Самые высокие барьеры – внутренние: чему нас научил запуск глобальных проектов

Колонка гендиректора Sports.ru и издательства Tribuna Digital Дмитрия Навоши.

Дмитрий Навоша
Дмитрий Навоша

Пару лет назад мы на Sports.ru занялись международными проектами, запустив несколько мобильных стартапов в рамках Tribuna Digital. Кажется, оно взлетает: в конце 2017 года наша месячная зарубежная аудитория впервые перевалила за десять миллионов пользователей, превысив по размеру русскоязычную. Поделюсь несколькими выводами, извлечёнными из этой авантюры.

Конкуренция всё равно неизбежно будет глобальной

Sports.ru к моменту старта международных экспериментов был одним из ведущих спортивных сайтов страны и крупнейшим российским медиа в мобильных приложениях. Но моментами лидерства на домашнем рынке ты можешь наслаждаться только до тех пор, пока тебя не вынесет мировой игрок с принципиально более мощным продуктом.

Например, активнее всех в сфере мобильных приложений в России с нами конкурируют в последние годы не другие российские игроки (большинству из них тяжело инвестировать в развитие мобайла адекватные деньги, рынок не самый богатый; у государственных денег хватает, но делают всё по-государственному плохо), а поднявшие крупные раунды мировые лидеры — Onefootball и другие.

Работая в сотнях стран сразу, они могут проинвестировать в продукт гораздо больше любого локального игрока, и начиная с какого-то размера, эта разница в масштабах может оказаться не отыгрываемой при всём старании. Примерно поэтому условный «Яндекс» на браузер от Google ещё может ответить своим браузером, а уже на его мобильную операционку — нет.

Поэтому же, соответственно, наши глобальные инициативы в конечном счёте укрепляют позиции Sports.ru в России. Для конкуренции в мире нам приходится больше вкладывать в разработку приложений, покупку спортивных данных, эксперименты с фичами и контентом. Только ради домашнего рынка что-то из этого мы себе позволить бы не смогли.

Второй вывод вытекает из первого: чем раньше начнёшь развиваться на глобальном рынке — тем лучше.

То, что мы не занялись этим на пару лет раньше, лично я считаю своей большой ошибкой. Она мне казалась, может быть, даже мудростью: «Подготовимся получше, прокачаем умения и уже тогда...».

Но вообще это было не мудростью, а страхом облажаться. Сложно прокачивать то, что ты ещё не делаешь. Digital — вообще не про теорию. Все самые полезные знания извлечены нами из собственного опыта, экспериментов и ошибок. Если бы мы начали раньше, наверняка и опыта, и аудитории, и выручки уже было бы больше. Самые высокие барьеры — внутренние.

Самые сложные рынки — они же самые интересные и лучшие с точки зрения окупаемости.

Для проверки на международных рынках мы избрали несколько направлений, но в основе нашего роста пока два: фанатские сообщества вокруг лучших футбольных клубов (развиваются в виде приложений, сайтов и мессенджер-ботов), а также футбольное приложение Scores & Video.

Мы работаем на семи языках, помимо русского: английский, испанский, французский, итальянский, немецкий, арабский, индонезийский. И, честно говоря, мы сомневались в своей конкурентоспособности на ведущих рынках, рассчитывая для начала построить лояльность хотя бы в неизбалованном третьем мире.

В десятку лучших для нас рынков на сегодня с точки зрения выручки вошли: США (лидер с большим отрывом), Великобритания, Франция, Испания, Италия, Австралия, Германия, Сингапур. А также Нигерия с ЮАР, где юнит-экономика, впрочем, тоже начинает сходиться.

Самые высокие барьеры – внутренние: чему нас научил запуск глобальных проектов

Иностранцам интересно работать в российском стартапе

Сомнения в том, что мы сможем адекватно нанимать за пределами русскоязычных стран и эффективно взаимодействовать с иностранными сотрудниками, оказались ещё одним вымышленным барьером.

Спорт — интереснейшая профессиональная сфера для тех, кто его любит. Проект тоже довольно быстро стал выглядеть небезнадёжно. Отклик на наши вакансии оказался неплохим. Играющим на руку фактором стала кадровая геронтофилия в тех же Италии и Испании — даже талантливой молодёжи в околомедийной сфере предлагается мало рабочих мест и не такие уж блестящие карьерные перспективы.

Например, глава нашего испаноязычного направления, хоть и дипломированный медийщик и двинутый (как и мы все) на спорте парень, прежде работал на колбасном заводе.

Чуть сложнее оказалось с арабской и индонезийскими командами — это до сих пор иногда переговоры с Марсом. Но подход learning by doing срабатывает и здесь.

Да и при найме иностранцев нам даже не пришлось отходить от баланса зарплат, устоявшегося в российском проекте. Все работают на таком же уровне, если пересчитать по курсу.

