Агентство МЭЙК
7 093
Блоги

Разработка госсайта по дизайн-системе России

Опыт агентства интернет-маркетинга «Мэйк».

Поделиться

В избранное

В избранном

Минкомсвязи, AIC, «Лаборатория Артёма Геллера» и компания СТМ разрабатывают дизайн-систему для всех госсайтов России. Работать с ней смогут все, но хорошие сайты получатся не у каждого. Объясняем на примере, почему.

Мы разбили материал на две части:

  1. Работа над государственным сайтом. Как это бывает, к чему готовиться. Ленивые чинуши со стороны заказчика — правда или нет.
  2. Создание госсайта по дизайн-системе России. Что это и для чего. Какие ваши проблемы решит дизайн-система, и каков порог входа для работы с ней. Спойлер: эта штука может упростить жизнь только опытным и слаженным командам. Объясняем, почему.

Заказчик и его задача

В январе 2018 года состоялся релиз нового сайта администрации Кемеровской области ako.ru. На сайте власти публикуют пресс-релизы для СМИ, законы и официальные документы, а обычные граждане могут подать обращение, задать вопрос и получить консультацию.

Старый сайт был разработан десять лет назад, он требовал серьёзных изменений. На новом сайте нужно было сохранить функциональность и контент. Он должен стать простым и удобным, чтобы с ним могли работать все: от журналистов и студентов до пенсионеров. Помимо этого, заказчик хотел заложить основу визуальной составляющей всех сайтов области.

К сайту не были подключены сервисы статистики, поэтому при проектировании мы могли опираться только на интервью и анализ целевых аудиторий.

Структура старого сайта была сложной и запутанной. На нём было много дублирующейся информации в разных разделах и хаотично раскиданных страниц. Вкупе с неочевидной навигацией и перегруженной главной страницей это делало сайт сложным и запутанным.

Что мы с этим сделали

Мы решили не переделывать старый сайт, а начать с истоков.

Вначале выделили несколько групп целевой аудитории и разработали для них сценарии использования. За три встречи согласовали структуру нового сайта. В итоге она сократилась в три раза. Неактуальные страницы и разделы удалили, на приоритетных блоках сделали акцент.

Также пришлось основательно поработать с контентом, чтобы сайт отвечал принципам дизайн-системы: простота, ясность, главенство функциональности.

Главную страницу, на которой было 119 элементов, мы разбили на блоки, у каждого из которых свои функции: новостной раздел, сервисы для граждан, приоритетные направления деятельности областных властей. Пользователям стало проще ориентироваться на сайте, а нам — развивать ресурс.

Теперь можно добавлять новые блоки и менять старые. Например, уже сейчас обсуждается возможность добавления блока популярных услуг с сайта «Госуслуги». Архитектура сайта позволяет сделать это легко и быстро.

В согласовании участвовали разные департаменты и подразделения администрации области. У всех них разные задачи и представления о сайте. Поэтому мы предложили решение, которое упростило этот этап — динамический прототип. Заказчик смог воочию убедиться в удобстве нового сайта: покликать по пунктам меню и перейти на внутренние страницы. А мы получили быстрое и гладкое согласование.

Каково это — работать с госсзаказчиком

Есть мнение, что в госструктурах работают ленивые чиновники, которые стремятся только усидеть на своих местах. В реальности всё оказалось иначе. Мы работали с компетентными и квалифицированными специалистами, которые были на 100% заинтересованы в результате.

Они вместе с нами обсуждали все детали проекта, работали в выходные и проверяли каждую мелочь. Нам даже показалось, что это был наш первый заказчик, который прочитал до конца техническое задание.

Этапов согласования было много. К примеру, дизайн-концепцию сайта принимали в три этапа. Последний из них проходил при комиссии из 20 человек.

Чтобы ускорить процесс, для каждого этапа мы делали презентации и представляли их заказчику. Делали это лично, чтобы исключить искажения информации.

