Проверка срока годности молочки прямо на кассе — как маркировка может быть полезна ритейлу и потребителям

31 марта 2022 года в России начнется этап обязательного вывода из оборота (продажа на кассе) маркированной молочной продукции сроком годности 40 дней и меньше. Молочная продукция — вторая товарная группа после табака, в которой от маркировки можно получить ощутимые плюсы с самого начала как для ритейла, так и для конечного покупателя. Объясняем на пальцах.

Проверка срока годности молочки прямо на кассе — как маркировка может быть полезна ритейлу и потребителям

Компания «АТОЛ» выпустила решение для автоматической проверки срока годности товаров на кассе магазина. Теперь касса просто не позволит продавцу пробить чек на просроченную молочную продукцию.

Польза маркировки табака. В табаке в код маркировки «зашита» МРЦ (максимальная розничная цена). Раньше обязательным инструментом кассиров была лупа, с помощью которой они рассматривали крошечные цифры на пачках сигарет, так как у абсолютно одинаковых визуально пачек могла быть разная МРЦ.

С внедрением маркировки МРЦ добавили в DataMatrix, что значительно упростило продажу табака в ритейле и автоматизировало бизнес. А потребитель теперь спокоен, потому что уверен: цена не будет завышенной.

Польза маркировки молочки. Срок годности молочки «зашить» в код маркировки не получилось, поэтому эту информацию вынесли в «облако». После нанесения кодов на упаковку производители или импортеры подают в систему специальный отчет, в котором обязательно указывается срок годности каждого экземпляра товара. Возможность проверять при продаже срок годности обезопасит покупателя от просрочки, а ритейлера — от недобросовестных сотрудников и штрафов.

Проверка срока годности прямо на кассе

Нам хотелось дать ритейлу что-то большее, чем формальное выполнение требований правил маркировки. И мы разработали возможность проверки срока годности маркированной молочной продукции на кассе в режиме реального времени.

Теперь сотрудник магазина получает предупреждение о просрочке, когда пробивает товар на кассе. Покупателю физически не смогут продать просроченный товар, а ритейлеры будут уверены, что сотрудники не поступают недобросовестно и их бизнес защищен от штрафов.

Как это работает

Просто. Достаточно активировать на кассе опцию проверки срока годности:

Проверка срока годности молочки прямо на кассе — как маркировка может быть полезна ритейлу и потребителям

Теперь при сканировании кода маркировки с молочки касса будет делать запрос в систему «Честный ЗНАК» и получать актуальную информацию по конкретному экземпляру товара, включая его срок годности.

Проверка срока годности молочки прямо на кассе — как маркировка может быть полезна ритейлу и потребителям

Другие проверки маркированных товаров

С 1 декабря 2021 г. вступили в силу поправки в КоАП и УК РФ о нарушениях правил работы с маркированными товарами. Появились новые штрафы и уголовная ответственность.

Поэтому, помимо проверки срока годности, касса АТОЛ SIGMA позволяет предотвратить продажу товаров с нарушениями, код маркировки которых:

  • отсутствует в «Честном ЗНАКе»;
  • принадлежит другому владельцу;
  • находится в неподходящем для продажи статусе.

Если продавец активирует опцию «Проверять статус и владельца кода», при добавлении в чек маркированных товаров будет автоматически осуществляться проверка кодов в «Честном ЗНАКе»:

Проверка срока годности молочки прямо на кассе — как маркировка может быть полезна ритейлу и потребителям

Если с товаром что-то не так, слева от него появится красная иконка, сигнализирующая о проблеме. При нажатии на нее пользователь увидит окно с информацией об ошибке:

Проверка срока годности молочки прямо на кассе — как маркировка может быть полезна ритейлу и потребителям

Также окно с ошибкой появится при переходе к оплате.

Какие виды ошибок бывают?

1. Неподходящий для продажи статус:

Товар может быть не введен в оборот или выведен из оборота, но продавать можно только в статусе «в обороте».
Товар может быть не введен в оборот или выведен из оборота, но продавать можно только в статусе «в обороте».

