Трилогия о том, как создать продающий сайт. Часть первая: лендинг - эмпатия, дизайн и принятие

Всем привет! Меня зовут Антон Калинин, и я 15 лет профессионально занимаюсь рекламой и маркетингом в провинции.

Хотя я и не специализируюсь на создании сайтов, но за время работы под моим руководством было создано (от ТЗ до сдачи) более 40 сайтов разной сложности, с разным ценником, сроком разработки и, конечно, с разными подходами к решению этих задач. В этом материале расскажу вам о подходах, которые я использую при проектировании сайтов, и том, как максимально упростить разработку сайта.

Антон Калинин, Ген.директор рекламного агентства "Новая Марка" г. Пенза

Эта статья не для профессионалов веб-разработки, студий и программистов. Она – для заказчиков, которые хотят «просто о сложном», то есть быстро разобраться в нюансах веб-разработки в таком провинциальном формате, при этом описывая опыт создания сайтов со стороны разработчиков.

Статья в трех частях. Это первая часть трилогии "3 способа спроектировать сайт заказчика: что в 80% случаев делают веб-студии и что из этого следует знать заказчику".


Глоссарий статьи

  • Сайт – это одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователями как единое целое. (Источник - wikipedia.org). Другими словами, любая штука, которую вы просматриваете в интернете через браузер – сайт. И к сайтам в том числе относятся: лендинги, промо-сайты, интернет-магазины, веб-сервисы, информационные порталы и т.д.
  • CMS. (англ. Content management system, CMS, система управления контентом) — информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления содержимым, иначе — контентом. (Источник - wikipedia.org).
    Другими словами, CMS – это нутро вашего сайта, позволяющее вам обновлять на нем информацию без знаний программирования (не всегда и не везде CMS нужны, об этом ниже).
  • Кастомизация – это индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений (обычно — на конечных стадиях производственного цикла). (Источник - wikipedia.org).
    Другими словами, кастомизация – это адаптация чего-то готового под нужды заказчика.

Для начала скажу, что подходов к созданию сайтов может быть много, но если упрощать, то их всего 3. То есть 3 варианта, по которым действуют веб-студии, чтобы делать клиентские проекты (в этой статье рассмотрим первый вариант)

На самом деле многое в сайтах не сводится к формуле "или лендинг или шаблон или самописность".

Современный сайт - это совокупность множества технологий, которые могут быть применены. Например, динамическая подгрузка контента, использование фреймворков, использование активного пользовательского интерфейса и т.п. Тут можно провести аналогию с автомобилями.

Трилогия о том, как создать продающий сайт. Часть первая: лендинг - эмпатия, дизайн и принятие

В начале эры сайтов, сайты были простыми, не было ни шаблонов, ни лендингов, ни php, даже html был не сразу. (Если интересно, можно прочитать про fidonet). Это все было подобно деревянному самокату. А сейчас сайты сродни современным автомобилям с опциями - где-то есть гидроусилитель руля, где-то нет, где в сайте используются шаблон или "ленивая" загрузка контента, где-то нет и т.п. В данной статье я сознательно упрощаю создание сайта к трём подходам, рассуждая с точки зрения маркетинговых компетенций, которых достаточно заказчику, чтобы принять правильное решение.
Тот же веб-дизайнер, верстальщик или программист скажут, что по его профилю вариантов решения больше.
Другими словами, если говорить более правильно, то:
Лендинг - это вариант интерфейса сайта.
Шаблон - это вариант интефейса (разметки) сайта.
CMS - вариант кода сайта
Тильда - продвинутый html-редактор.

Трилогия о том, как создать продающий сайт. Часть первая: лендинг - эмпатия, дизайн и принятие

Путь 1. Одностраничник или лендинг

Если вам нужен быстрый трафик и быстрые продажи, то этот путь является оптимальным. Вы просто человеческим языком рассказываете о своем продукте, умещаете это на одну страницу, в первом экране цепляете посетителя проскроллировать страницу минимум до середины, чтобы вовлечь в продукт и «создать близость» (чувство эмпатии) между сайтом и его посетителем, делаете всему этом подходящий дизайн, быстро выкладываете в сеть, настраиваете контекст и получаете первых клиентов.

Идеально подходит для:

1. Монопродуктов (простых продуктов не более чем с 5-ю вариациями)

2. Простой и понятной большей части населения земного шара моноуслуги

3. Тестирования гипотезы

4. Быстрого разового события, которое закончится через месяц, и сайт уже будет никому не нужен

Плюсы:

1. Быстро (от разработки до получения коммерческих результатов)

2. Дешево

3. Симпатично (при наличии прямых рук, конечно)

Минусы:

1. Требует качественных иллюстраций

2. Требует маркетингового мышления (понимания болей ЦА и умения выразить их в нескольких простых словах, которые триггернут (зацепят).

