, которые осуществляются через аукционные дома. Продажи выросли на 111,46% по сравнению с первым кварталом, а количество активных кошельков за тот же период времени увеличилось на 151,89%.

По моим оценкам 3-й квартал дал как минимум еще 100% - но отчетов пока не нашел..

На рынке появляются крупные игроки и в отличие от хайпа ICO, индустрия Nft больше интегрирована с реальным миром.

Мировые бренды, которые пришли в рынок NFT: Gucci, McDonald’s, журнал Time и др.

Coinbase объявила о запуске собственного маркетплейса (NFT), за первую неделю число регистраций привысило общее число регистраций на самой популярной площадке Opensea.

На мой взгляд, рынку еще предстоит бурный рост в данном направлении, рынок прошел менее 10% пути..

P.s попробовал сам купить NFT, попал на скам (этого тоже много в рынке). Но успел до того, как проект закрылся, продать NFT в 2 раза дороже - это все за 1 день :). Будьте аккуратны!

1111
15 комментариев

Интересная статья, спасибо!
Хотелось бы еще узнать про роялти. Какое среднее по рынку, как создатель и в каких процентах зарабатывает при перепродаже и т.д.

2
Ответить

😂 "...Затраты на реализацию дропа варьируются в среднем от $250 тыс до $500 тыс" стоит уточнить, что такие затраты несут не все создатели NFT. Даже, подчеркну, что далеко не все!

2
Ответить

Верно. Я говорю о дропах на $1M +
Если задача не масштабная, то там совсем иные подходы и правила.

Ответить

Пирамида какая-то

Ответить

Пирамида конечно, тебе туда точно не надо, друг ;)

4
Ответить

Спасибо за статью - интересно написано

1
Ответить

Тут нет пирамидальной схемы.

1
Ответить