Как мы запускали бесплатные онлайн-курсы Kolesa Upgrade: с нуля до конверсии в 60%

Бум на онлайн-курсы пришелся на карантинный 2020-й год. Мы не стали исключением, хотя сама идея возникла задолго до пандемии. Kolesa Upgrade — совокупность наших знаний, опыта, экспертизы. И мы решили поделиться всем этим с рынком абсолютно бесплатно.

Как мы запускали бесплатные онлайн-курсы Kolesa Upgrade: с нуля до конверсии в 60%

В статье расскажем о болях, удачных решениях, лайфхаках, цифрах и поделимся просто честным мнением на тему — стоит ли ввязываться в эту авантюру. Красной нитью статьи станет вопрос “Как сделать так, чтобы как можно большее количество релевантных участников эффективно освоили знания и дошли до конца обучения?»

Предыстория

Идея о запуске курсов в IT возникла летом 2019-го. Зимой 2020-го шла активная подготовка: нашли аудиторию, собирались закупать мебель и оборудование. Все планирование накрылось в ковидном марте 2020, когда весь мир замер в неизвестности.

Но когда болеешь проектом, обязательно найдется выход. 2 дня интернет-серфинга в поисках идей, 2 дня на новую стратегию и 1 звонок руководителю — мы приняли решение запускать онлайн-курсы.

Зачем нам вообще проводить бесплатные курсы?

- Мы можем влиять на рынок и на уровень IT-образования более масштабно,

- мы знакомимся с крутыми специалистами,

- появляются лояльные ребята, которые в будущем возможно присоединятся к нашей команде,

- наши сотрудники приобретают новые навыки преподавания,

- наши сотрудники тоже проходят курсы с участниками с рынка и прокачиваются.

Кейсы: менеджер по продажам переквалифицировался в Android-разработчика после курсов по Android, бренд-менеджер после курсов по продуктовому менеджменту пилит корпоративный интранет совместно с командой разработки.

С чего начать, когда проект утвержден?

Определиться с направлениями, по которым хотим провести курсы, и рассказать идею команде. Первый запуск у нас был в октябре 2020 года по 2-м направлениям:

• Мобильное тестирование.

• Android-разработка. Кстати, даже не зная, что мы готовимся к запуску, Android-разработчики сами пришли с идеей о курсах.

Кратко по пунктам о том, что нужно определить на старте проекта:

• собрать команду лекторов и менторов,

• определить уровень курсов,

• составить программу,

• распределить между командой,

• проработать лекции с точки зрении методологии.

Как рассказать всем о новом курсе?

С самого начала надо было ответить на несколько главных вопросов:

1. Кому мы рассказываем и про что?

2. Как мы будем оценивать эффективность наших PR-активностей?

1. Аудитория и посыл

Казалось бы, с этими 2 вещами все будет легко. Но только на 2 фразы на главной странице лендинга мы потратили 4 часа усиленного мозгового штурма.

Что мы предлагаем рынку?

По факту. Онлайн-курс по IT-направлениям, бесплатный, созданный нашими же сотрудниками. Чтобы попасть на курс, нужно пройти 2-этапный отбор.

Но! Онлайн-курсов, даже бесплатных, на тот момент было много. Мы никак не выделились бы на фоне.

Что мы предложили в итоге? Возможность получить профессию в IT или перейти в IT из другой сферы. Этот посыл сильнее по эмоциональному окрасу и имел больше шансов затронуть аудиторию.

Немного забегая вперёд. Благодаря курсам многие из участников действительно перешли в IT, кто-то поднялся в грейдах или получил повышение по зп.

Как составляли аудиторию?

Онлайн-курсы мы делаем или для новичков или для уже практикующих специалистов. Поговорим о том, как работали с 1-й аудиторией.

Выделили 3 крупные категории:

1. Начинающие специалисты. Школьники последних классов, студенты и только окончившие вузы студенты.

2. Уже практикующие специалисты, которые хотят прийти в IT из другого направления.

3. В целом работающее население. Да-да, сарафанное радио никто не отменял. Но это была менее приоритетная категория, по которой мы работали отдельно.

2. Как мы оценивали эффективность наших активностей?

1. Строили воронки. Для курса был создан отдельный лендинг на Tilda, через который мы могли отслеживать количество и источники заявок.

2. Для каждой из площадок (пресса, блогеры, соцсети, чаты, подкасты, email-рассылки, таргет, контекст и др) создавали уникальную ссылку с UTM-метками.

3. Ссылку с UTM преобразовали в короткую ссылку через надежный сервис-сокращатель. Здесь важно найти такой, который позволит отслеживать клики по ссылке. Ну, или запилить самим)

4. Вместе с HR создали табличку, чтобы отслеживать конверсии на каждом этапе отбора.

Что по итогу? Ежедневно мы могли отслеживать:

- количество уникальных посещений сайта,

- источники трафика,

- количество заявок и откуда сколько пришло,

- количество прошедших каждый этап отбора (считали конверсию).

В финале мы можем сказать, сколько человек пришло на курс с каждой нашей PR-активности вплоть до имен.

О самом сложном и интересном: как определить уровень курсов и какие знания вы будете давать на курсе?

За основу мы взяли грейды нашей компании, чтобы определить, какого уровня наши студенты должны достичь. Каждый грейд расписан по навыкам и поделен на 3 подгрейда, например, Junior 1, 2, 3.

