Антитренды в UX

Мода циклична, новое – хорошо забытое старое, вчерашние тренды, так активно используемые дизайнерами, становятся сегодняшними антитрендами. Причины их неактульности могут быть разными: одни тенденции дизайна скомпрометировали себя в процессе использования, а в других случаях речь идет о техническом прогрессе, открывшем новые горизонты для дизайнеров, в третьем случае дизайнеры поддались новым течениям, напрочь забыв о функционале.

Для анализа я выбрал диджитал-дизайн в силу гораздо более быстрых изменений в этой среде наряду с более традиционным графическим дизайном.Весь UX я условно поделил на 3 взаимосвязанных между собой блока:

  • визуальный аспект
  • удобство использования
  • вербальный аспект

Дизайн: клоны и дежа-вю

Повальный отказ от фотоизображений в пользу иллюстраций поначалу позволил первопроходцам выделиться за счет оригинальных картинок. Кто-то заморачивался со стилистиками, цветами, кто-то использовал иллюстрации из стоков… Но потом различать продукты, особенно банковские, стало невозможно – количество символов, метафор, поз в финансовой отрасли очень ограничено. Это привело к появлению армии клонов монеток, копилок, символов валют, однотипных поз схематичных людей, пиктограмм домов, машин, образа лаборатории с колбочками и бурлящими в них процессами.

Аналогичное развитие ситуации сейчас происходит с популярными 3D и стоковыми фотографиями.

Совет: потратьтесь один раз на качественную фотосессию и ваш продуктов точно будет визуально уникальным.

Дизайн: cверхконтраст

2-3 года назад начался тренд на «кислоту»: дикие цветовые сочетания, максимальный контраст до приступов головокружения. На первых порах привлекало внимание и выделяло продукт? Бесспорно. Но перебор почти с каждым трендом приводит к естественной усталости аудитории от него. В чем опасность:

  • создается визуальный беспорядок при чрезмерном использовании
  • снижается лояльность пользователей, так как вещи выглядят нереально
  • глаза пользователя быстро устают, что приводит к более высокому показателю отказов.
Антитренды в UX
Антитренды в UX
Антитренды в UX

Этот тренд еще живет в социальных сетях, но на сайтах и в приложениях он точно всех утомил. Людей потянуло к природным естественным цветам, притушенным тонам и вообще не обработанным фото.
Всемирный законодатель цвета Pantone предложил пару спокойных серого и солнечного желтого цветов в качестве фаворитов 2021 года, а Dulux анонсировал телесно-бежевый тон Brave Ground для дизайна интерьеров.

Антитренды в UX
Антитренды в UX

Дизайн: темный режим

Пожалуй, самый мощный и самый быстротечный тренд уходящего года. Опция вполне уместна ночью или при плохом освещении, глаза действительно меньше напрягаются, и вся комната не освещается светом экрана. Но когда все стали переводить сайты и приложения в dark mode без возможности переключения на светлый или по умолчанию, то забыли просто о функционале и удобстве использования.
Темный режим был придуман только для смартфонов. Применение его для сайтов сначала выглядело стильно, но неудобно. И сейчас лендинги возвращаются обратно к светлому режиму.
Еще раз, ситуации, когда все-таки нужен светлый режим:

  • для десктопа
  • в солнечную погоду
  • для чтения светлых букв на темном фоне, как правило, требуется больше времени
Антитренды в UX

Дизайн: динамика

С одной стороны, все давно убедились в том, что видео-заставка во весь экран на сайте – это эффектно, но в силу тяжести подолгу подгружается, а иногда и не подгружается вовсе.
С другой стороны, соц сети сегодня явно «голосуют» за видео-контент. Это продиктовано спецификой потребления контента миллениалами –
подросшей и ставшей платежеспособной аудиторией. На анимацию и видео в разы больше отклик.
Поэтому, если вы все-таки решили использовать видео во весь экран, делайте тексты на нем читаемыми. Выбирайте подходящие шрифты, используйте затемнение экрана с видео или подложки. Как более простой и легкий вариант, используйте анимацию.