3. Мало подходят под прием качественного SEO-трафика

4. Как следствие, в долгую такие сайты не работают. Их удел – это промо-задачи или тестирование гипотез. В дальнейшем при масштабировании присутствия компании в интернете все равно требования к сайту у заказчика усложняются, понадобится доработка, дополнение сайта информацией.

А с той точки зрения у лендингов есть существенные ограничения (много контента не уместишь одной странице: продуктов много, при этом каждый продукт в состоянии принимать на себя самостоятельный платный трафик, а значит, одной страницы, уже мало. Да и ряд технических ограничений у лендингов, как правило собираемых на конструкторах, тоже имеется). Поэтому такой одностраничный проект в 90% случаев все равно эволюционирует во что-то более серьезное

Есть 2 наиболее популярных способа сделать лендинг

Трилогия о том, как создать продающий сайт. Часть первая: лендинг - эмпатия, дизайн и принятие
  • Используя конструктор (например, Tilda), где в процессе создания как правило отсутствует программист, а значит, агентство экономит (хотя на конструкторе сайт может сделать и сам заказчик, если приложит усердие и труд, но мы в агентстве такого заказчика не рассматриваем в принципе, ведь если он в состоянии сконцентрировать все свои усилия на создание сайта вместо собственного продукта и при этом сделает сайт хорошо, значит, он занимается чем угодно, но не своим бизнесом. Ну а если он сделает сайт плохо, то он все равно обратится в агентство, только потеряет время).

  • Используя html+css (чаще в рамках интеграции с системой управления сайтом, то есть с CMS). Другими словами, тут все же нужен программист, так как без навыка понимания кода, можно сделать сайт весьма ограниченно шаблоном, а значит, лучше было бы делать его сразу на конструкторе.

По использованию конструкторов для создания лендингов есть такие негативные мнения

  • "Сайт на Тильде – это несерьезно". Такое суждение справедливо, но если мы тестируем гипотезу в стартапе, либо проводим разовое событие, либо показываем преимущества монопродукта в рамках промо-сайта, то использование той же Тильды вполне оправдано. Также использование сайтов на конструкторах оправдано, если ваш бизнес основан на ситуационном быстром спросе. Другими словами, у клиента есть потребность, он находит в Яндексе контекстное объявление, кликает, звонит, получает (или не получает) нужную ему услугу. Например, лендинги на конструкторах вполне подойдут тем, кто оказывает услуги по бурению скважин, асфальтированию территорий, услуги автоэвакуатора и т.п. Здесь клиент не будет оценивать серьезность вашего бизнеса в Интернете по сайту, он просто позвонит и решит свою проблему.

В качестве примеров таких сайтов на конструкторе, которые решает свою задачу могу привести такие как: astek и Пензадормастер . Эти сайты разрабатывало наше агентство, они сделаны на Tilda и решают свою задачу: принимают трафик с контекстной рекламы и конвертируют его в продажу для заказчиков со вполне вменяемым conversion rate (ROMI в каждом из случаев выше 300%). При этом каждый такой сайт «под ключ» стоил заказчику дешевле 30 000 руб., а над его созданием работал 1 человек, который гуманитарий по образованию (разумеется, с профессиональным знанием дизайна, композиции, маркетинга и рекламы), но по сути ни разу не программист.

  • "Сайт на конструкторе – это слишком шаблонно по дизайну, трудно сделать что-то индивидуальное". Да, это так. Несмотря на вариативность той же Тильды в плане выбора модулей, все же наметанный глаз без труда различит при беглом просмотре, на чем именно сделан такой сайт. Но, с другой стороны, мы живем в таком информационном шуме, что когда мы честно обращали внимание на тождества в оформлении, если нам надо что-то получить минимальными усилиями и в наиболее выгодном свете? К тому же, сайты конструкторов на Tilda могут получиться вполне себе смотрибельными с точки зрения дизайна. Как например вот этот: СОКО

А вот как бывает, если заказчик не обращается в агентство, а делает сайт на конструкторе самостоятельно: https://osnovanie-exp.ru/

Трилогия о том, как создать продающий сайт. Часть первая: лендинг - эмпатия, дизайн и принятие

Тут мы видим и не в тему подобранные картинки, и набор скучного криво сверстанного текста, который мало кто прочитает, даже если там есть полезная информация, и отсутствие таких типовых, но таких нужных для лендинга маркетинговых приемов на сайте. Тут заказчик сэкономил на обращении к сторонней компании, но при этом, не имея насмотренности и опыта в создании таких сайтов сделал никому не нужный продукт или попусту потратил свое время, которое мог бы потратить на развитие своего бизнеса и своего предложения.

Поэтому я считаю, что если нет самостоятельного понимания как и что нужно делать, стоит обращаться в агентство: так вы получите пусть и не шедевральный, но быстрый и понятный результат, который к тому же будет стоить совсем недорого.

