«Почему я молодец», или как жить с синдромом самозванца и не довести себя до выгорания?

«Почему я молодец», или как жить с синдромом самозванца и не довести себя до выгорания?

Директор по продукту EdMarket Марина Литвинова поделилась своим опытом и рассказала, как бороться с синдромом самозванца.

«Слушай, ты так здорово вчера провела занятие, отличный интерактив с участниками!» — говорит мне коллега.

«Ой да ладно, просто группа студентов была легкая», — отвечаю я и понимаю, что автоответ от внутреннего самозванца сработал быстрее, чем адекватная оценка своих усилий. А радость от похвалы включилась с большим опозданием.

Замечали за собой, что, сделав что-то хорошо, вы не можете приписать достижение себе и говорите: «Мне просто повезло”? Или “Да это было несложно, любой бы справился». Так проявляется синдром самозванца.

Давайте разберемся в истоках понятия, а также попробуем разграничить состояния новичка, аматора и профессионала с синдромом самозванца.

НОВИЧКИ, АМАТОРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЫ С СИНДРОМОМ САМОЗВАНЦА

Новичок

Новичок — тот, кто учится с нуля, не имея никакого опыта в выбранной сфере.

Каждому человеку приходилось пройти через это состояние. Проще всего быть новичком, когда ты находишься вместе с одногодками в похожих условиях: школа, вуз, спортивные тренировки. Вы вместе учитесь, вместе взрослеете, вы находитесь примерно на одном уровне жизненного опыта. В таких условиях проще всего прожить состояние новичка.

Сложнее, когда вы новичок в зрелом возрасте. Например, в американском сериале "Новобранец", основанном на реальных событиях, сорокалетний главный герой Джон Нолан оказывается на волосок от смерти во время ограбления банка, после чего пересматривает взгляды на жизнь и становится ... полицейским. Ему приходится проживать состояние новичка, стажируясь наравне с двадцатилетними выпускниками полицейской академии, доказывая свое право работать полицейским.

Новички прошли одно и то же обучение, но взрослый Нолан имеет преимущества в виде софт-скилов: эмпатии, ответственности, умения принимать решения взвешенно. Хотя, конечно, ему приходится нелегко, потому что кажется, что в его возрасте пора бы состояться в профессии, а не начинать с нуля.

Решаясь на смену профессии, вы решаетесь и на то, чтобы побыть в состоянии новичка, больше слушать, чем советовать, быть открытым и гибким стажером. Если вы думаете, что в вашем возрасте уже поздно, посмотрите прекрасный фильм "Стажер", в котором 70-летний пенсионер Бен получает место стажера в офисе интернет-магазина модной одежды, и оказывается, что его прежний опыт очень полезен в новой сфере.

Обучаясь на курсах EdMarket, студенты часто сталкиваются с ощущением потерянности, страхами, неуверенностью. И это понятно, ведь многие из них решились на кардинальные перемены: выбрать новую профессию, найти удаленную работу, развиваться в совершенно другой сфере.

И пока одни студенты группы, представляясь в стиле "ктоестькто", пишут о своих достижениях, другие пытаются совладать с голосом в голове, который твердит:

  • "Ну, тут все такие крутые, имею ли я право тут быть среди этих звезд?"
  • "О, нет, я уже слишком стар для этого. Вот в 20 можно решиться, а в 30, 40, 50 уже не потяну"
  • "Да куда мне на методиста без педагогического образования и без знания английского?"
  • "Ой, сейчас как потрачу время, деньги, а ничего не получится, только расстройство"
  • "Менять что-то уже поздно. Я бы и хотела, но как представлю, что мне придется быть 45-летним стажером..."
  • "Я работал на руководящих должностях всю жизнь, а теперь мной кто-то будет руководить? Ну уж нет!"

Это вполне ожидаемое состояние для новичка, который оказался в незнакомом окружении и начал сравнивать себя с другими. Тут главное - разрешить себе учиться.

Очень сложно делать выводы о том, насколько круты те, кто о себе что-то написал, ведь на самом деле вы ничего об этих людях не знаете. Вы оказались на одной и той же программе и будете на равных проходить обучение. И даже если в группе оказалось больше тех, у кого вам есть чему поучиться, это прекрасно. Сложнее развиваться в условиях, когда вы самый старший в комнате и задают вопросы только вам.

