Почему бирюзовые организации — не миф

Под бирюзовой компанией понимают организации будущего. В таких фирмах нет менеджеров, все решает самоуправление, нет KPI, которые нужно достигать — вместо этого есть цели, которые стремятся достичь сами сотрудники. Здесь персонал приходит не за соц.пакетом, а за возможностями для развития, постоянные планы на эволюцию в разных областях. И это компании, которые многие считают мифом. Однако это не так — все реально, если захотеть.

Почему бирюзовые организации — не миф

Чем отличаются бирюзовые организации

Считается, что такая компания может работать, как живой организм. Люди в ней не думают о фирме, как о способе своего заработка. Они принимают миссию компании без отторжения и сами желают трудиться, чтобы добиться нужного результата. Компания все время эволюционирует, причем многие идеи идут от персонала, а не от руководства. И это не все отличия.

Что отличает бирюзовую организацию:

  • Самоорганизация. Люди могут работать в команде, обходятся без жесткого контроля и не пропускают сроки сдачи. Контроль начальства здесь отсутствует либо номинальный. Также могут использоваться платформы корпоративного благополучия, внутри которых запланированные работы отражаются в виде досок и канбанов. Они сами создают задачи, берут их и выполняют.
  • Целостность. Сотрудники таких компаний — личности, а не инструменты для наживы. На улучшение их морального и физического состояния выделяются средства, под них создаются программы поддержки сотрудников. Счастливые работники работают значительно эффективнее.
  • Цель. Миссия компании не навязывается персоналу, он сам ее воспринимает и принимает, как должное. Когда внутри сотрудника нет конфликта между своими убеждениями и миссией компании, работать ему значительно проще. Персонал сверяется с целью, когда принимает решение по работе.

Внутри такой компании сотрудники сами ощущают ответственность за результат, а не действуют из-под палки. Комплексное корпоративное благополучие находится на более высоком уровне, чем в компаниях со стандартным подходом.

Может ли существовать бирюзовая компания в России

Все принципы заключаются на взаимоуважении компании и работников, все процессы не так просто изменить, чтобы стать бирюзовой организацией с самоорганизованными сотрудниками. Получить «бирюзовую» компанию можно, если в ней работают сотрудники, которые хотят стать «взрослыми»:

  • готовы держать обязательства;
  • могут играть по правилам;
  • способны улучшать действующие правила;
  • хотят реализовывать предназначение компании;
  • не боятся нести ответственность за ошибки и нарушения правил.

«Бирюза» — это перезапуск отдельных регулярных функций, а не абстрактная новая компания в облаках без менеджмента и целей. Это творчество, в котором есть цели, правила, участники и смысл. Стремится к этому можно и нужно.

Как стать бирюзовой компанией

Превратиться из компании со старыми принципами в живой организм не так сложно, как кажется. Конечно, моментально стать образцом для подражания невозможно. Но вполне реально понемногу вносить изменения, которые пойдут на благо фирмы. Тогда вы и сами не заметите, как стали бирюзовой компанией, на которую равняются.

Мы собрали несколько советов, которые помогут пройти эту эволюцию:

  • Меняться постепенно. Ничто не превращается по мановению волшебной палочки. Начните с малого — используйте well-being программы от провайдеров, проводите обучение персонала, думайте, как упростить работу для людей.
  • Выращивать руководство. В большинстве крупных бирюзовых компаний руководители вырастают из маленьких должностей. Тогда они знают все механизмы работы с малого, понимают, как действовать на любой должности и могут помочь.
  • Внедрять EAP-программы. Employee assistance program направлена на помощь сотрудникам, улучшение их физического и морального состояния. Люди, у которых нет постоянно крутящихся в голове проблем, работают намного лучше.
  • Нанимать правильных людей. Лучше всего, если новых сотрудников будут выбирать те, кому с ними работать в одном отделе. Если этим вопросом занимается только HR, то в результате на должности может оказаться некомпетентный или просто неприятный человек, с которым сложно сотрудничать.
  • Отвечать за действия. Сотрудников нужно приучать участвовать в принятии решений, думать, какие последствия будут у каждого их действия. Это помогает сформировать сильную команду, в которой вектор развития каждого направлен на проект и достижение его целей, а неподходящие люди быстро отсеиваются.

И помните о том, что если руководитель компании не готов перестраивать себя и бизнес, чтобы организация стала хотя бы частично бирюзовой, то у фирмы почти нет шансов на перемены. Все изменения начинаются с «головы».

1 комментарий

Может написать одну статью, но хорошую? Ваши советы помогут, как подорожник открытому перелому

Ответить