Maria Łacińska
38 715

Сдать контакты своими руками

Как работает сервис GetContact, нарушает ли он законодательство, и почему в Казахстане приложение превратилось в Pootin.

Поделиться

В избранное

В избранном

В феврале 2018 года в рунете стало популярным приложение GetContact, с помощью которого пользователи могут узнать, под каким именем они записаны в списке контактов у знакомых и друзей. Участники соцсетей начали активно делиться скриншотами.

Согласно статистике Google Trends, первый интерес к GetContact проявился в декабре 2017 года, а активный всплеск пришелся на начало февраля 2018 года. GetContact пользуется популярностью среди пользователей Армении, Азербайджана, стран Средней Азии и Восточной Европы.

На момент публикации материала приложение возглавляет рейтинг бесплатных программ в магазине App Store в России, Армении, Кыргызстане и Казахстане.

GetContact впервые возглавил рейтинг российского App Store в разделе «утилиты» 8 февраля 2018 года. 26 февраля сервис занял первое место общего рейтинга самых скачиваемых бесплатных приложений.

Изменение положения GetContact в рейтинге российского App Store

Одно из первых упоминаний приложения GetContact в Twitter датировано 22 декабря 2017 года. В сообщении говорится о том, что в сервис загрузили контакты президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Управляющий партнер агентства Tech PR Ольга Будник предположила, что GetContact работает по принципу генерации случайных данных: приложение собирает сведения по соцсетям (имя, опыт работы, упоминание в записях друзей), создает комбинации, подставляет смайлики и выдает данные.

Однако среди возможных наименований корреспондента vc.ru появился вариант, который использует лишь пара знакомых в личном общении. За 28 февраля количество наименований увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 27 февраля.

GetContact позволяет узнать, кто звонил пользователю, если его номера нет в записной книжке. Основное предназначение сервиса, по заявлению разработчиков, — вычислять звонки от спамеров.

Стоящая за сервисом компания GetContact LLP была зарегистрирована в Лондоне в конце ноября 2017 года. Однако на сайте приложения говорится о том, что его деятельность ведется с 2015 года. Первая версия сервиса для устройств на базе iOS была загружена в App Store в январе 2016 года.

Основатели компании — граждане Турции Мустафа Севинч (Mustafa Sevinç) и Бурак Селахаттин Саглык (Burak Selahattin Sağlik). Редакции vc.ru не удалось обнаружить их в Facebook или LinkedIn.

Вопрос безопасности персональных данных

Для работы GetContact необходимо предоставить доступ к собственному списку контактов, которые загружаются на сервер компании. Таким образом пользователь «отдает» компании не только свой номер, но и все контакты (номера и имена), которые сохранены у него в телефоне. При этом найти того или иного абонента через форму поиска приложения можно лишь, зная его номер.

Согласно правилам использования, сервис может задействовать полученные данные в своих целях и делиться сведениями с третьими лицами.

В частности, приложение может отправлять информацию через email, SMS или звонки для продвижения товаров и услуг. При этом отмечается, что подобные действия должны проходить в рамках законодательства.

Get Contact может делиться данными, полученными от пользователей через сторонние приложения, и получать информацию от сторонних приложений, чтобы поддерживать и расширять свои услуги.

Эти сведения могут содержать контакты, учетные записи социальных сетей, фотографии, адреса электронной почты, IP-адреса, а также историю вызовов.

На сайте сервиса есть страница, с помощью которой по заявлениям компании, можно изъять собственный номер из базы. В том случае, если пользователь установил приложение и прошел процедуру регистрации, ему необходимо сначала избавиться от аккаунта в GetContact. Сделать это можно в настройках сервиса в пункте «О Get Contact».

На удаление из базы данных отводится 24 часа, говорится на сайте компании. Неизвестно, действительно ли номер стирается после этой процедуры, а также гарантирует ли она, что после загрузки контактной книги очередного пользователя, данные снова не попадут в базу GetContact.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян в разговоре с vc.ru отметил, что GetContact — не первое приложение с подобными функциями, и удивился, почему именно этот сервис вызвал подобный ажиотаж.

