Эффект Даннинга-Крюгера

Эффект Даннинга-Крюгера - как следствие нарушения статистических правил проведения эксперимента.

В 1999 году Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг выдвинули гипотезу, согласно которой люди с низким уровнем квалификации (Дилетанты) склонны завышать свои способности, а профессионалы — занижать (сомневаться). Они подтвердили свое предположение с помощью эксперимента с участием студентов, а их выводы стали популярны в бизнесе, научной сфере и в спорах в сети.

За это исследование авторам статьи была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год. Именно Шнобелевская, а не нобелевская, и в дальнейшем их исследования не проверялось и не воспроизводилось другими учеными. Согласно искаженной и к сожалению очень популярной трактовке эффекта Даннинга-Крюгера, дилетанты уверены в том, что они разбираются в том или ином вопросе гораздо лучше компетентных людей.

Но эффект Даннинга-Крюгера на самом деле говорит лишь о том, что дилетанты думают, что они лучше, чем о них думают экспериментаторы. "Дилетанты" не считают, что они лучше специалистов, они просто больше верят в свою удачу и везение, верят в себя.

Сами исследователи этого искажения выдвинули не проверенную гипотезу, о причинах такой уверенности, при отсутствии достоверных навыков и знаний, якобы дилетантам не хватает когнитивных навыков, чтобы определить свой истинный уровень некомпетентности.

Именно эту мысль всячески транслируют популяризаторы в сфере работы с персоналом. Однако есть и другие возможные объяснения (менее рекламируемые). Эффект Даннинга-Крюгера может отражать регрессию к среднему значению — статистический феномен (Канеман Форева!!!!!), который заключается в том, что крайние значения склонны откатываться к средним.

Иными словами, победившие на соревнованиях спортсмены с большой вероятностью проиграют в следующих турнирах.Этот эффект повлиял на результаты исследований Даннинга и Крюгера, как считает Канеман, в которых студенты получали крайние оценки (очень плохие или очень хорошие).

Какая мораль?

Не компетентные в законах статистики люди, используют в целях объяснения поведения других людей маркетинговую мульку, и красивую картинку (см ниже). С единственной целью подчеркнуть свое якобы существующее превосходство и большую компетентность.

Эдакий псевдонаучный способ самоутвердиться, и доказать свою якобы имеющуюся компетентность.Грубо говоря аргумент в споре в виде эффекта "даннинга-крюгера", чаще используют слишком неуверенные, нуждающиеся самоутверждении за счет других люди.

Это маркетинг)))))

1 комментарий

Этот график авторы не рисовали

Ответить