Составляем чек-лист для SEO-специалиста

Самое важное в SEO – структурировать работу и действовать системно. На успех продвижения влияет очень много факторов. Чтобы ничего не упустить, мы подготовили чек-лист, который поможет вам в этом.

Этот чек-лист одинаково хорошо подходит как начинающим, так и опытным вебмастерам. Важно: некоторые пункты чек-листа следует не только проходить перед началом продвижения, но и регулярно проверять. По отдельным пунктам надо сверяться после каждой публикации новой страницы. По каким – укажем отдельно.

Составляем чек-лист для SEO-специалиста

Готовим инструментарий. Первым делом нужно убедиться, что в наличии есть все программы и сервисы, жизненно необходимые SEO-шнику.

  1. Нужно настроить сервисы Google Search Console, Bing Webmaster Tools, Ahrefs Webmaster Tools, а также установить Google Analytics и Яндекс Вебмастер для вашего сайта. Все эти сервисы – бесплатные и помогут вам анализировать работу своего ресурса и успешно оптимизировать его.
  2. Убедитесь, что для корректной оптимизации вашего сайта не нужно устанавливать специальный SEO-плагин (например, если ваш сайт сделан на WordPress, плагин вам понадобится). Можно использовать Yoast SEO, Rank Math или The SEO Framework.
  3. Также для продвижения необходимы карта и файл robots.txt. Без них поисковые роботы не смогут вас правильно индексировать или, наоборот, будут индексировать то, что не нужно (например, корзины ваших покупателей). Вполне вероятно, что у вас уже есть и то, и другое. Наличие карты проверяется путем ввода URL (/sitemap.xml, /sitemap_index.xml или /sitemap), а наличие robots.txt проверяется, например, через Яндекс Вебмастер.

Техническая оптимизация. Итак, мы вооружены и можем приступать непосредственно к SEO. Первый шаг – делаем детальный анализ технической стороны сайта. Чтобы упростить работу, есть специальные сервисы, например, Wizard.Sape. Также вы можете проделать эту работу вручную.

  1. Если ваш сайт только создаётся, то следует продумать структуру. Держите в голове, что новые посетители не будут знать, куда и что ведёт, поэтому навигация должна быть предельно интуитивной и простой. Продумайте структуру внутренних ссылок.
  2. С помощью сервисов Google Search Console и Яндекс Вебмастер проверьте, открыт ли ваш сайт для краулинга – сканировали ли вас поисковые боты. Если какие-то страницы закрыты для роботов, значит, в файле robots.txt действуют соответствующие ограничения. Также убедитесь с помощью сервиса Ahrefs, что на ваших страницах не стоит тэгов, препятствующих индексации страниц – то, что роботы сканируют их, не значит, что их проиндексируют!
  3. Убедитесь, что используете защищённый протокол HTTPS. Он защищает данные ваших посетителей. Продвижение без HTTPS невозможно, на многих устройствах сайт вообще не откроется без защищённого протокола.
  4. Убедитесь, что ваш сайт загружается на одном домене. Для этого используйте сервис, в котором нужно поочередно вбить имя вашего сайта в четырёх разных вариациях (http://имя, http://www.имя, https://имя, https://www.имя). В идеале три из этих вариантов должны переадресовываться на четвертый (защищённый, начинающийся с HTTPS), иначе нужно настраивать редирект.
  5. Скорость загрузки сайта – очень важный параметр, влияющий на эффективность SEO сразу несколькими способами. Проверяется, например, с помощью Google PageSpeed Insights. Низкая скорость свидетельствует о перегруженности и недостаточной технической оптимизации.
  6. Убедитесь, что сайт адекватно воспринимается мобильными устройствами. Особенно это важно для продвижения в Google. Чтобы не проверять вручную, используйте, например, Mobile-Friendly Test Tool.
  7. Оптимизируйте графический контент, установив плагин сжатия изображений. Это может существенно ускорить загрузку страниц. Подойдёт любой удобный плагин.
  8. Следующий пункт следует повторять регулярно. Используя, например, Ahrefs или любой другой аналитический сервис, найдите повреждённые страницы и страницы с дублирующимся контентом. Их надо исправить.

Исследование ключей. Этот пункт необходимо выделить особо, так как все операции здесь надо повторять каждый раз, когда вы добавляете новую страницу на сайт. Необходимо убедиться, что ключевые слова подобраны верно, а вы не пытаетесь оптимизироваться впустую.

  1. В первую очередь определите наиболее высокочастотные ключи по тематике вашего сайта. Сделать это можно в ряде сервисов, например, используя Ahrefs, но, разумеется, ни один не даст 100% гарантии, что именно эти ключевые слова являются оптимальными. Выбранный ключ может оказаться слишком сложным для ранжирования – так, если весь ТОП выдачи занят исключительно крупными брендами или релевантными тематическими сайтами, то продвигаться будет сложно.
  2. Нужно определить поисковые намерения аудитории по наиболее высокочастотным запросам. Условно говоря, по запросу «Принтер LaserJet» могут искать, как возможность купить или отремонтировать принтер, так и уточнить особенности его устройства. Определить намерения можно, проанализировав ТОП выдачи поисковиков по данным запросам. Это делается для того, чтобы понимать, соответствует ли ваш сайт намерениям аудитории – возможно, вы продвигаетесь не по тем ключам. Пробуйте искать смежные запросы, например, с помощью Ahrefs.

