Оплата по QR-коду: почему динамический лучше, нужна ли касса и при чем тут программы лояльности

Оплата по QR-коду встречается все чаще: в кафе и небольших магазинчиках красуются таблички с QR-кодом, а в розничных сетях, вроде Fix Price или МТС, для оплаты покупки печатают его на пречеке. Покупателю достаточно его отсканировать и оплатить через мобильное приложение своего банка.

Предприниматели сомневаются, заменит ли сервис традиционную оплату по карте — процесс оплаты по нему кажется долгим, а выгода для покупателя непонятной. В статье эксперты компании-разработчика кассового ПО «БИФИТ Касса» отвечают на вопросы покупателей и продавцов по использованию СБП.

Оплата по QR-коду: почему динамический лучше, нужна ли касса и при чем тут программы лояльности

Система Быстрых Платежей: краткая сводка.

Система быстрых платежей (СБП) заработала в России в начале 2019 года. Среди ритейлеров одним из первых, кто запустил оплату покупок по QR-коду была группа «М.Видео-Эльдорадо», среди интернет-магазинов — маркетплейсы Wildberries и Ozon.

Начало пандемии и взрывной рост интернет-торговли дали толчок к развитию. С начала текущего года каждый месяц на 20-30% растет количество компаний, присоединившихся к СБП, на 20-40% — количество платежей через нее.

Источник: данные Райффайзенбанка
Источник: данные Райффайзенбанка

Тарифы СБП гораздо ниже традиционной безналичной оплаты: 0,4-0,7% против 2-3% с платежа. Благодаря этому уже через пару месяцев после внедрения компании стали разрабатывать свои системы лояльности при оплате заказов через СБП — к примеру, клиенты Wildberries получали кэшбэк до 10% с покупки.

Особенно заинтересованы в сервисе услуги доставки и сфера общепита, ведь оплата по QR-коду экономит средства на покупку банковских терминалов каждому курьеру или официанту.

Нужна ли онлайн-касса при оплате через СБП?

Оплата по QR-коду — это один из способов безналичных платежей. Если таким образом оплачивает физлицо, по Закону № 54-ФЗ продавцу необходимо использовать онлайн-кассу и формировать чек. Существуют исключения, полный перечень которых указан в ст. 2 вышеуказанного закона.

При перечислении средств по СБП между юрлицами и ИП на реквизиты расчетного счета онлайн-касса не нужна.

Что выбрать: статический или динамический QR-код?

Существует два вида QR-кода для оплаты — статический и динамический.

Статический предприниматель получает в банке, затем распечатывает и располагает перед глазами готовых к оплате покупателей. Он содержит неизменную информацию — только реквизиты продавца, а сумму покупки вводит самостоятельно покупатель.

Способ самый простой и дешевый, но несет в себе определенные риски и неудобства:

  1. Процесс оплаты происходит дольше, чем по карте: покупателю нужно больше времени, чтобы отсканировать код, ввести сумму и показать кассиру, что оплата прошла успешно.
  2. Нет автоматизации — кассир формирует чек отдельно от оплаты. По закону чек должен пробиваться в момент расчета, если покупатель присутствует при оплате лично.
  3. Покупатель может неправильно ввести сумму — забыть один нолик, не добавить копейки или случайно переплатить. Кассиру потребуется время, чтобы оформить корректную оплату.
  4. Велик риск обмана: покупатель может показать ненастоящий скриншот оплаты, сделать вид, что телефон выключился или завис. Если собралась очередь, это может вызвать дополнительный негатив.

«БИФИТ Касса» рекомендует переходить к использованию динамических QR-кодов — они уже содержат всю информацию о покупке. Эти коды получают не в банке, а формирует их кассовая программа.

Кассир, как обычно, при продаже подбирает необходимый товар или услугу в каталоге или сканирует штрих-код, выбирает безналичный вариант оплаты и программа формирует QR-код. Его можно показать на экране смартфона, компьютера, Android-кассы или монитора покупателя, а можно распечатать на пречеке.

Покупателю ничего вводить не нужно — достаточно отсканировать QR-код и провести оплату через мобильное приложение своего банка. Ошибки и обманы сведены к минимуму, а фискализация автоматизирована — после оплаты онлайн-касса распечатает фискальный чек.