Юзабилити: органика

Популярная тенденция скругления острых углов выглядит дружелюбной и нравится пользователям. Плавные формы психологически воспринимаются людьми как более безопасные. Важно во всем знать меру, потому что тотальное скругление в UX:

  • затрудняет понимание иерархии элементов страницы
  • приводит к путанице пользователей и более высокому показателю отказов
Антитренды в UX
Антитренды в UX
Антитренды в UX
Антитренды в UX

Юзабилити: иллюзия трехмерности

На дизайнерских площадках вроде Behance и Dribbble появляется все больше и больше интерфейсов в стиле неоморфизма (о точном определении в дизайн-сообществе еще не договорились). Смысл в том, что дизайн старается выглядеть максимально реалистично, имитируя физические объекты, например, кнопки. Поначалу смотрится залипательно, но в чем слабые стороны:

  • неоморфический интерфейс вызывает проблемы у людей с сенсорными проблемами, а также слабо видящих
  • проблемы с использованием могут возникнуть и у зрячих на улице в солнечный день
  • все кнопки выделены одинаковыми мягкими тенями – непонятно, что главное на экране и что вообще кликабельно; отсутствует иерархия дизайна.
Антитренды в UX
Антитренды в UX

UX-копирайтинг: обезличивание

Крупный бизнес, а вслед за ним и весь остальной, поняли, что стандартные роботизированные ответы цифрового продукта все меньше и меньше вовлекают пользователей. Людям все больше хочется персонализированного подхода и human touch от бездушных технологий.
«Вы зарегистрированы» или «Произошла ошибка» воспринимаются совсем иначе нежели «Чувак, дай пять» или «Упс!».
В очередной раз призываю к умеренности и уместности. В процессе совершения покупки «креатив» может быть излишним. Правильней дать пользователю понять, что его корзина пуста и ей грустно.

Антитренды в UX

Микротекст (или микрокопия) отличается от любого другого:

  • высочайшей степенью емкости (в идеале – это одно короткое слово, которое можно поместить на кнопке)
  • - микротекст должен вызвать яркую эмоцию и привлечь внимание
    микротекст должен продать продукт или направить пользователя на дальнейшие шаги максимально понятно и быстро.
Антитренды в UX
Антитренды в UX
Антитренды в UX

Оригинал публикации на Advertology

1313
14 комментариев

Темный режим был придуман только для смартфонов. Применение его для сайтов сначала выглядело стильно, но неудобно.

Да, люди могут сидеть перед лаптопом без света в темноте. Белый экран - такое себе удовольствие.
Ночной режим - не антитред. Глупости.

5
Ответить

Темная тема изначально была придумала под приложения. Черные сайты все давно смотрятся как неразборчивое полотно. Все в основном работают днем. Спец сайты для ночного бдения - это что-то новенькое.

Ответить

Я не понял немного, как именно закругления затрудняют понимание иерархии элементов страницы и приводят к путанице пользователей и более высокому показателю отказов. Да, среди примеров есть совсем безвкусные и дикие по своему исполнению, но там видна рука неопытного или неумелого дизайнера.

А если речь идёт об обычных скруглениях? Далеко ходить не нужно, на vc.ru всё что только можно скруглено. Или такие скругления – это другое? Тогда о чём речь?

Ответить

Речь идет о злоупотреблениях скруглениями. Когда все элементы имеют органическую форму, пользователь начинает "плавать" в навигации.

Скругления хороши тем, что они воспринимаются более френдли, но не нужно их везде пихать. Ими можно помечать стратегически важные кнопки, но не весь интерфейс.

Четкая сетка и осознанность - это must.

А VC прекрасный ресурс, но с чего вы взяли, что его дизайн - венец творения?:) Есть и другие примеры.

Ответить

Сомнительная статейка.

Ответить

Не стоит забывать про уместность. Некоторые "тренды" стали антитрендами просто потому, что дизайнеры их бездумно используют и перенасыщают этим рынок. Кислота, так называемая, при правильном подходе может смотреться очень даже достойно

Ответить

Вся статья про это. Про меру и осознанность в использовании каждой модной фичи

Ответить