Оптимизация контента. Важность контента для продвижения очевидна. Пункты ниже также необходимо повторять для каждой новой страницы сайта. Если этот этап кажется сложным, можно воспользоваться платными услугами по оптимизации контента.

  1. Проверьте качество коммерческого и товарного контента – все предлагаемые товары и услуги должны иметь подробное уникальное описание и соответствующие иллюстрации. Чем подробнее информация, тем выше позиции в поисковой выдаче, иначе вас могут обойти те сайты, где оптимизаторы не поленились уделить этому больше времени и сил.
  2. Убедитесь в релевантности контента – предлагаете ли вы аудитории именно то, что она ищет. В этом вам поможет анализ ТОПа поисковой выдачи по вашим ключевым запросам. Вполне возможна ситуация, что ваш контент достаточно качественный, но ориентирован совсем не на ту аудиторию, которую вы пытаетесь привлечь.
  3. Проверьте, насколько доступен для восприятия ваш контент, насколько удобно его читать: в этом помогает подробное оглавление и структурированные страницы с чёткой иерархией (обозначайте её с помощью подзаголовков H1 и H2). Крупные блоки текста лучше всего разбивать графическим контентом, материал лучше делать лаконичнее и проще.
  4. Позаботьтесь о том, чтобы каждая страница начиналась настолько интересно, чтобы у посетителя возникло желание досмотреть её до конца. Не оставляйте самое важное и привлекательное для окончания, если не уверены, что читательского интереса хватит, чтобы туда добраться.

Внутренняя оптимизация. Эти операции также повторяем для каждой новой страницы. Каждая страница и весь сайт в целом должны быть оптимизированы, прежде чем мы перейдём к внешнему продвижению.

  1. Нужно убедиться, что URL каждой страницы лаконичен и отражает её содержание. Дело в том, что если URL длинный, то он может не попасть в сниппет поисковой выдачи целиком и будет неинформативен. Аналогичную работу необходимо провести с тайтлами и метатегами страниц – именно по ним потенциальные посетители будут понимать, что именно их ждёт на вашем сайте.
  2. Оптимизируйте весь графический контент. Посетители не заметят разницы в качестве, но заметят разницу в скорости загрузки ресурса.
  3. Проверьте все исходящие ссылки на вашем сайте – действительно ли они релевантны и нужны вашим посетителям. Исходящие ссылки важны для поискового ранжирования, но от некоторых лучше отказаться, если они не дают ничего, кроме ссылочной массы.
  4. Также проанализируйте ваш сайт на предмет добавления дополнительных внутренних ссылок. Для анализа подойдут различные сервисы, например, Ahrefs или Wizard.Sape – вы наглядно увидите, какие из страниц имеет смысл соединить ссылками для улучшения их видимости и простоты навигации.

Внешние ссылки. Проверку входящих и исходящих внешних ссылок надо проводить регулярно, чтобы добиться наибольшей эффективности от линкбилдинга. Сэкономить время на этом этапе также помогут сервисы автоматизированного продвижения, например, Wizard.SapeWizard.Sape, которые будут регулярно мониторить ссылки.

  1. Проанализируйте, на какие ресурсы ссылаются ваши конкуренты. Поиск основных конкурентов и анализ их ссылочного массива осуществляется через аналитические сервисы. Составьте список сайтов, ссылки с которых ведут сразу на нескольких конкурентов из ТОПа поисковой выдачи. Возможно, есть смысл также получить донорские ссылки с этих ресурсов.
  2. Проверьте актуальность внешних ссылок – часть из них могла стать недействительной по ряду причин. Такие ссылки плохо сказываются на позициях в выдаче, их надо возобновить или удалить.
  3. Если ваш ресурс достаточно популярен, возможны ситуации, при которых вас, вашу продукцию или услуги, будут упоминать на других сайтах. Проверяйте наличие ссылок в таких упоминаниях – если их нет, попросите указать линк на ваш сайт.
  4. Также перед тем, как заняться продвижением, попробуйте найти ресурсы схожей тематики, на которых вы могли бы публиковать партнёрский контент, например, вести блог.

Чек-лист включает в себя полный список операций, которые нужно совершить, чтобы при дальнейшей оптимизации вы не теряли трафик и позиции в выдаче из-за какой-нибудь мелочи.

И ещё один совет, скорее, психологический. Даже если вы – талантливый и ответственный оптимизатор, работающий над сайтом компании, во время проверок контента по чек-листу не стесняйтесь привлекать к работе других сотрудников, особенно – коммерческого отдела. Только они могут оценить правильность информации, понять, чего не хватает. Если пренебречь командной игрой на этапе чек-листа, придётся всё равно вернуться к ней, но уже в процессе работы над ошибками.

11
6 комментариев

А если я внедрю всё из этого "полного списка операций" и привлеку сотрудников коммерческого отдела, то за какое время сайт попадёт в ТОП? Ну, конечно же, с использованием такого полезного сервиса, как Wizard.Sape

6
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Когда наконец-то появился Ahrefs и ты с его помощью хочешь сделать все 😅

Условно говоря, по запросу «Принтер LaserJet» могут искать, как возможность купить или отремонтировать принтер, так и уточнить особенности его устройства

Выдача коммерческая по запросу вся. Кроме wiki только интернет-магазины. Но и это можно было проверить, например, в Ahrefs.

1
Ответить

А я вот человек простой. Для любых задач использую Wizard.Sape

Ответить