Плюсы и минусы статического и динамического QR-кода
Плюсы и минусы статического и динамического QR-кода

Перевод на карту или оплата по QR-коду?

Бывает так, что вы зашли в кофейню или магазин, а там не работает терминал для приема оплаты по карте или, более того, он совсем отсутствует. Продавец просит оплатить наличными или протягивает бумажку с телефоном для перевода денег на его личную карту. Такой вариант все чаще вызывает негатив — наличные не всегда с собой, а переводить средства незнакомцам себе дороже. Если банк посчитает операцию подозрительной, карту заблокируют.

Сначала отметим, что получать деньги от покупателей на банковскую карту без формирования чека — незаконно. Продавец рискует получить штраф от налоговой и блокировку счетов. Покупатель в свою очередь не получает чек за оплату, соответственно, есть риск отказа при возврате средств за некачественный товар или неоказанную услугу.

Для оплаты по QR-коду не нужен банковский терминал. Даже в случае его поломки продавец продолжит легально принимать оплату безналичным способом, а покупатели будут спокойны за свои деньги.

Процесс оплаты через СБП с помощью кассовой программы
Процесс оплаты через СБП с помощью кассовой программы

Возврат покупки через СБП.

Буквально сразу после внедрения покупатели и ритейлеры отметили отсутствие в СБП «чарджбэка» — возврата денег покупателю в случае отказа от товара или ошибочных списаний. Это вызвало вопросы, но не было большой проблемой для компаний: «М.Видео-Эльдорадо» и «Золотая корона» отмечали, что возврат средств производят с помощью других способов.

«Чарджбэк» через СБП реализовали в середине 2021 года — возврат может быть как частичным, так и на полную сумму. Деньги поступают на счет покупателя моментально.

Клиенты не хотят платить по QR-коду — у банковских карт есть кэшбэк! А у СБП что?

При оплате банковской картой существует такое понятие как «интерчейндж». Продавец платит комиссию за каждый платеж своему банку, а тот отдает большую часть этой суммы банку, который выпустил карту покупателя. Средства, полученные благодаря интерчейнджу, банки используют для создания программ лояльности, в том числе для начисления кэшбэка.

Клиенты охотнее пользуются банковскими картами, ведь приятно получить какую-то часть трат обратно на счет.

При оплате по СБП нет интерчейнджа, отсюда и уменьшенная комиссия. Банки покупателей не получают дополнительную выгоду и кэшбэк начислять не с чего. Это может оттолкнуть покупателей.

Схема взаимодействия банков, продавцов и покупателей
Схема взаимодействия банков, продавцов и покупателей

Задача стимулировать клиентов платить чаще по QR-коду перешла к мерчантам, т.е. продавцам. Для этого они могут создавать собственные программы лояльности, предоставлять дополнительные скидки и привилегии или выделять особые товары, которые можно приобрести только через СБП.

Как мы уже упоминали выше, Wildberries предоставили собственный кэшбэк в 10% за оплату по QR-коду, АЗС «Shell» и магазин «Связной» начисляют дополнительные баллы, которыми можно оплатить будущие покупки.

Таким образом, перед продавцами встает два пути: продолжать использовать для приема оплаты традиционный эквайринг и платить повышенную комиссию или перейти на СБП и разрабатывать программы лояльности к ней.

Оплата по QR-коду: почему динамический лучше, нужна ли касса и при чем тут программы лояльности

В современных кассовых программах уже добавили функционал для создания собственных программ лояльности. Использовать их для стимулирования оплаты по QR-коду — это лишь один из вариантов. За счет них даже маленькие магазины могут применить на практике опыт более крупных ритейлеров и увеличивать лояльность постоянных покупателей.

Резюме.

Принимать оплату по QR-коду равняется экономить на комиссии банку и банковских терминалах. Чтобы избежать дополнительных рисков и автоматизировать формирование чека, используйте динамические QR-коды. Они создаются при каждой безналичной оплате в бесплатной кассовой программе.

Чтобы покупатели чаще использовали QR-коды, внедрите программу лояльности — например, дарите дополнительные баллы за покупки с помощью СБП в вашем магазине.