Многие приложения получают доступ к контактам пользователя. И достаточно много любителей посливать эти данные в общедоступные базы. В случае с GetContact странно, что среди пользователей оказалось так много журналистов, которые не могут подумать две минуты.

Я надеюсь, что компания законопослушная и получает разрешение на дополнительные операции с данными, как предписывает законодательство.

Поэтому вопросы к пользователям, которые не следят за приватностью данных и не читают пользовательские соглашения, а потом удивляются, что их информация задействуется в маркетинговых целях.

Это проблема информационной неграмотности. К сожалению, большинству пользователей неинтересно, что происходит с их данными. И я не уверен, что каким-то образом можно исправить эту ситуацию.

Не думаю, что с помощью GetContact можно получить доступ к очень важной информации, не используя уязвимости сервиса и операционной системы смартфонов. Ну, в худшем случае пользователю будут приходить дополнительные рекламные рассылки или спам, SMS и звонки. Думаю, что на этом всё.

Карен Казарян
главный аналитик РАЭК

В Роскомнадзоре vc.ru сообщили, что в ведомство не поступало жалоб на приложение. 28 февраля надзорная служба предостерегла пользователей о потенциальных опасностях.

В частности, о том, что в контактах могут быть записаны данные кредитных карт, пароли от личных кабинетов и другая важная информация.

«Недобросовестные разработчики этих приложений могут затем продать собранную базу кому угодно: коллекторам, мошенникам ("Сынок, я попал в беду, пришли срочно 100 рублей"), назойливым финансовым брокерам ("Алло, а вы еще не думали, куда вложить ваши средства с карточки 1657?") и другим».

По информации РБК, Роскомнадзор собирается проверить GetContact на соблюдение закона о персональных данных.

Приложение безобидно в том случае, если в адресной книге нет ни единой записи, а пользователь при регистрации в GetContact укажет произвольное имя, рассказывает vc.ru антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Виктор Чебышев.

Опасность заключается в том, что у любого желающего появляется возможность сопоставить номеру телефона имя, фамилию и другую полезную информацию о его владельце. Например, у телефонных мошенников появляется возможность проводить более точные и эффективные атаки с помощью социальной инженерии.

Нужно проверять, на что вы даете разрешение приложению. Это необходимо делать обдуманно и ограниченно. В целом это касается не только GetContact, но и всех мобильных приложений.

Виктор Чебышев
антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского»

Судьба GetContact и Pootin в Казахстане

Однако в начале февраля власти Азербайджана и Казахстана уже заблокировали GetContact из-за нарушения процедуры распространения персональных данных.

В середине февраля компания Codebusters из Казахстана представила собственное приложение под названием GetContact_. За несколько дней оно достигло первой строчки рейтинга самых скачиваемых iOS-приложений Казахстана и 3,5 млн контактов. 21 февраля база превысила уже 10 млн номеров. 28 февраля приложение попало на вторую строчку App Store в России.

В отличие от оригинала казахский аналог предоставил пользователям возможность бесплатно удалять ненавистные им наименования после просмотра рекламного ролика. Codebusters зарабатывает на GetContact_ с помощью показа рекламы через сеть AdMob. Пользователи могут скрыть рекламу за $5. Вместе с этим они получают три попытки удаления записи без просмотра видеоролика.

Генеральный директор ИТ-компании Codebusters Мурат Алиханов рассказал vc.ru, что целью создания GetContact_ было воссоздание условий вирального роста, которого не хватало продуктовой команде.

Основная деятельность Codebusters — разработка и управление проектами для крупных компаний.

С ростом базы пользователей мы решили, что сделаем pivot (смена направления или функций) приложения. Сейчас мы работаем над тем, чтобы дать растущей базе пользователей больше возможностей. Будут добавлены новые функции, которые призваны изменить статус приложения «на один день» на нечто более устойчивое и полезное.

Наша основная стартап-гипотеза заключается в следующем: «А можно ли создать продукт, сначала набрав пользователей, грамотно утилизируя виральный рост?».

Мы используем любознательность пользователей и предоставляем им нужный контент, а позже совершаем разворот на 180 градусов и даем новый продукт. Это совершенно иная продуктовая философия. Получится или нет — узнаем со временем. Пока мы просто наслаждаемся органическим ростом и технологическими вызовами, которые возникают каждый день.