Какие трудности могут ждать при работе над госсайтом

  • На госсайтах используются громоздкие бюрократические формулировки. Они малопонятны людям и плохо влияют на дизайн. В некоторых разделах нам удалось переписать их. Но часть пришлось оставить как есть, и на сайте красуются пункты меню с названием в четыре строки.
  • Любое обновление — это долго и мучительно, ведь всякое изменение на сайте тянет за собой изменение в работе людей. С коммерческими заказчиками в этом случае легко. Вы показываете само изменение, затем профит от него, и заказчик говорит: «Окей». В администрации же главное — процессы. Поэтому даже такое пустяковое изменение, как автоматических ответ на электронное письмо, может согласовываться три недели, а потом решение и вовсе отменят — «как бы чего не вышло».
  • Есть некоторые разделы, которые не вписываются в информационную архитектуру. Но их «нужно поставить обязательно». И неважно, куда.
  • «Это нельзя трогать». Законодательство и локальные акты часто в императивной форме предписывают определённые решения. В законах написано, что должно быть на сайте и какие именно формулировки следует использовать. Но нигде не написано, что это должно быть доступно для понимания и удобно.
  • Поскольку долгое время сайт не модернизировали, а функции к нему добавлялись, администрации пришлось создать дюжину сторонних сайтов, которые эти функции выполняли. В итоге нам пришлось объединить их все на одной площадке, логично встроив в новую архитектуру.

Дизайн-система России: к чему быть готовым

Почему решили использовать дизайн-систему России? Заказчик ждал от нас универсальное, простое и лаконичное решение, которое впоследствии можно будет перенести на другие областные сайты. Администрации области нужна была локальная дизайн-система для всех госучреждений области.

Уже после того, как была создана новая архитектура сайта и согласован прототип, мы узнали о дизайн-системе России. Работу над ней сейчас ведёт команда из Минкомсвязи, AIC, «Лаборатории Артёма Геллера» и компании СТМ.

Дизайн-система России — проект по унификации и объединению разрозненных электронных ресурсов страны. В ней есть правила визуального языка и стилевое решение: типографика, цвета, элементы интерфейса и построение макетов. Также она содержит правила, которые обеспечивают модульность дизайна: сетка, отступы, правила построения макетов.

Что такое визуальный язык? Это комбинации цветов, шрифта, расположения и вида элементов, по которым мы сразу можем узнать государственный сайт. Это как зайти на португальскую стартовую страницу «Яндекс» — благодаря визуальному языку вы поймёте, что это именно «Яндекс».

Мы написали разработчикам дизайн-системы Артёму Геллеру и Сергею Попкову (это арт-директор AIC) в Facebook. Попросили рассказать, насколько готова дизайн-система России, и можно ли её использовать. В ответ мы получили гайдлайн, который можно было применять для разработки сайта.

Особенности работы с дизайн-системой России

Дизайн-система предлагает элементы интерфейса и правила их использования. Это создаёт только общее направление для разработки дизайна. Нельзя просто взять прототип и применить к нему дизайн. Нужно подумать, протестировать и сделать по уму.

Дизайн-система даёт набор элементов, а скомбинировать их в работоспособный интерфейс предстоит разработчикам.

Вот 11 выводов, которые мы сделали, работая по дизайн-системе России:

  • Не получится просто собрать сайт из блоков, как конструктор, придётся включить голову и хорошо поработать. Чтобы работать с ней, придётся разобраться во всех нюансах и понять, как их применять.
  • В дизайн-системе заложены все базовые компоненты интерфейса. Их хватает для решения 90% задач. Но возникают случаи, когда приходится разрабатывать новые компоненты. Вот пара примеров. Первый: в нашем проекте было много табличного контента, но их трудно показывать в мобильной версии сайта. Поэтому нам пришлось изобрести новый компонент «Таблица» с горизонтальными скроллом. Второй: навигация по внутренним страницам. Некоторые разделы получились сложными — для них мы сделали боковое меню в помощь. И чтобы человек понимал, где он находится, добавили «хлебные крошки».
  • Соблюдение принципов дизайн-системы требует тщательного проектирования структуры сайта и проработки контента. Каждый раздел должен быть доступен и понятен. Так что работать с дизайн-системой в её нынешнем виде под силу только опытной команде.
  • Использование дизайн-системы исключает субъективный фактор «нравится-не нравится», а вау-эффекты отводит на второй план. Главное — принципы простоты, отзывчивости и доступности. Не все заказчики и разработчики к этому готовы.
  • Типографика в дизайн-системе продумана отлично, заданы стили для десктопов и планшетов. Но возникали и проблемы. Если на внутренних страницах заголовок H1 был длинным, он получался слишком массивным. Сделать все заголовки краткими и ёмкими не получилось. Проблему решили заменой стиля заголовков Н1 на Н2 и нажили кучу проблем с иерархией, а страдали верстальщики.
  • Ограничения дизайн-системы полезны при обслуживании и наполнении сайта. Они помогают сохранить его визуальный стиль. Как бывает в жизни: заказчик просил разместить бегущую строку со штормовым предупреждением. Но ограничения дизайн-системы дали нам право отказаться портить главную. И всё же наш арт-директор нашёл элегантное решение: предупреждение о шторме мы разместили под значком уведомлений на госбаре, избавившись от бегущей строки. И волки, и овцы.
  • При работе с дизайн-системой сначала проектируем структуру вёрстки и верстаем все элементы. Затем страницы собираются из готовых блоков. С одной стороны, это проще, ведь не нужно каждый раз заново верстать страницу. С другой — эту работу можно давать только опытному фронтенд-разработчику. Нужно, чтобы он понимал принципы построения сайта и визуального взаимодействия элементов. Иначе велик риск сделать вёрстку, с которой будет невозможно работать. Есть и другая проблема: неопытный фронтендер не сможет использовать свои решения повторно, а значит, потратит кучу времени и сил, решая аналогичную задачу с листа.
  • С помощью дизайн-системы легче строить надёжный фундамент «визуал, фронтенд и бэкенд». Если не строить проект на надёжной основе, рано или поздно он попадёт в спираль смерти, когда возникает множество ошибок при попытке внесения изменений и сайт «рассыпается».
  • Правильное использование дизайн-системы позволяет сфокусироваться на развитии. С ней легко вносить малозаметные, но важные улучшения и при этом не изобретать велосипед каждый раз.
  • В дизайн-системе описана только визуальная часть, нет рекомендаций по структуре и информационному наполнению сайтов. Пользуясь гайдлайном, можно создать визуально прекрасный продукт, но без проработанной структуры, контента и навигации вся работа теряет смысл.
  • К сожалению, сообщество по разработке дизайн-системы только формируется. Нет описаний опыта её внедрения, подробных рекомендаций разработчиков. Приходилось работать в вакууме. Поэтому мы решили написать о своём опыте внедрения, нам бы такая статья на старте проекта была очень полезна.
Навигация

Результат, перспективы и применение дизайн-системы России

Использование дизайн-системы позволило сократить срок разработки сайта на 30%. Сразу после запуска ako.ru мы сделали редизайн инвестиционного сайта области на дизайн-системе. Срок работы над ним занял уже в три раза меньше времени.

Благодаря правильному применению дизайн-системы заказчик согласовал визуал без правок и остался доволен итоговым результатом. С таким инструментом уже можно строить целую региональную экосистему государственных сайтов. А затем легко интегрировать её в общую систему госсайтов.

Проект сдан, но работа продолжается. Со стороны администрации есть предложение развернуть одно коробочное решение, которое будут использовать все муниципальные органы власти. Этот проект сократит расходы на сайты и скорость сдачи проектов. Для этого и нужна дизайн-система.

Для дальнейшего развития проекта мы разрабатываем единую библиотеку интерфейсных компонентов. Она позволяет хранить все актуальные версии элементов в одном месте и использовать их повторно.

#дизайн

{ "author_name": "Агентство МЭЙК", "author_type": "self", "tags": ["\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 50, "likes": 47, "favorites": 43, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "33586", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]