2. Товар не принадлежит вашей организации:

Вы должны являться владельцем товара в системе маркировки
Вы должны являться владельцем товара в системе маркировки

Чтобы стать владельцем товара, нужно принять УПД с кодами, и после успешной обработки документа на стороне «Честного ЗНАКа» вы станете владельцем товара. Продавать товар можно, только являясь его владельцем.

Чтобы бизнесу было проще адаптироваться к новым требованиям, закон по каждой товарной группе утверждает свои этапы вступления в силу новых бизнес-процессов.

С 1 января 2022 года по всем товарным группам передавать права собственности на товар можно только с использованием ЭДО: поставщик формирует УПД, в который добавляет коды маркировки конкретных экземпляров отгружаемых товаров. Розничное предприятие должно принять этот документ, подписав его своей электронной подписью, после чего «Честный ЗНАК» меняет собственника товара в системе.

Для молочной продукции это требование начнет действовать только с 1 декабря 2023 года, то есть до этой даты розничные организации могут продавать товары, собственниками которых в системе маркировки они не являются, и это не будет нарушением.

Чтобы не получать сообщение об ошибке «Товар не принадлежит вашей организации», нужно для молочной продукции активировать опцию «Игнорировать проверку владельца кода».

Проверка срока годности молочки прямо на кассе — как маркировка может быть полезна ритейлу и потребителям

После этого для маркированной молочной продукции не будет появляться ошибка «Товар не принадлежит вашей организации», при этом будет контролироваться статус товара и срок годности.

3. Товар отсутствует в «Честном ЗНАКе»:

Проверка срока годности молочки прямо на кассе — как маркировка может быть полезна ритейлу и потребителям

Эта ошибка может возникать в следующих случаях:

  • кода действительно нет в системе, например, при печати код был искажен;
  • сканер искажает считываемый код.

Чтобы убедиться, что сканер не искажает считываемые данные и передает все символы «как есть», достаточно отсканировать с экрана кассы проверочный DataMatrix-код, содержащий все возможные символы, которые могут использоваться в кодах маркировки:

Проверка срока годности молочки прямо на кассе — как маркировка может быть полезна ритейлу и потребителям

Как еще можно использовать проверку срока годности?

В дальнейшем информацию о сроке годности мы собираемся использовать в системе лояльности.

Ритейлеры смогут создавать акцию, в которой к товарам будет автоматически применяться скидка за X часов\дней до окончания срока годности.

Когда рознице начнут отгружать УПД с кодами маркировки молочных товаров, появится возможность контролировать свои остатки и принимать решения, опираясь на информацию, когда у каких товаров истекает срок годности.

Это было просто невозможно раньше: именно система маркировки дает возможность так гибко управлять своим бизнесом, минимизируя затраты с помощью подобных инструментов.

55
16 комментариев

Комментарий недоступен

4

Может где-то в законах на которые не положили болт осталось мое право покупки того товара что хочется мне, а не что захотел регулятор? Я хочу купить вчерашний кефир и паленое каберне без переплат за ЧЗ и куары

2

Аполитично рассуждаете, панемаш.... так дойдет до того что кто то захочет 5-летний хамон... не раскачивайте!

1

Продавать товары с истекшим сроком годности незаконно для продавца, это риск уголовной ответственности. Поэтому тут мнение покупателя относительно просроченного кефира добросовестный продавец, к сожалению (или к счастью) учитывать не будет.

Вообще прикольная тема, если мне на кассе перестанут продавать просрочку — это того стоит х) А то я забываю следить иногда

1

Комментарий недоступен

4

Аххаха представляю как ты простоял очередь,начал пробивать,а у тебя пол телеги просрочки,и ты возвращаешься в зал. Потом опять стоишь в очереди,опять выкладываешь товар,и опять просрочка. В итоге плюешь,берешь что есть,и уходишь не купив того что надо было купить. А почему? А потому что того человека что должен уберать товар уволили и на кассе поставили программу)))