Мы не собираемся становиться Unidentified Caller сервисом. Есть идеи связанные с криптовалютами и FinTech, но говорить об этом предметно пока рано.

Мурат Алиханов
генеральный директор Codebusters

Алиханов прогнозирует, что, по самым скромным подсчетам, через месяц компания сможет зарабатывать $10 тысяч в день.

26 февраля GetContact_ также оказался заблокирован на территории Казахстана. Алиханов сообщил, что компания не собирается предпринимать какие-либо шаги, чтобы исправить эту ситуацию.

«На третьем месте в казахстанском AppStore неожиданно расположился VPN Unlimited. Мы тут целый рынок создали», — говорит руководитель Codebusters.

При этом Алиханов отмечает, что GetContact_ не нарушает законодательство, так как не предоставляет доступ к конфиденциальной информации, а пользователи ничем не рискуют. «Найти человека можно лишь в том случае, если ты знаешь его номер. Мы не передаем номера телефонов третьим сторонам и никак ими не злоупотребляем. Даже для рассылок не используем», — говорит он.

22 февраля Codebusters получила письмо от лондонской GetContact, юристы которой обвинили создателей казахского варианта в незаконном использовании названия их продукта.

28 февраля создатели GetContact_ переименовали свой сервис в Pootin. Тогда же с компанией вновь связались создатели оригинального GetContact, но уже с целью возможного сотрудничества, рассказал Алиханов.

Pootin — весьма креативное название с точки зрения контент-маркетинга, да и в свете предстоящих политических событий в России только добавит вирусности.

На мой взгляд, личность, которая сразу приходит на ум, более популярна глобально, чем Обама и Трамп вместе взятые. Плюс — противоречивое отношение разных государств обеспечит рост популярности приложения и в других странах. Кроме того, это название простое и легко читается для всех.

GetContact понравились наша локальная экспертиза, отличающийся подход и интересный контент.

Мурат Алиханов
генеральный директор Codebusters

Кроме того, Codbusters собирается привлечь средства для продвижения сервиса и выхода на рынок стран БРИКС. Возможными инвесторами, по словам Алиханова, могут стать блогеры и специалисты «с глубокой степенью экспертизы». Компания уже получила несколько заявок и собирается закрыть их прием 11 марта.

Другие аналоги

По схожей с GetContact модели работают, к примеру, приложения Numbuster и Truecaller.

В 2014 году российские разработчики выпустили приложение Numbuster, которое, по их задумке, позволяло отсеять нежелательные звонки — например, от коллекторов и спамеров. Руководитель проекта — Евгений Гнутиков.

Пользователи приложения создают базу контактов, помечая тех или иных недобросовестных абонентов. Numbuster позволяет узнать, кто звонит с незнакомого номера (если контакт попал в базу сервиса), заблокировать нежелательные SMS и звонки, сообщить другим пользователям о мошенниках и выяснить, под каким именем записаны в телефонной книге у других людей.

По данным компании, приложение установили 1,5 млн пользователей.

В 2017 году разработчики Numbuster пожаловались на удаление приложения из Google Play по требованию Truecaller.

Numbuster распространял через Google Play приложение «Кто звонил? Чей номер телефона» (Who calls? True caller name id в англоязычной версии). Пользователям были доступны платная и бесплатные версии. По словам представителей компании, в конце апреля 2017 года их приложение было заблокировано во всех странах без возможности корректировки описания.

Сейчас приложение вновь доступно в Google Play, а также в App Store и Microsoft Store.

Шведская компания True Software Scandinavia AB выпустила приложение Truecaller в сентябре 2009 года. Оно доступно для iOS- и Android-устройств.

Сервис помечает номера, с которых приходят входящие вызовы или SMS. Также приложение позволяет создать резервную копию телефонной книги или найти наименования человека по его номеру.

В 2017 году Truecaller опознал 33 млрд неизвестных абонентов и заблокировал 10 млрд звонков от спамеров. По заявлениям компании, сервисом пользуются более 100 млн человек по всему миру.

#getcontact

{ "author_name": "Maria Łacińska", "author_type": "self", "tags": ["getcontact"], "comments": 42, "likes": 38, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "33975", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]