Иногда деньги проще заработать, чем привлечь инвестиции

Околомедийная сфера последние несколько лет вызывала у инвесторов плохо скрываемый скепсис (кстати, зря: медиапотребление в мире продолжает расти, упираясь уже в лимиты времени, которое человек проводит не во сне). В нашу способность построить нужный не только в России продукт тоже верили, прямо скажем, не все.

Мы угрохали уйму времени и сил, убеждая инвесторов в том, что наша затея — не совсем безумие, пока в какой-то момент не поняли, что, потратив время и силы на продукт и продажи, увидим деньги быстрее. Уже сегодня у Tribuna Digital есть несколько не русскоязычных рынков с отлично сходящейся экономикой, инвестировать в развитие отчасти получается из оборота.

Небольшой лайфхак: первыми клиентами при вашем выходе на глобальные рынки могут стать российские компании.

По крайней мере, так получилось у нас. Мы в семь раз выросли за 2017 год, во столько же раз рассчитываем вырасти в 2018 году и уже обладаем достаточно большой, вполне лояльной аудиторией.

Но для появления устойчивого спроса у глобальных рекламодателей (большая часть нашей выручки — рекламная) нужно нечто большее: время, бренд, знакомства. Рекламный рынок инертен, что мы поняли в своё время ещё в России, когда три четверти аудитории Sports.ru уже было в мобайле, а продавался в основном десктоп.

В итоге первыми нашими клиентами на международных рынках стали другие российские бизнесы, работающие глобально, но уже знающие нас по России. «Аэрофлот» (спонсор «Манчестер Юнайтед»), 1xBet, «Касперский». Если вы тоже уже вошли в «долину смерти» своим международным стартапом, подумайте, кто из доверяющих вашему российском опыту людей может помочь вам пройти её и не умереть.

Нам понятнее, что старые медийные модели не летят, — и мы упорнее в построении новых.

Медиа и сервисы — такая же огромная и нужная людям индустрия, как музыка, коммуникации или транспорт. И она точно так же находится в стадии мощнейшей трансформации, требующей радикального изменения подходов к продукту, контенту, маркетингу.

С условно американской или британской колокольни это видно чуть хуже, чем с нашей: на огромных, богатых рынках можно продержаться какое-то время, чуть ужимаясь, отделываясь косметическими изменениями. В России и во всей Восточной Европе это давно не так: рынок классических медиа обрушила не только эта трансформация, но ещё и кризис.

У нас чуть раньше, чем на Западе, не осталось никаких способов выжить без изменений: без построения большого лояльного сообщества, активного вовлечения пользователей в развитие (что мы уже давно делаем на Sports.ru), мобилизации продукта и переизобретения маркетинга.

Может быть, поэтому в Восточной Европе в медийной сфере возникло столько проектов, кратно растущих в мире каждый год за счёт принципиально новых подходов. Помимо Tribuna Digital это, например, российский AdMe или Brightside, украинский медиахолдинг Genesis, литовская Bored Panda. У всех них уже десятки миллионов пользователей по всему миру, включая США.

Не бойтесь делать глобальные проекты. Это не только страшно, но и страшно интересно.

2424
18 комментариев

Sports.ru — 🔥 🔥 🔥 Два вопроса:

1. Зарубежные пользователи такие же активные, как и наши? На Sports.ru порой скучные новости превращаются в хиты из-за смешных комментариев. Заметил за собой в последнее время, что читаю только заголовки и комментарии.

2. На какие крутые международные проекты еще можно посмотреть, кроме Onefootball?

2
Ответить

1. Да, и это самое поразительное. Нашим нерусскоязычным комьюнити всего год, и там уже процент вовлеченности и количество коментов такое же, каие были в Sports.ru на 15-м году жизни. Особенно в английском языке, где у нас пока больше половины аудитории.

2. Самое крутое всё в Штатах и про американские виды спорта. В футболе – по цифрам и качеству больше всех Onefootball, дальше прям много разных проектов, включая проинвестированный из России израильский 365Scores, шведскую Forza и т.д..

1
Ответить

Спасибо за статью. Какие у sports следующие шаги в плане развития?

И кстати, уже устойчивое недовольство приложением на Oreo, писал в поддержку (даже 2 раза), но подвисающие (и тормозящие) экраны так и не убрали.

Ответить

Спасибо и вам. Да дофига всего еще делать даже в России, не говоря уже про мир, где мы только начинаем. Улучшение мобильных приложений – одна из ключевых как раз задач. Если вы дадите мне чуть больше деталей, что именно подвисает и в каких ситуациях – пойду лично выяснять. navosha@tribuna.com

7
Ответить

Дмитрий, а контекстную или таргетированную рекламу в ваших приложениях дать можно?

Ответить