Как не стать жертвой телефонных мошенников

Как не стать жертвой телефонных мошенников

Доброго дня! Хочу рассказать как не попасться на схему мошенничества которая поможет не дать телефонным жуликам опустошить ваши банковские счета.

Итак, начнем. У программного обеспечения всегда есть слабые места. Но каким бы навороченным ни было бы ПО, большинство проблем возникают по причине самого человека. В основном мошенники используют методы социальной инженерии. Им не нужно взламывать программы или похищать смартфоны в метро - все, что им нужно, это просто начать беседу с человеком.

Жулики буквально ломают мозги. Схемы обмана всегда разные, но их цель - выманить ваши деньги. В качестве жертв выступают люди вне зависимости от возраста - обмануть можно не только доверчивую пенсионерку, но и прогрессивного молодого человека.

Вступление

Для разбора взят часто используемый мошеннический кейс. Из-за него люди часто теряют свои деньги. Ниже будет приведен разбор сценария общения с мошенником с целью показать, как правильно себя вести, чтобы не потерять деньги.

Рекомендуется к внимательному и вдумчивому прочтению. Важно не только вникнуть в информацию, но и поделиться ей с теми, кем вы дорожите. Мошенники воздействуют на больные места, проводят искусную работу с пороками человека. Они выводят на эмоции, заставляют принимать необдуманные решения.

Обратите внимание! Номера телефонов и организаций взяты для примера. Мошенники могут звонить с любых номеров, менять голос во время звонка, представляться родственниками, сотрудниками правоохранительных служб и различных финансовых учреждений.

Эпизод 1. Начало

Итак, на ваш телефон поступает звонок. На экране мобильника отобразится номер 7 495 950 44 40 и он определится как Главное управление экономической безопасности МВД России по Москве. Вы поднимаете трубку.

Собеседником оказывается молодая приятная девушка. Она представляется старшим лейтенантом, называет свои ФИО и должность, а также номер удостоверения. Звучит убедительно. Она обращается к вам по имени и отчеству, что вызывает доверие.

Девушка спросит, получали ли вы повестку о явке в столичное отделение полиции по месту вашей прописки и знаком ли вам гражданин Петров Николай Николаевич. Вы ответите отрицательно, так как повестка вам не приходила, а Петрова вы знать не знаете.

Как только вы дадите отрицательные ответы на вопросы, собеседница даст пояснение. Она скажет, что этот гражданин Петров на днях пришел в отделение Сбербанка с нотариальной доверенностью от вашего имени и данными о лицевом счете, а затем совершил попытку оформить кредит на огромную сумму денег наличными.

Работники банка конечно же насторожились. Они стали уточнять, кем именно приходится вам гражданин Петров и на каком основании он собирается оформлять кредит в ваше отсутствие. Петров выкрутился и сказал, что вы в больнице и готовитесь к серьезной и дорогостоящей операции. Как раз на нее и нужны деньги.

Мошенница в телефонной трубке будет давить на вас психологически. Она заявит, что Петров в банке вел себя подозрительно. Для проверки была вызвана служба безопасности. Николай Николаевич испугался такого поворота и сбежал. Как оказалось, он серийный кредитный мошенник и находится в федеральном розыске. Вы - его следующая цель и ваши деньги в опасности.

После того, как девушка расскажет эту историю, она вежливо попрощается, скажет вам ждать звонка из службы безопасности банка и положит трубку. Ей якобы больше ничего и не нужно - вы же ничего не знаете о господине Петрове.

Такие звонки могут заставить понервничать. Откуда человек взял ваши личные данные для оформления кредита? В большинстве случаев возникают сомнения в искренности телефонного собеседника. Списки сотрудников МВД находятся в открытом доступе в Интернете на сайте ведомства. Для мошенников не составляет сложности назваться именем человека, который работает в правоохранительных органах.

Эпизод 2. Звонок из Центрального банка России

Далее вам позвонят с 7 495 771 91 00 и определитель подскажет, что это звонит некто из Центрального банка России. Собеседник представится сотрудником службы безопасности Центробанка. Вы услышите ФИО и должность. Если проверять на сайте регулятора, то все совпадает.