Трилогия о том, как создать продающий сайт. Часть первая: лендинг - эмпатия, дизайн и принятие

Кроме Tilda есть и множество других конструкторов (в частности моя команда, например, делает сайты еще на Битрикс24 (хоть он и сильно технически и функционально ограничен по сравнению с той же Тильдой), так как их удобно использовать в связке при анализе результативности Интернет-маркетинга вместе с одноименной CRM-системой). Но тут важно понимать, что выбор того или иного конструктора должен быть обусловлен стоящими маркетинговыми задачами компании заказчика.

Так, если вам нужно сделать вебинар и развернуть в максимально короткие сроки рекламную кампанию по всем каналам для привлечения в него ЦА, то тут можно использовать площадку Getcourse (она уступает Tilda в дизайне и возможностях, часто «косячна» в плане наличия багов, но при этом хорошо решает задачу комплексную – и площадку для вебинара дает, и конструктор есть, и е-мейл рассылку можно организовать и автоворонки настроить – все из одной «коробки», что удобно).

Пример наших сайтов на Битрикс 24:

- сайт компании Beau Allure

И да, я убежден, что даже для создания сайтов на конструкторе разумнее обращаться в агентство, чем пытаться «ковыряться» самому. Особенно если нет опыта. И тем более, если вы не имеете нужных навыков формулирования ценностных преимуществ своего продукта. Лучше отдать тем людям, у которых есть в этом насмотренность: результат в любом случае вы получите лучше.

Как проверить, что сайт сделан на Tilda

Очень просто. Открываем страницу в браузере, затем нажимаем комбинацию ctrl+U и видим код (там много где можно увидеть слово tilda).

Трилогия о том, как создать продающий сайт. Часть первая: лендинг - эмпатия, дизайн и принятие

Ну, или просто смотрим в подвал сайта: иногда там написано.

Трилогия о том, как создать продающий сайт. Часть первая: лендинг - эмпатия, дизайн и принятие

Выводы

Таким образом, сайты на конструкторах имеют свое место на рынке. Их разработка часто не требует участия программиста, а значит, должна стоить дешевле, чем «сайты на коде». Я не верю в истории, что лендинг собранный на конструкторе, может стоить дороже 100 000 руб. Потому что для решения задач, обозначенных выше, платить такие суммы – это точно излишество. Лендинг может стоить дороже 100 000 руб., но только в тех случаях, если:

  • продукт очень сложный для понимания, он не для всех, и прежде чем сделать собственно лендинг, требуется большая работа маркетолога и копирайтера по объяснению преимуществ продукта простым языком, по вычленению этих преимуществ и производству другого необходимого для лендинга контента, который раскроет продукт и сделает его «упаковку» пригодной к проявлению к нему интереса со стороны посетителей сайта

  • кроме, собственно, лендинга он содержит какой-то уникальный сервис / скрипт / разработку, который не реализовать без дополнительных мозгов со стороны программиста

  • заказчик лох, и ему можно впарить лендинг на конструкторе за 100 000 руб. (такое иногда тоже бывает)

Разработчик же много не заработает на создании сайта, но зато быстро поймет ваш продукт, емкость вашей ниши и сможет заработать на других услугах: в 80% случаев за созданием лендинга следует услуга по настройке контекстной рекламы в Яндекс, далее возможны Google, таргетированная реклама, настройка сквозной аналитики и CRM, переделки одностраничника в многостраничник и т.п.

То есть если ваш проект будет хорошим и продукт будет пользоваться спросом, разработчик такого сайта, мало заработав в начале может много заработать в конце, так как именно он лучше других маркетологов знает ваш бизнес, у него есть аналитическое преимущество. Кроме того, сотрудничество можно будет развить и на других проектах или перейдя на работу в методологии Perfomance (суть которой я раскрывать не считаю нужным в этой статье, но скажу только, что для исполнителя смысл работы по такому подходу в том, что при больших начальных усилиях в дальнейшем можно стабильно получать прибыль, но уже при незначительных усилиях).

33
3 комментария

Да, состояние "лох" бывает у каждого человека. Это нормально иногда обманываться и становиться жертвой манипуляций, переплачивать.. И кстати, своего заказчика я лохом не называю, потому что он не занимается такой ерундой, как "платить больше 100 000 руб. за лендинг на конструкторе".

А так да, заказчик может быть лохом. И я могу им быть. Поэтому и написал статью, чтобы заказчик мог 10 раз подумать, а не лох ли он, заказывая нечто не за свою цену.

2

Действительно полезная статья , раскрывает некоторые тонкости в работе с сайтами.

1

"Заказчик - лох" (с) Антон Калинин
Ген.директор рекламного агентства "Новая Марка" г. Пенза

1