Ауч, как дорого, или почему растут цены на такси
У людей сейчас потребность ездить на такси больше, чем до пандемии. Вырос спрос, и обратное произошло с предложением из-за того, что закрыты границы. Люди уезжали, например, к своим семьям и больше не могли вернуться. Это привело к тому, что спрос вырос, а десятков процентов водителей не достаёт по всей стране.
Это крайне спорное высказывание на многих уровнях.
Если такое говорит директор компании, он должен быть готов подкрепить свои слова данными.
На каких данных базируются представления Худавердяна? Кто знает, напишите в комментариях.
Поверить в то, что ведущий представитель «Яндекса« не в курсе темы, простите, не готов. Дело в том, что в каком-то лохматом далёком году я ходил на своё единственное собеседование в технологический гигант.
Молодой сотрудник компании искал людей на новый транспортный проект в рамках «Яндекса», о котором тогда никто ещё не знал. Это было такси, а сотрудником тем был Худавердян.
К размышлениям директора Яндекса я ещё вернусь, пока же моя версия происходящего. И пожалуйста, будьте добры не согласиться с ней и поспорить в комментариях.
- Спрос вырос на такси к концу года, с этим спора нет.
- Базовое правило системы: когда не хватает машин, цены будут расти, это хорошо знакомо всем пользователям такси.
- А вот в причинах нехватки машин у нас небольшое расхождение во мнениях.
- Да, действительно, некоторые трудовые мигранты могли столкнуться с трудностью мобильности, потому что экономики региона ещё лихорадит от последствий коронавируса.
- Впрочем, нельзя сказать, что это оказало существенное влияние на индустрию такси. Иностранные работники есть, и их довольно много.
- Напротив, есть два другие более значимых тренда.
- Во-первых, структурные проблемы а других отраслях приводят к тому, что желающих работать в такси… стало не меньше, а больше.
- Остался без работы, иди подработай в такси или курьером — теперь вполне типичный сценарий.
- Во-вторых, в конце года стала особенно заметна тенденция на подорожание машин для самих водителей такси.
- Причин этому несколько. Как вы прекрасно знаете, выросли цены на машины. Однако, также и вырос спрос на саму работу в такси.
- Существенное повышение стоимости аренды такси для водителей связано прежде всего с резким ростом спроса на машины со стороны рабочей силы, то есть самих водителей.
- Это явление продлится минимум до середины января, при этом может принять и черты постоянного изменения цены, то есть цены на машины никто опускать уже не захочет при условии сохранения высокого спроса.
- Умолчал директор «Яндекса» и ещё об одном факторе. Заметно усилилось госрегулирование такси.
- В Москве (и Шихман, которая подняла тему цен, и сам Худавердян из Москвы) это проявляется в ужесточении контроля за соблюдением водителями городских требований (путевые листы, лицензии и вот это все).
- Не стоит забывать о внедрении государственной системы допуска водителей к работе (КИС АРТ).
- Уже известны частые случаи блокировки водителей (а значит, они не могут выполнять заказы легально) по причине отсутствия учётной записи в этой системе.
- Стоит отметить, что некоторые парки отказывают в работе водителям без прививки, и делается это тоже по согласованию с городскими властями.
Резюмируя: текущая ситуация на рынке рабочей силы такси характеризуется большим (достаточным) количеством работников. Идёт массовый приток из других отраслей, где дела обстоят ещё хуже.
Рост цен на аренду такси свидетельствует о том, что никакой нехватки рабочей силы нет. Не хватает именно машин для работы, а желающих как раз навалом.
Теперь же вернёмся к словам Худавердяна. Согласитесь, это не глупый мужчина, который фактически придумал «Яндекс.Такси» как бизнес для головной компании.
Соответсвенно, он не может не знать о том, что творится в его детище. А значит, он произносит слова про нехватку трудовых мигрантов, преследуя какие-то свои бизнес-цели стратегического характера.
Мое предположение: директор «Яндекса» играет в какую-то игру на высоком уровне, связанную с лоббированием.
«Яндексу» просто зачем-то нужно больше трудовых мигрантов в стране для более устойчивого развития. Но это никак не связано с нехваткой рабочей силы в такси сегодня.
А вам как кажется?
Комментарий недоступен
У меня к Яндексу в этом плане только одна претензия и как раз по поводу повышенного спроса постоянного.
Я как человек понимаю, что цены слишком низки, и как человек, которому такси нужно, готов платить больше.
Но вот этот вечно повышенный спрос мною воспринимается как какая-то наебка.
Такси и не обязано приносить высокую прибыль.
Такси нужно рассматривать как временную подработку людям, которые попали в трудную финансовую ситуацию (или их бизнес временно приостановился) и у них есть машина. Т.е. на пожрать хватит, оплатить коммуналку хватит, подлатать авто хватит - такая цена была до поглощения яндексом рутакси.
1. Это на какие машины то в 2 раза выросли цены? не видел таких.
2. Солярисы на газе ездят оказывается? да лан, никогда не видел в багажнике баллон (солярисы, поло, октавии, все эконом-комфорт. Иногда и D-класс приезжал)
Очень интересные размышления. Спасибо, что поделились.
А таксисты пропаном заправляются?
Во-первых, все дорожает, естественно, такси тоже. Во-вторых, не вижу в словах автора опровержения того, что не хватает таксистов из-за оттока мигрантов. Ну ок, в каких-то отраслях безработица, и что? Прямо все побежали работать в такси? Нет, более популярны другие варианты. Автор, вы приведите хоть какие-то статистические данные в пользу вашего утверждения, потому как выглядит очень слабо.
В строительной отрасли, кстати, тоже большие проблемы с набором работников из-за нехватки мигрантов. Уже пару лет как. И ситуация не меняется. И от этого зарплаты работников (особенно пробельных направлений) резко выросли. Что ж туда, как и в такси, никто толпами не идёт? Безработных же, говорите, много стало! Не идут! И там есть нюансы, но ключевое - отток мигрантов. Но не работая в этой сфере, вам со стороны будет казаться, что «да не может быть такого, вон же у меня знакомый архитектор полгода без работы сидит!»)))