Спортивный интерес как двигатель бизнеса

Как неудачная стажировка привела к открытию собственного дела.

Пункт выдачи заказов сейчас есть почти в каждом районе любого города — как правило, это пункты популярных маркетплейсов. Как устроен этот бизнес, зачем открывать локальный пункт выдачи заказов и можно ли на этом заработать — рассказывает Яна Скворцова, руководитель сети центров выдачи интернет-заказов в городе Киров.

Идея открыть свой пункт выдачи заказов появилась у неё после неудачной практики. В 2016 году Яна пришла стажировку на позицию администратора в один из кировских пунктов выдачи, но на работу её не взяли. Тогда девушка решила открыть свой пункт выдачи.

Яна — профессиональный спортсмен, закончила спортивный факультет, работала тренером по фигурному катанию, а затем администратором в фитнес-клубе. Начинать своё дело в незнакомой сфере было страшно, но желание стать независимой оказалось сильнее. Она стала изучать, как работают пункты выдачи — читала статьи, тематические форумы — и через полгода решила, что готова попробовать.

Всё началось с поиска помещения – нужна была локация, поблизости от которой других пунктов нет (чтобы исключить конкуренцию). Яна искала место недалеко от дома — чтобы не тратить время на дорогу до новой работы. В 2017 году такое помещение нашлось, Яна сделала ремонт и открыла пункт выдачи интернет-заказов.

Спортивный интерес как двигатель бизнеса

«Люди уходят либо на госслужбу, либо в декрет»

Изначально пункт работал только на выдачу заказов. Яна заключала договоры с транспортными компаниями и маркетплейсами, чтобы выдавать их посылки клиентам. Наладив этот процесс, предпринимательница начала предлагать услугу по отправке посылок.

«Из пунктов выдачи заказов мало кто занимается отправками. Потому что проще работать на выдачу и не напрягаться — человек сам выбирает удобный пункт, чтобы забрать посылку, никого привлекать не надо, — объясняет Яна, — Но в этом направлении мало развития — приходится следовать условиям маркетплейсов. Получается не бизнес, а тот же найм. Меня это не устраивает, поэтому я решила пойти по другому пути и занялась отправками».

Это направление оказалось стабильнее и прибыльнее, чем выдача, где сложно прогнозировать количество клиентов.

Первые полтора года Яна сама работала администратором, а потом решила, что пора нанимать сотрудников. С первой командой, по её словам, повезло: никто не опаздывал на работу, не прогуливал, не подставлял. И текучки мало: «люди уходят либо на госслужбу, где больше возможностей, чем в маленьком бизнесе, либо в декрет».

С приходом администратора у предпринимательницы появилось свободное время, чтобы передохнуть и подумать о масштабировании. И если в 2017 году бизнес начался с одного Центра выдачи заказов, то в 2021 году — это уже сеть из 11 пунктов.

Мы сейчас масштабируемся по Кирову. Многие предлагают мне выходить на Россию — открывать пункты в соседних городах. Но я пока боюсь шагать в неизвестность. Потому что наш город небольшой — все знакомы между собой, хорошо работает «сарафанное радио»: на каком-нибудь мероприятии рассказали о нас, тут же приходят новые клиенты. Даже если выходить в соседнюю Казань — там свои законы. Я пока не созрела.

Яна Скворцова,

владелица кировской сети центров выдачи интернет-заказов

«Люди “наелись” этих коммерческих предложений»

Предпринимательница говорит, что конкурентов в её бизнесе много — транспортные компании, маркетплейсы, курьерские службы. Но её центр выдачи отличается тем, что предлагает клиенту выбрать условия отправки.

Предпринимательница заключила договоры с несколькими транспортными компаниями, курьерскими службами и Почтой России: клиент может самостоятельно выбрать срок, стоимость и службу доставки. Такой вариант особенно удобен, когда магазин отправляет посылки нескольким покупателям разными транспортными компаниями. По словам Скворцовой, её центр – единственный в Кирове представляет такую возможность.

«Если магазин будет упаковывать каждую посылку, заполнять документы и развозить по разным транспортным компаниям, то не останется времени на продажи, — объясняет она. — Поэтому мы берём всё, что связано с отправкой на себя, можем даже приехать в офис или на производство и забрать посылки, сами оформим их и отправим. А подтверждающие документы пришлём клиенту на почту или в мессенджер».

Но такой вариант может не подойти клиентам, которым важна доставка «день в день» — центр отправляет заказы на следующие сутки после приёмки, поэтому клиент теряет время. Клиент со срочным запросом скорее обратится напрямую в транспортную компанию или курьерскую службу.

Основной прирост клиентов происходит через «сарафанное радио». «Если клиенту понравился сервис, он обязательно об этом расскажет» — считает предпринимательница.