Новички не страдают синдромом самозванца, потому что они еще не доросли до состояния, в котором можно этим синдромом "пострадать". Они страдают неуверенностью в собственных силах, боятся ошибок и критики, ищут наставника и прислушиваются к его рекомендациям. И иногда попадают в "яму страдания", когда сталкиваются с большими объемами новой информации.

Как помочь себе справиться с этим состоянием во время обучения на онлайн-курсе?

  • двигаться постепенно и не погружаться сразу в дополнительные материалы, если информации слишком много
  • делать задание так, как на данный момент понятно
  • не стараться выполнить задание идеально. Позволить себе выполнение на уровне, например, 6 из 10
  • воспринимать обратную связь на задания как помощь, а не вузовский “зачет”.

Страхи новичков

Чего ожидать выпускникам онлайн-курсов? Например, методистам онлайн-курсов, которых мы обучаем в EdMarket. Примерно вот этого:

  • вы выполните не одно и не два, а скорее всего несколько тестовых заданий и пройдете несколько собеседований на пути к первому проекту или рабочему месту

  • вам придется общаться в том числе со сложными заказчиками, экспертами и студентами

  • не все курсы, которые вы разработаете, будут использоваться, что-то уйдет в стол
  • когда-нибудь эксперт на курсе, который вы разрабатываете, в последний момент откажется от выступления или заменит презентацию или вставит в занятие рекламу
  • в какой-то момент вы увидите негативную обратную связь и столкнетесь с возвратами денег за курс, который вы разработали и он не "зашел"
  • рано или поздно вы увидите, как в каком-то курсе падает COR, в другом месте низкий CSI или плачевны NPS
  • вы будете получать разную обратную связь, и не всегда она будет ласковой, а иногда вы сами будете ее болезненно воспринимать, даже если она будет конструктивной
  • вы столкнетесь с тем, что надо переделать то, что как кажется было сделано прекрасно, и еще раз переделать, а возможно и уничтожить свое творение.

Я все это уже пережила) И уверена, что впереди будут не менее интересные ошибки и задачи. Но это все опыт, который нужно наработать и благодаря которому новичок становится сначала опытным специалистом, потом профессионалом. Не знаю, кто придумал поговорку, что учиться лучше на чужих ошибках, но точно не люди, которые работают в образовательном стартапе.

«Почему я молодец», или как жить с синдромом самозванца и не довести себя до выгорания?

Аматор

Аматор - тот, кто уже практикует в выбранной сфере, но не имеет в ней системных знаний.

В онлайн-образовании нередко можно встретить аматоров - людей, которые искренне любят то, чем занимаются, но нигде этому не учились. Интуиция и собственный опыт приводят их в состояние непрофессионала, у которого может и очень неплохо что-то получаться.

Вы наверняка встречались с талантливыми фотографами, которые нигде не учились, но делают интересные снимки. Или с друзьями-поварами, которые готовят прекрасные блюда, не имея образования.

У аматоров редко встречается синдром самозванца, потому что их уровень уверенности гораздо выше, чем уровень компетентности. И они могут не осознавать ошибок и не знать, как много еще неизученной информации и ненаработанной практики. Это ощущение возникает, только когда мы начинаем учиться и идентифицируем то, что уже известно, и то, что еще предстоит изучить.

Аматоры, у которых что-то здорово получается, ориентируются чаще на свое ощущение от занятия любимым делом, на обратную связь от друзей, коллег и в целом окружения. Тут редко речь о заработке, скорее аматор занимается тем, чем занимается, ради удовольствия.

А вот когда аматор что-то делает за деньги, то он может получить как звание профессионала (почему бы и нет, если заказчик доволен и приходят новые клиенты по рекомендации), так и звание дилетанта.

Среди аматоров есть и настоящие дилетанты. Например, человек придумал для себя персональную диету, похудел и решил запустить онлайн-курс по авторской методике похудения. Если весь опыт опирается на один случай, если человек не является специалистом по питанию или врачом, то такое обучение будет в лучшем случае неэффективно, а может принести и вред.

У меня тоже был опыт пребывания в состоянии дилетанта, и он мне не понравился. Пройдя тренинг для тренеров и изучив алгоритмы продаж и отработки возражений, я в компании обучала людей продажам. При этом я никогда ничего не продавала, а на своих тренингах изо всех сил старалась избегать реальных примеров ситуаций с продажами, потому что у меня их не было. Мой тренерский опыт в этом направлении быстро закончился. Я решила, что отныне буду учить только тому, что сама практикую.