По телефону вам напомнят, что вышеуказанный Николай Николаевич в розыске. Это тот, кто пытался взять на вас кредит. Все в порядке, на него уже заведено уголовное дело по факту мошенничества. Вас будут затягивать в игру, так как для вас уже отведена особая роль - роль свидетеля.

Уже тут закрадывается подозрение - почему банковский работник говорит о таких вещах и откуда он знает такие нюансы. На этом этапе можно понять, что звонит мошенник и прекратить общение.

Если этого не произойдет, то собеседник будет дальше вовлекать в общение. Он спросит, были ли вы на подозрительных сайтах, брали ли микрозаймы, делали ли ставки на спорт и прочее. Главное - поддерживать беседу, проникать в доверие к жертве. Вас заваливают информацией, специально дезориентируют.

Внезапно звонящий скажет, что мошенник может находиться прямо в банке. Нужно только его найти и наказать. Вас будут просить о содействии и о том, чтобы вы никому не рассказывали о звонке и попытке открыть на вас займ. Все данные якобы будут предоставлены в Следственный комитет. Вам скажут, что ситуация взята на контроль, и попрощаются.

Эпизод 3. Звонок из Следственного комитета

Вам не дадут передышки - почти сразу же поступает звонок из Следственного комитета. На экране мобильного высветится, что звонят именно из этого ведомства.

Определитель будет доказывать, что звонят лично из учреждения, подотчетного Александру Бастрыкину. В трубке будет уверенный мужской голос, а ФИО и должность совпадут с теми, что отмечены на сайте ГУ СК России.

Мужчина представится подполковником и будет давить на то, что нужно сменить единый лицевой счет. Это якобы защитит ваши кровно заработанные. Будет долгий разговор о мошенниках, о том, как у людей похищают миллионы. К вам будут втираться в доверие. Общение с “подполковником” будет дружеским - он просто дает вам советы. Затем он попрощается и скажет, что с вами еще свяжутся сотрудники Центрального банка России.

Эпизод 4. Еще один звонок из Центробанка

Этот звонок поступит молниеносно, стоило только закончить беседу с “подполковником”. Собеседник сходу заявляет, что является вашим доверенным лицом из Центрального банка России, и скажет, что нужно переоткрыть единый лицевой счет. Для этого требуется вывести со старого счета все деньги, положить их на резервный счет и затем перевести на другой. Вас будут заверять, что деньги с резервного счета мошенники не тронут.

Собеседник будет говорить, что вы сможете поймать преступника (того самого Николая Николаевича), который обманул сотни граждан. Также он даст слово, что ваши деньги в безопасности, ведь он несет финансовую и юридическую ответственность за их сохранность. Звучит убедительно?

Эпизод 4. Еще один звонок из Центробанка

Если согласиться на эти условия, жулики передадут инструкции и потребуют их соблюсти в точности. Тут есть разные варианты: вам могут прислать инструкции в мессенджеры или на электронную почту. Или могут манипулировать вами по телефону. Мошенникам нужны ваши личные данные, чтобы похитить ваши честно заработанные или взять на вас кредит. А еще они могут заставить вас самостоятельно отправить деньги на их счет. Злоумышленники действуют по ситуации - кто-то запугивает, нагнетает обстановку, а другие пытаются вести себя с вами как добрые друзья.

Если вы сомневаетесь, в доказательство могут прислать плохо подделанные документы. Это будет подтверждение правдивости слов мошенников. На тех, кто продолжает сомневаться, оказывается психологическое давление.

Когда жертва соглашается сделать все, как говорят в трубке телефона, ее направят в ближайший банкомат или попросят назвать код из SMS. Так деньги и исчезают с банковских счетов.

Обычно требуется сделать следующее:

  • снять со счета все деньги в банкомате (не в банке);
  • внести их на “специальный” счет, который назовут мошенники.