Поначалу я писала письма и рассылала всем компаниям в городе. А потом поняла, что это не работает — люди, видимо, «наелись» этих коммерческих предложений, мало, кто их читает. Поэтому, я решила привлекать клиентов напрямую. Я работала администратором и разговаривала со всеми приходящими людьми — пыталась понять, почему человек «сбежал» из предыдущего пункта, почему перестал ходить туда, что не понравилось. Старалась учесть эти ошибки и предложить альтернативу.

Яна Скворцова, владелица кировской сети центров выдачи интернет-заказов

«После Нового года люди начинают “восстанавливать” кошелёк»

Большая часть клиентов сети центров выдачи интернет-заказов — юридические лица. Это магазины и производители, которые отправляют свои товары розничным покупателям или оптовым — для перепродажи. Физические лица больше приходят за получением посылок, но иногда и отправляют посылки.

Основное преимущество для компаний — это экономия времени. Клиент может принести товары в один из пунктов выдачи и уехать по своим делам. Работник пункта упакует посылки, заполнит все необходимые документы и отправит адресатам.

По словам предпринимательницы, её бизнес зависит от сезона. Например, летом чаще отправляют посылки продавцы нижнего белья и купальников, а зимой и осенью — в ходу капканы и другие товары для охотников. Яна старается учитывать это и создавать «подушку безопасности» на периоды спада отправок. Несмотря на сезонность, у Центра нет периодов простоя, как у пунктов выдачи.

У последних, по словам Скворцовой, сезон длится с августа до Нового года, а потом идёт спад: после масштабных праздничных трат клиенты стараются экономить.

«За всё время работы мы не потеряли ни одну посылку»

В 2018 году, когда Центр наладил порядок работы с отправками по России, решил попробовать отправлять посылки за границу.

«В Кирове мало предпринимателей готовы отправлять товары за границу, поскольку платить за отправку нужно сразу, и люди не готовы «замораживать» деньги и думать, что делать в случае, если посылка потеряется, — говорит Скворцова, — Мы пытаемся показать клиенту, что это безопасно. И если что-то пойдёт не так, подключимся и поможем».

Предпринимательница начала отправлять международные посылки с помощью одной из транспортных компаний, чуть позже — и Почтой России. Цены на доставку Почтой ниже — это привлекло большее количество клиентов.

По мнению предпринимательницы, оформление посылок у Почты легче, чем у транспортных компаний, за счёт удобной программы, которая заполняет и распечатывает инвойсы и накладные. Заполнить данные отправителя и оплатить посылку можно онлайн, а после просто принести её в отделение и передать сотруднику для оформления без очереди.

За всё время работы мы не потеряли ни одну посылку. Было 2-3 случая, когда отправление где-то задержалось, но в итоге всё равно дошла.

Яна Скворцова,

владелица кировской сети центров выдачи интернет-заказов

Самое сложное в её бизнесе — это работа с таможней, жалуется предпринимательница. Посылку могут «развернуть» — тогда она возвращается в Центр выдачи, её нужно оформить и отправить заново.

«Таможня — это “русская рулетка”. Мы всегда заполняем документы одинаково, но ту или иную посылку таможня все равно может вернуть, и нам непонятно — почему. Изначально останавливали, наверное, каждую третью посылку — приходилось «подключать» руководителей транспортных компаний, чтобы они разобрались в чём дело. Сейчас таких возвратов меньше, но всё равно бывают» — сетует Скворцова.

В месяц сеть отправляет примерно 1000 посылок. Больше всего в США и Германию. Яна считает себя «новичком» на международном рынке: это одновременно и страшит, и подстегивает «спортивный интерес». Она хочет пробовать новые направления: на международном рынке можно больше заработать, ведь за отправку одной посылки за границу Центр зарабатывает примерно как за пять отправок по России.

«Международка» — это сложнее и непредсказуемей, но интересней. Главное — не бояться, пробовать и обучаться новому.

Яна Скворцова,

владелица кировской сети центров выдачи интернет-заказов

33
1 комментарий

Обращаюсь к @Почта России Уважаемые работники Почты! Разберитесь уже наконец с этим отделением 190978 в Санкт-Петербурге! Люди годами жалуются на то, что посылки зависают там неделями, а то и месяцами, и называют это отделение не иначе как "черной дырой"!

Почему-то без звонка в таможню там ничего не решается (если повезет дозвониться), почитайте комментарии здесь и все станет понятно:
https://lookpost.ru/index/190978/

У нас посылка из Германии CI500838725DE прошла регистрацию там 23.12, потом после моего звонка через 5 дней только попала на таможню, но далее после прохождения таможни уже почти 10 дней ничего не движется:
https://www.pochta.ru/tracking#CI500838725DE

Решите этот вопрос наконец уже, это же полный беспредел!

Ответить