В состоянии аматора часто оказываются профессионалы, которые решили попробовать силы в соседней сфере, научиться использовать незнакомый инструмент или прокачать новый навык. Таким людям сложнее, и эффект Даннинга-Крюгера на них оказывает сильное давление. Уже пройдя через "яму страдания" в других сферах, такие профессионалы с временным состоянием аматора быстро переходят в зону осознанной некомпетентности и расстраиваются.

С другой стороны, избежать этого сложно, ведь невозможно быть профессионалом, если ты не готов периодически “обнуляться” и включать состояние ученика и новичка.

У аматоров-профессионалов может проявляться синдром самозванца, связанный с тем, что человек, даже имея хороший бэкграунд, неуверенно чувствует себя в новой сфере и потому может занижать свои достоинства и недооценивать прежние достижения.

Я часто вспоминаю начало работы в EdMarket. Я пришла в компанию с 10-летним опытом в корпоративном онлайн-обучении. И рассчитывала, что период адаптации будет легким.

Но дело в том, что раньше я "назначала" курсы людям (так как в компании было много обязательного для сотрудников обучения, и они не выбирали, учиться или нет), а теперь их надо было "продавать". Пришлось погружаться в маркетинг и продажи. Мой синдром самозванца цвел ярким цветом. Но так как времени на самобичевание не было, приходилось заглушать возмущение внутреннего голоса и осваиваться в новой сфере. И именно этот микс скорости и неудобства, вместе с большим интересом к новой сфере, помог сменить мышление с HR-овского на предпринимательское и адаптироваться.

Во время системного обучения аматоры, как "самоучки", так и профессионалы в близких сферах, могут оказаться под влиянием страхов. В этот момент их внутренний голос начинает выдавать примерно такой текст:

  • “Спикер такой молодой, а какой молодец, а мне уже столько лет.... ”

  • "Эх, эти гугл-документы, изучать все эти технологии надо было раньше"

  • "Начинаю переживать, что мне не дорасти до такого же уровня экспертности и методичности, не наработать столько кейсов"

  • "Не получается выполнить домашнее задания, ну не понимаю и все! А если прямо в чате спросить, то буду выглядеть глупо. Да и куратору лично как-то стыдно писать"

  • "И куда это я в онлайн-образование без бэкграунда педагога? Здесь умнее и квалифицированнее, у меня мало шансов перестроиться"

  • "И что мне делать: ужин готовить, уроки с ребенком делать или смотреть вебинар? А в группе еще такие все успевающие, кажется, я учусь хуже всех".

«Почему я молодец», или как жить с синдромом самозванца и не довести себя до выгорания?

От подобных размышлений люди могут впадать в состояние прокрастинации и долго откладывать выполнение каких-то задач.

Как справиться с этим состоянием?

  • Как можно быстрее сделайте первый шаг. Придите на первый вебинар, напишите приветствие, выполните и сдайте первое задание, сделайте первый пост в учебном чате. Дальше будет легче.
  • Разрешите себе задавать вопросы.

  • Выполняя домашние задания, стремитесь в первую очередь не получить зачет, а отработать навык и набраться опыта.
  • Сравнивайте свои достижения не с достижениями других людей, а со своими собственными. Например, месяц или год назад.

  • Хвалите себя даже за небольшие шаги.

На курсах EdMarket кураторы учебной группы в конце каждого модуля обучения просят студентов поделиться достижениями и рассказать #почемуямолодец . Студенты пишут о том, с чем справились и с чем не справились, с помощью кураторов ищут хоть небольшую возможность подметить успехи. Фиксировать промежуточный прогресс важно, чтобы развиваться дальше.

Профессионалы с синдромом самозванца

Человек с синдромом самозванца - тот, кто имеет знания и опыт в сфере и при этом склонен недооценивать собственные достижения.

"Синдром самозванца - это психологическое явление, при котором человек не способен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям." Википедия

Люди с этим синдромом считают, что не заслуживают того успеха, наград, поощрений и восхищений, которые выпали на их долю: "где-то есть эксперты, а где-то, в совершенно другом месте, есть я".

О синдроме самозванца начали говорить в 1978 году, когда два ученых - Паулина Клэнс и Сюзанна Аймс - провели исследование и обнаружили, что в группе испытуемых успешных женщин многие считали, что не так умны, как хотелось бы, и что окружающие переоценивают их.