Для программы курсов, мы идем от обратного. При запуске курса для начинающих в Android-разработке мы предположили, что участник Upgrade к концу курсов должен был обладать знаниями Android-разработчика уровня Jun 2. И так как у нас уже были расписанные навыки для J2, оставалось их преобразовать в последовательные лекции, а затем и в программу курса.

Важно! Работать со спикерами с точки зрения методологии:

  • как правильно вести лекцию,
  • как донести сложный материал простым языком,
  • как менторить студентов,
  • как сделать так, чтобы студенты слушали лекцию и не занимались параллельно другими делами.

Факап. В начале мы не знали, как правильно всё сделать, в итоге Android-разработчики очень сильно вложились и выдохлись. Грозит быстрым перегоранием.

Кто нужен для запуска проекта?

Мы не тратим большие ресурсы и бюджеты при пробных запусках, а в условиях пандемии это было и вовсе нереально.

При подготовке к курсу и при запуске участвовали:

  • команда обучения
  • PR-команда, чтобы привлечь правильную аудиторию
  • дизайнеры, которые сделали классный лендинг и всю визуальную айдентику
  • команда маркетинга, которая помогала со сбором заявок

В команде обучения было всего 2 сотрудника, которые отвечали за запуск и администрирование курсов. Примерный список задач:

  • разработка методологии
  • подготовка спикеров и программы + прогоны лекций
  • наполнение Google Classroom контентом (правила, полезные материалы)
  • работа со спикерами и менторами
  • проведение онлайн-лекций через Zoom или другие онлайн-сервисы
  • обратная связь студентам
  • домашние задания и успеваемость

На старте мы не привлекали методолога, сами изучали основы и помогали ребятам сделать правильную программу.

Чтобы курс был — огонь, а показатели — круты и нравились бизнесу, нужно было подумать над УТП. Главной изюминкой курсов стала практика. Разбирали код на реальных примерах, Android-еры лайвкодили вместе со студентами. Код проверялся в pull request. Студенты были в восторге, и обучение было эффективным.

Мировая статистика показывает, что на бесплатных курсах только 20% студентов доходит до финала. Это был бы плохой результат для нас. Проект мы обвешали метриками:

  • NPS
  • Оценка спикера
  • Поддержка администраторов
  • Сложность лекций и домашних заданий

Верхнеуровневый показатель — процент прохождения курса до конца и получение сертификата. Чем выша цифра — тем круче прошел курс.

Как сделать так, чтобы студенты доучивались до конца?

  • Проводим правильный отбор. Курс — бесплатный, поэтому желающих тысячи. Цель отбора — понять, насколько программа подходит студенту: совсем зеленый или уже оверскилл + мотивация.
  • Есть правила. 3 пропуска лекций — вылет. Да, мы следим за посещением. Проверяем успеваемость: домашки и их качество. Правила жесткие, но ребята осознанно и ответственно относятся к курсу.
  • Наши менторы плотно работают со студентами, проверяют домашки и дают рекомендации.

До конца курса сейчас доходят 60%, многих мы отчисляли сами за равнодушное отношение к курсам.

Подводим итоги:

Запуск онлайн-курсов стоит того. Готовя лекции, мы сами учились, оттачивали навыки и находили инсайты. За чуть больше год мы провели 6 потоков: product-менеджмент, автоматизация Web QA, мобильное тестирование, Android-разработка, frontend-разработка и HR-менеджмент в IT.

Люди идут за знаниями и экспертами. Мы помогаем студентами научиться делать круто, чтобы им легче было дальше строить свою карьеру в IT.

Одна из ключевых целей Kolesa Upgrade — через обучение положительно влиять на казахстанский IT-рынок, на его развитие и рост количества специалистов.

11
3 комментария

Александр, добрый день. Вся статья посвящена тому, КАК мы делали курс.
Зачем мы их запустили, с чего начали проект, как пиарили, как составляли лекции, каких людей задействовали, что взяли за утп, на какие показатели ориентируемся.
В статье мы не писали про то, что за 3 мес создали специалистов)

По поводу фидбека об уровне подготовки студентов. Мы получали много положительных отзывов от компаний-друзей, которые собесили ребят. Особенно после курсов по менеджменту. Поэтому здесь показания разнятся.

1
Ответить

Работаю Team Lead’om и так смешно читать, честно. Сами колёса отбирают ребят, которые учат годами какое-то направление и их прогоняют через несколько стажировок и только потом берут 1-2 из сотни. А тут по преподавали 3 месяца и сразу «специалист» получился, давайте говорить правду, а пока это смешно. Без негатива, сухие факты. Причём встречал и собеседовал ребят, которые были с сертификатом от колёс, честно специалиста не увидел, увидел только псевдоджуна, который думает что за 3 месяца он познал направление в разработке/менеджменте. Правильно говорить что вы на своих курсах познакомили людей с направлением(ями) в сфере айти, но никак не создали специалиста.

Ответить

Александр, доброго времени суток) я являюсь выпускницей первого потока Kolesa Upgrade по направлению Android, и могу сказать, что многие из нас сейчас работают в этом направлении, знаю ребят поимённо, лично я работаю уже больше года :) на этих курсах менторы дали сильную базу за очень короткое время, огромную мотивацию и мощный толчок с "мертвой точки", за что я благодарна бесконечно ) никакого негатива, сухие факты )

Ответить