В падении криптовалют ничего особенного нет. В отличие, допустим, от акций компаний или таких активов, как нефть, золото, у цифровых денег нет реальных показателей цены. Для акций это количество клиентов, стоимость средств производства, разного рода патенты и прочее.
Для золота и нефти — количество добытых единиц, запасы, рост спроса за счёт новых производств (скажем, химических). В криптовалюте всё проще и потому непривычней: чистый спрос и чистое предложение.
Конечно, можно посчитать (хотя бы примерно) общее количество оборудования, затраченных киловатт и человекочасов на обслуживание и вычислить реальную среднюю стоимость майнинга. Или узнать окупаемость ASIC-процессора.
Но всё это будет приблизительно. Кроме того, всё больше побеждают POS-системы, а там нода (узел в сети — vc.ru) — дорогое, но разовое по расходам удовольствие. Поэтому на курс криптовалют влияют только спрос и предложение.
На нынешнее падение повлияли три основных фактора:
— Бегство китайских майнеров (не обязательно по происхождению, скорее — по привязке к географии) в другие страны, включая Канаду. Они ведь в основном занимались пампами (искусственное увеличение стоимости — vc.ru), чтобы сократить окупаемость оборудования. Это хорошо видно на примере не только биткоина, но и Litecoin и Dash.
— Фьючерсы. Этот инструмент, как я не раз писал ещё до его создания, — первый шаг к убийству биткоина. Ведь криптовалюта появилась на фоне противопоставления разного рода деривативам. И сейчас спекулянтам выгодно купить фьючерс дорого и одновременно биткоин — дёшево. Это понятная игра на разнице, спреде.
— Слабые руки. Их стало слишком много, и когда пошел запланированый дамп, они просто начали выскакивать из рынка, боясь потерять последнее. В целом крипторынок — это не про теханализ и не про краткосрочные входы: в него нужно просто верить, но верить головой, понимая технологию.
Скажем, если бы инвестор в 2014 году вложил в эфир 10 тысяч рублей при курсе $30 за рубль, то на пике в 2017-2018 годах он мог бы получить $1 млн.
Есть ICO, чей ROI составил в пике 3,5 млн процентов. Это всё с одной стороны манит простых граждан, а с другой — не работает именно для них, потому как правят бал спекулянты.
К сожалению, это факт. Особенно хорошо это видно на пампе в 2013-2014 годах, когда стоимость биткоина резко выросла до $1200 и в конце 2017 года, когда курс достиг $20 тысяч.
Будет ли рост дальше? Посмотрим. Сроки на этом рынке устанавливать странно: порой падение за пару-тройку дней может превысить 50% и более. Но рост с позиции меньше доллара до $20 тысяч — это колоссально, и он будет ещё манить многих, особенно после государственного регулирования криптовалют в разных странах, где есть свободные средства. Не уверен, что Россия окажется в их числе, но если рассматривать картину в целом — это факт.
Ну мы поняли короче.
представители индустрии
International Blockchain Consulting Group!!