Синдром самозванца не считается психическим расстройством и не является чертой характера, хотя долгое время считался врожденным качеством. Чаще этот синдром изучается как реакция на определенные ситуации и раздражители. Она может быть в трех проявлениях:

  • "На самом деле я некомпетентен и не заслуживаю достигнутого успеха или профессиональной позиции, очень боюсь разоблачения"
  • "Мне просто повезло в этот раз, а в другой раз может так и не повезти, поэтому не надо от меня этого ожидать"

  • "Ой да тут не было ничего такого особенного, все было слишком легко, не обращайте внимания".

При этом человек с синдромом самозванца уже профессионал, который по каким-то причинам себя недооценивает. Выделяют несколько возможных ситуаций, которые становятся причинами низкой самооценки.

Например, модель общения в семье. Если одного из детей родители считали "умным", другого "красивым", то подобные ярлыки могли сформировать самооценку "красивого" ребенка, вследствие чего ему сложно признать себя "умным", будучи уже взрослым.

Или ситуация, когда родители слишком хвалят ребенка, и он ожидает, что всегда и со всем будет справляться. А когда сталкивается с ошибками, реагирует болезненно и делает все возможное, чтобы больше не ошибаться. А это тормозит развитие, ведь через ошибки мы учимся и получаем новый опыт.

Синдрому самозванца могут быть подвержены люди, которые в чем-то были первыми в семье:

  • получили высшее образование или открыли бизнес

  • первое поколение иммигрантов в другой стране, в другой культуре

  • отошли от традиций семьи и создали новые традиции

  • выбрали неподходящую, по мнению родителей, профессию.

В семье я первая с высшим образованием. До меня никто в роду не занимался интеллектуальной трудом. "Что ты там на своей работе делаешь, за компьютером сидишь, и устаёшь?" - говорила мама. Еще сложнее убедить ее, что удаленка - это полноценная работа на весь день. И не получится приехать ко мне попить чаю в разгар рабочего дня.

Быть первопроходцем не просто. Нам не хватает поддерживающего окружения и опыта семьи, многое познается через прогулки "по граблям".

Люди с синдромом самозванца часто бывают перфекционистами. Они стараются оправдать или даже превзойти ожидания, работают "на повышенных оборотах" и приходят к выгоранию. А еще перепроверяют все по несколько раз, только бы не ошибиться и не столкнуться с критикой.

Бывают ли на курсах EdMarket студенты с синдромом самозванца? Да, бывают. Это чаще профессионалы во временном состоянии аматора, а также эксперты-коллекционеры дипломов и сертификатов.

Первые осваивают новую для себя сферу и нуждаются в поддержке. Вторые же скорее стараются "сверить часы". Иногда они выступают в роли критиков, потому что позиция студента для них неуютная, ведь она подразумевает готовность "впитывать", принимать, анализировать, а если есть багаж знаний и опыта, хочется скорее их транслировать, чем пополнять. Таким экспертам с синдромом самозванца бывает интереснее активно участвовать в дискуссиях в учебном чате, чем ходить на занятия и сдавать домашние задания.

В целом сложно быть зрителем, когда считаешь что твое место уже на сцене. Чем скорее такой эксперт перейдет в позицию наставника, преподавателя, тем для него же лучше.

Или, о чем писала выше, нужно временно принять позицию аматора, обнулиться и открыться новому, чтобы систематизировать свои знания.

T-Shaped специалисты с синдромом самозванца

Когда человек выстраивает свою карьеру, он часто мыслит себя как I-shaped person. То есть планирует развиваться в одном направлении. Это классика. Нас так в школе и вузе учили: выбери профессию и развивайся, не виляй по сторонам.

Приведу пример.

Куратор онлайн-обучения сопровождает студентов в процессе обучения на онлайн-курсе, потом решает создавать курсы и становится методистом, потом находит свою нишу методиста ИТ-курсов (потому что где-то в прошлом у него вузовское образование). И вот так человек становится узкопрофильным экспертом.

Бывает и другая ситуация, когда человек развивается в направлении T-shaped person. Это значит, что он осваивает смежные специализации, возможно даже межфункциональные темы. Так появляются кроссфункциональные специалисты и управленцы.

Представим, например, руководителя методического отдела, который ранее был разработчиком курсов (методистом). Он постепенно вырастает из операционных задач и становится управленцем, То есть переходит на другие задачи - управление проектом, управление людьми. Он больше не чувствует себя методистом и может столкнуться с синдромом самозванца, даже если опыт методической работы у него большой.