Подписывайтесь на наш инстаграм: @bifit.kassa

Также полезно почитать:

55
7 комментариев

Как покупатель резко против оплаты по qr кодам.
Первая и самая главная причина, невозможность оплаты без интернета. У меня часто бывает так, что в зданиях полностью или частично пропадает мобильный интернет. Собственно ни о какой оплате речь не идет. Я даже в мобильный банк не зайду.UPD Оказываете в сбербанке есть возможность включить оплату по qr без интернета. Но это не отменяет другие причины.

Следующая причина это время. Разблокировать смартфон и поднести к терминалу, дело нескольких секунд. В отличии от оплаты по qr, где нужно разблокировать смартфон, зайти в приложение, включить режим оплаты по qr, навести камеру на код, подтвердить перевод. Думаю тут комментарии излишни.

или перейти на СБП и разрабатывать программы лояльности к ней. Мне вот фантики абсолютно не интересны. Как доп баллы еще возможно, но точно не вместо кешбэка рублями. Вы предлагаете по каждой кафешки, каждому магазину вести учет балов, следить за сроками покупателю? Это полный бред.

Пожалуйста не нужно тащить в Россию азиатчину.
Для меня будет поводом задумать о занесение в ЧС кафе, магазина если они введут оплату исключительно по QR, без альтернатив. Как доп способ - пожалуйста, но только не как единственный.

2

Конечно, как единственный вариант рассматривать оплату по QR во всех магазинах и кафе в текущих реалиях проблематично. Но есть такой бизнес, где это вполне уместная альтернатива — начинающий бизнес, магазины и торговые точки изначально без банковских терминалов (не принимают карты или просят перевести на личный счет), курьерские службы, интернет-магазины. Немного непонятно про учет баллов по каждому магазину — что вы здесь имеете ввиду? Сейчас практически каждое заведение или торговая сеть предлагают программы лояльности. В большинстве своем это автоматизированный процесс.

Оплата по qr коду максимально неудобная вещь! И без того на кассах долго думают, еще и этим дрочболом заниматься🤦‍♂️

1

Что с оплатой без интернета(плохое покрытие)? Давать пользователям свой WiFi?(а ведь пользователей надо идентифицировать еще)

С картами - можно оплату картой (с беспроводной оплатой), можно смарт-часами, можно смартфоном в ускоренном режиме (не надо ничего полноценно разблокировать). С QR - надо разблокировать телефон, затем разблокировать приложение банка,

С кредитными картами что? Оплата с их счета будет считаться переводом и комиссии будут как для перевода?

Телефон выключился или завис...а если он реально завис? Или вспыло предложение что-то там обновить и пользователь согласился?
Или приложение банка тупит?
C ApplePay/GooglePay - оплата в телефон достаточно глубокj интегрировано и затупить там ничего не может.

Что если для входа в приложение банка надо прокликать кучу баннеров (Ну такой вот банк) а тут очередь вопросы задает что это за тормоза?

Что если приложение банка тупо не читает этот QR-код но читает другие. С точки зрения покупателя - продавец отказывается продать товар и требует странного, хотя у покупателя все работает (мне вот несколько лет назад в одном региональном банке мелком в багтректере приходилось смотреть на кучу примеров QR-кодов(там это была коммуналка с квитанциями а не СБП но не важно) которые приложение либо не читало вообще либо читало на очень ограниченном количестве аппаратов. ). И тоже самое - может быть по причине например плохого света/грязной оптики.

Спасибо большое за такие развернутые вопросы! Взяли в работу, постараемся раскрыть их в следующих статьях.

1

Немного непонятно про учет баллов по каждому магазину — что вы здесь имеете ввиду? Сейчас практически каждое заведение или торговая сеть предлагают программы лояльности. В большинстве своем это автоматизированный процесс.

Это я к тому что кэшбек идет со всех покупок централизованно, на банковский счет. Сумму кэшбека можно посмотреть централизованно, в одном приложении.
Собственные программы лояльности это хорошо, но для их просмотра нужно будет заходить на сайт, в приложение. Причем для каждого магазина/кафе в свое. Это не очень удобно. Как дополнение к кэшбеку это хорошо, но в любом случае это не заменит кэшбек. Т.к баллы собственных программ лояльности не потратишь в другом месте.

Как вариант: остаток баллов магазин может также распечатывать на чеке, а покупатель может заранее перед оплатой поинтересоваться об остатке у кассира.

В любом случае, система достаточно новая, надеемся, что она будет развиваться и становиться удобнее как для продавцов, так и покупателей.