В телефонной трубке будут говорить, что есть страховка от Центрального банка России на случай ЧП, что деньги меченые, поэтому преступник будет пойман в считанные часы и прочая подобная ерунда. Идти в банк не советуют - якобы там могут работать пособники Николая Николаевича. Будет выбран конкретный банкомат, ближайший к вашему дому.

Как быть в данной непростой ситуации?

Если вы ранее не сталкивались с правоохранительными органами, их звонок может оказаться пугающим. Важно не паниковать, держать себя в руках. Сразу никого никуда посылать не нужно - бывают ситуации, когда действительно звонят полицейские. Ваш номер, теоретически, может набрать и сам глава Следственного комитета - кто знает? Но и он не будет поднимать личные и, тем более, секретные темы по телефону. Вас должны пригласить на встречу. Помните, что вы - не преступник, вам нечего бояться.

В случае, если у вас есть сомнения в честности телефонного собеседника, потребуйте направить вам уведомление заказным письмом на почту под роспись. Или, если есть такая необходимость, пусть вам организуют сопровождение участковым полицейским. Не стоит бояться правоохранителей - они действуют корректно и по справедливости с добропорядочными гражданами.

Вам часто звонят из банка и говорят, что с вашим счетом что-то не так? Вряд ли. Обычно банковские работники пытаются вам что-то продать, а не расследуют дела по поимке мошенников. Жуликов ловят уполномоченные органы, а не банкиры.

Как быть, если ваши деньги украли?

Если ваш счет опустошен и вы поняли, что совершили ошибку, немедленно обращайтесь в ближайшее отделение банка. Нужно написать подробное заявление о случившемся. Придется потратить время и описать положение дел в двух копиях. Одна останется вам, а вторая - банку. В банковской организации, кстати, могут отговаривать писать заявление в первые часы после происшествия, якобы это бесполезно. Никого не слушайте и пишите.

Также понадобится написать заявление в полицию. Это делается как можно скорее. Сотрудники полиции могут отказываться брать заявление - настаивайте и берите талон. После этого, спустя несколько дней вас вызовет следователь. Он задаст уточняющие вопросы. Не стесняйтесь, рассказывайте честно об инциденте, пусть вам за него и стыдно. Не выдумывайте и не преуменьшайте - все нужно рассказывать так, как это было.

Для чего это делается?

В разных банковских организациях защита от подобного мошенничества работает по-разному. Есть вероятность, что деньги еще не дошли до жуликов. Их в таком случае заморозят и вернут вам, если это возможно. Нужно только успеть оповестить местные службы безопасности, что вас обманули.

Вместо вывода

Данная статья призвана научить вас разбираться в видах мошенничества, определять, кто с вами разговаривает по телефону и чего ему нужно. Если вы поняли, что звонят мошенники - бросайте трубку, блокируйте их номера, не тратьте время. Расскажите о полученных знаниях родственникам и близким людям, особенно пожилым. Детей и подростков держите подальше от банковских карт, в частности, зарплатных - они также могут оказаться жертвами мошенников. Несовершеннолетними довольно просто манипулировать.

Если вам понравилась эта статья, расскажите об этом в комментариях. Хотите разобрать другие виды мошенничества и социальной инженерии? Пишите свои пожелания, обсудим.

Великий и ужасный Сергей Сталь

Редактор Александра Калюжная

Прошу обратить особое внимание данная статья написана мной и дублируется в следующие источники

Хабахабр

codeby.net

4 комментария

Бегло полистал не читая, в конце бредятина. Деньги воруют переводами, которые выполняются моментально, заморозить или отменить их нельзя, деньги никогда и никто не вернет.
Заявление в ментовку окончится тем, что пришлют отписку о приостановлении дела в связи с невозможностью установить личность преступника.

Спасибо, что потратили время на чтение! Считаю важным помогать общественности с решением таких злободневных проблем. Да, в большинстве случаев деньги уходят безвозвратно, но есть и истории с хорошим концом. Надеюсь, что со временем (и благодаря моей работе) их будет больше!
Отличного вам дня!

Бегло пролистал ваш коммент не читая. В конце бредятина.