Или вариант, когда методист выполняет и технические задачи (умеет работать с LMS), иногда берет на себя роль сборщика курсов и еще прекрасно оформляет презентации. Кто он? Методист? Техадмин? Дизайнер? Должен ли он считать себя самозванцем в одной из ролей, если у него получается сочетать все три? Да, он разбирается не так глубоко, как если бы развивался в одной специализации, зато у него прекрасный кругозор и полезный набор сочетаемых навыков.

Когда ловите себя на ощущении, что не знаете глубоко ни одну из тем, которыми якобы владеете, проверьте, какие роли вы выполняете в текущем проекте. Возможно, вы - T-shaped специалист. Это нормально. И, более того, это востребовано! Стартапам нужны мультифункциональные T-shaped специалисты.

«Почему я молодец», или как жить с синдромом самозванца и не довести себя до выгорания?

Практикуйтесь как можно больше

Я спикер вебинаров, конференций, онлайн-курсов с опытом публичных выступлений более 10 лет. И по-прежнему волнуюсь перед выходом в эфир. Но - уже не так сильно, как в первую сотню выступлений.

Когда-то давно мой тренер по очным тренингам сказал: "Волноваться нормально, даже опытные спикеры волнуются. Не волнуется тот, кому безразлично, как он выступит. Тогда зачем вообще выступать?".

Я не люблю публичные мероприятия. Для меня роль директора по продукту гораздо проще, чем преподавателя онлайн-курсов, поэтому я все еще с трепетом открываю анкеты обратной связи от студентов. Но уже могу оценить, насколько отзывы объективны или субъективны. Меня спасает постоянная практика и анализ проделанной работы. Это притупляет синдром самозванца до состояния, когда он не мешает двигаться дальше.

Что еще можно сделать, чтобы разобраться со своим синдромом самозванца и начать действовать?

Представьте список из 1000 экспертов в вашей сфере, где на первых местах самые сильные специалисты. Где вы поставите себя? Назовите эту цифру и попробуйте проанализировать, сколько людей следуют за вами. Это те, кого вы уже можете обучать, потому что знаете больше их и умеете что-то делать лучше, чем они. А потом подумайте, что умеют делать те люди, которые впереди вас, и составьте список из 5-7 новых навыков для продвижения выше в списке. Запланируйте постепенное освоение этих навыков.

Если вы распознали в себе синдром самозванца по реакции на сложности или вызовы, на похвалы и ожидания, то конечно же вам хочется понять, как научиться жить с синдромом самозванца и доказать себе, что я молодец? Вот приемы и принципы, которые помогают лично мне:

1. Сделанное вовремя и хорошо гораздо лучше, чем сделанное идеально когда-нибудь.

2. Если мы научимся принимать свои ошибки, нам будет легче принимать ошибки и других. И у нас появится шанс сформировать с другими людьми здоровые отношения.

3. Перфекционизм - это роскошь. Иногда допустимая, а иногда - нет.

4. Мы тратим на задачу столько времени, сколько решили на нее потратить. Если у вас есть на задачу 2 часа вместе желаемых четырех, вы не будете прокрастинировать и сделаете максимум за отведенное время.

5. Меньше критикуя других людей, мы меньше ожидаем критики в ответ.

6. Делегируйте то, что у вас получается плохо. Например, не стоит мучить себя попытками считать бюджет, если ваша сильная сторона - творить. Найдите того, кто будет считать бюджет и перестаньте испытывать угрызения совести по поводу своей некомпетентности.

7. Смиритесь с тем, что информации вокруг слишком много и вы никогда не сумеете изучить весь контент по определенной теме. Важно уметь выделять главное и ставить себе дедлайн, до которого вы будете листать ленту источников, а потом просто закроете, чтобы действовать и принимать решения.

8. Перед сном проговорите пять благодарностей миру и пять благодарностей себе. Вспомните свои заслуги и те ценные моменты, которые подарил вам прошедший день.

Помогают ли мне эти рекомендации полностью избавиться проявлений синдрома самозванца? Не совсем. Тем не менее я знаю, что не одна живу с периодическим ощущением белой вороны. Эта мысль меня успокаивает. Дальше остается только действовать.

99
3 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Мы публикуем только статьи экспертов EdMarket. В этом материале Марина раскрыла тему с разных сторон, рассказав о том, как синдром самозванца может проявляться у специалистов разного уровня и поделившись личным опытом.

Ответить