На какие IT-тренды российским компаниям делать ставку в 2022 году

Конец года — время загадывать желания и составлять прогнозы. Мечты сейчас связаны с наукой и технологиями: они способны изменять жизнь всего человечества. И это не только о вакцинах против коронавируса. Информационные технологии, ставшие частью бизнес-процессов, влияют на рынок занятости, качество продукции и услуг, доходы компаний. Руководитель управления маркетинга в Контуре Любовь Смертина оценила, какие мировые IT-тренды будут актуальными для России в 2022 году.

<span>Любовь Смертина, р</span>уководитель управления маркетинга в Контуре 
Любовь Смертина, руководитель управления маркетинга в Контуре 

Один из ключевых исследователей IT-рынка — компания Gartner — опубликовал ежегодный список стратегически перспективных IT-технологий и следующий год. По мнению аналитиков, это:

  • генеративный искусственный интеллект (ИИ),
  • фабрики данных,
  • облачные платформы,
  • гиперавтоматизация,
  • разработка искусственного интеллекта,
  • сети кибербезопасности,
  • вычисления, укрепляющие конфиденциальность и т.д.

У России традиционно свой путь. Для нашей страны, скорее всего, самыми востребованными окажутся генеративный искусственный интеллект, территориально-распределенные предприятия и совокупный опыт.

Генеративные модели искусственного интеллекта

В сказках часто встречаются неодушевленные волшебные помощники, которые дают полезные советы: зеркальце, гребень, клубок ниток. Современные генеративные модели искусственного интеллекта похожи на них по функциям. Они изучают различные объекты, контент и на их основе создают новые данные.

Такие модели с умными алгоритмами постепенно стали одним из инструментов маркетинга. Еще несколько лет назад не все верили, что IT-технологии могут увеличить выручку, а сейчас, по оценке IBM, 85 % руководителей планируют не просто сохранить, но и увеличить темпы внедрения генеративных моделей. По данным Gartner, через три года около 10 % всех производимых данных будут создаваться ИИ.

Данные применяются в контекстной рекламе, автоматизированной закупке рекламы, в оценке эффективности рекламных кампаний. Модели используются также в сфере E-commerce и распознавании объектов в кадре, для создания креативов (текстов, видео) и многого другого.

Например, крупная аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young для общения с клиентами в период ограничительных мер применяет копии сотрудников, созданные по технологии Synthesia. Это дипфейки, синтезированные изображения со звуковой дорожкой. ИИ обрабатывает 40-минутное видео, снятое реальным сотрудником, и на его основе создает виртуальную копию с такой же мимикой и голосом. Они могут провести презентацию для клиента или прочитать вслух письмо. Встроенная функция перевода научила дипфейков говорить на языках, которые не знают их человеческие прототипы.

Территориально распределенные предприятия

Пандемия перевела человечество на удаленку, ускорив переход в онлайн. Как показал опрос McKinsey, 90 % работодателей по всему миру собираются в ближайшее время внедрять гибридный формат работы в своей компании. НИУ ВШЭ опубликовал аналитический доклад, в котором выяснил отношение российских работодателей к совмещению онлайна и офлайна. 70 % работодателей считают, что их сотрудники могут сочетать удаленную и офисную занятость.

Более половины отечественных организаций готовы перейти на гибридную модель работы и привлекать сотрудников из разных регионов. Уже накоплен опыт по успешному управлению территориально распределенными командами, как, например, в Контуре. Для этого необходимо единое информационное и рабочее пространство, обеспечение продуктивных условий труда всем работникам, где бы они ни находились. Это не только использование электронного документооборота, совместных лицензий, но и безопасность рабочего процесса. Следовательно, останутся востребованными различные решения для дистанционной работы и обеспечения безопасности. Руководителям надо понимать, чем заняты работники в домашних офисах, обеспечивать безопасность хранилищ, результатов работ распределенных команд, контролировать утечки и воровство данных.

Тренд территориальной распределенности в 2022 году вплотную затронет и НR. Они уже столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров. Им надо научиться привлекать и удерживать персонал, проводить собеседования онлайн. Это потребует разработки нового программного обеспечения, использования новых подходов.

Совокупный опыт

Использование обобщенного опыта компании и ее клиентов — еще один тренд, вызванный переходом основного взаимодействия между людьми в онлайн. Работа над совокупным опытом помогает удержать платежеспособных клиентов, нарастить LTV. Для России это актуально из-за сложной экономической ситуации.

Мы видим на практике, как увеличивается количество различных экосистем. Выигрывают компании, которые готовы предложить клиенту, обратившемуся за одной услугой, множество сервисов в рамках одного бренда.

Тренд обобщенного опыта не менее важен для HR-работы. Работодатели будут формировать максимально комфортную среду для персонала, создавая позитивный совокупный опыт и признавая ценность каждого работника. Из-за демографического провала в 1990-х годах сейчас борьба за кадры будет только обостряться. Сами сотрудники это понимают. Например, по данным недавнего исследования BCG и The Network, по всему миру 73 % работников только из цифровой сферы хотят сменить работу в ближайшие два-три года. В России этот показатель достигает 78 %.

В то же время потеснить лидеров цифровизации — IT-компании и организации финансового сектора — пока вряд ли кому-то удастся. Несмотря на повышенный спрос на сервисы электронного документооборота, видеоконференцсвязи и другие решения, кардинально ситуация не изменится. Предпосылок для смены лидеров нет.

22
реклама
разместить
4 комментария

тема интересная, но как правило подобные прогнозы сбываются с вероятностью 50/50: либо сбываются, либо нет ))

поэтому очень сложно это применить на практике

отчасти да. Но вот по второму тренду В Контуре уже сейчас достаточно опыта)

Что тут трудного?
Что за счет ИИ можно оптимизировать затраты? Так очевидно же да. Примеров тысячи. Тот же директ автостратегии дают значительно дешевле клики чем те что делают предприниматели вообще без знаний.
Что гибрид и удаленка позволяют оптимизировать затраты? Очевидно. Аренда офиса минус.
Что экосистемы эффективно задерживают пипла на бренде? Тоже очевидно.
Кто хочет уже идет в эту сторону, кто нет, ищет причины.
Какая разница сбудется не сбудется если все это уже сейчас приносить ощутимую пользу бизнесу?