Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

Всем привет! Меня зовут Гоша, мне 29 лет, я продакт-менеджер из Хабаровска и хочу поделиться опытом, как наша команда за год, занимаясь проектом по выходным дням, получила грант на его реализацию в 3 млн рублей.

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

С чем пришлось столкнуться, что делали, какие допустили ошибки — на все эти вопросы постараюсь ответить в статье.

Об идее

Все началось в 2017 году, когда появилась идея создать приложение таск-трекер для родителей и детей, чтобы ставить задания ребенку и предлагать награды за их выполнение. Да, такие приложения сейчас уже есть, но 5 лет назад это было бы в новинку.

В тот момент у меня не получилось развить эту идею в нечто большее, чем пара нарисованных экранов интерфейса на маркерной доске. Всё, на что хватило энтузиазма — найти дизайнера, показать ему экраны и получить обещание подумать. В итоге дизайнер пропал, а я сам продолжил заниматься основной работой.

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?
Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

2020 год

Прошло 3 года и в августе 2020 я предложил своему другу Витале взяться за реализацию другого проекта, в hardware тематике и попробовать получить на его реализацию грант на 500 000 рублей по программе УМНИК. Это грантовый конкурс по научно-коммерческим проектам. На самом деле, многие считают что это в большей части студенческий научный конкурс, но по факту прийти может любой до 30 лет с идеей, где есть немного науки или инноваций. В итоге мы взяли этот грант.

И пока мы готовили проект для конкурса УМНИК, я вспомнил идею семейного таск-трекера и подумал, почему бы не подать его тоже. Но для этого проекта решили пойти дальше и поучаствовать в другом конкурсе — СТАРТ, который также проводит Фонд содействия инновациям. Это уже более серьезный научно-технический конкурс, в котором можно получить грант до 3 000 000 рублей. При этом ответственность за реализацию проекта выше, необходима команда и проработанная технико-экономическая часть.

В СТАРТе мы решили участвовать как и из «спортивного» интереса, так и рассчитывая на финансирование. Мы хотели проверить собственные силы и знания в проектной работе, понять можем ли мы упаковывать более сложные идеи, получить опыт защиты перед экспертами и обратную связь по проекту в целом. Я предложил ещё одному другу, спецу по data-science и back-end разработчику Саше, присоединиться к проекту.

Мы все имеем основную работу и поэтому могли уделять проекту либо вечернее время, либо выходные дни.

Да, чтобы подать заявку на СТАРТ нужно иметь какую-то фичу в проекте и мы предположили, что можем на основе алгоритмов и моделей машинного обучения подбирать рекомендации родителям по задачам и наградам на основе личных предпочтений и действий подобных семей, а также формировать аналитику, попробовав предсказывать изменения интересов у ребёнка.

В итоге в проекте Саша взял на себя роль основного разработчика и реализатора главной фишки проекта, а мы с Виталей взялись за проектную работу — я больше как product manager, Виталя — как бизнес-аналитик.

Отмечу, что мы все — я, Виталя и Саша — в тот момент, да и до сих пор имеем основную работу и поэтому могли уделять проекту либо вечернее время, либо выходные дни. Мы не запускали успешных проектов до этого, по факту это наш первый полноценный опыт как команды. Кстати, до сих пор мы совершаем типичную ошибку, о которой все говорят — работаем друг с другом на устных договоренностях, нигде даже толком не оформленных.

Начало реализации

Собравшись втроем, мы начали готовить проект семейного таск-трекера к конкурсу СТАРТ, подача заявок на который заканчивалась 31 декабря 2020.

Саша сел за технические блоки заявки и разработку web-версии, так как хотели при подаче заявки иметь хоть какой-то прототип сервиса, а сделать мобильное приложение для нас было сложнее и дольше, не было разработчика в команде.

Мы же с Виталей сели за бизнесовые блоки заявки, это рынок и целевая аудитория, фин. модель, бизнес-модель, а также подготовку презентации. (Да, всё можно посмотреть, скачать, покритиковать).

Слайд из нашей презентации
Слайд из нашей презентации

По факту этот процесс напоминает работу Product Owner или Product Manager, который погружается в разработку новой фичи или проекта. Мы открывали поисковик и начинали с банальных запросов, уровня «сколько детей в возрасте от 6 до 16 в мире” или “воронка конверсий в подписочных приложениях за 2020 год». Писали друзьям и знакомым, у которых есть дети, чтобы провести с ними интервью. Изучали конкурентов, что пишут в отзывах или статьях.

Всю работу вели в Google документах, чтобы удобнее работать с друг другом и отправлять документы на проверку друзьям и местным экспертам от фонда, что помогали нам с заявкой (Маша, привет и спасибо!).

Стоит отметить, что худо-бедно умеем делать презентации сами, поэтому не тратили денег на их оформление, хотя в целом это не сильно дорого и хорошо экономит время. Мы работали по методике «Кради как художник» и сначала выбирали презентации, что нам нравятся, а потом использовали основные их фишки или особенности, чтобы создать свою.

В итоге, 20 декабря, за 10 дней до окончания приёма заявок было принято решение перенести ее подачу, так как не успевали найти научного руководителя, а по этому конкурсу в проектах ждут научников со степенями. Также мы хотели подготовить несколько статей для научного задела, но тоже не успевали. Я написал нашему менеджеру и сказал, что попробуем подать заявку в следующий раз.

Что мы вынесли в начале работы с проектом?

  • Для упаковки идеи в понятный вид нам достаточно было использовать шаблоны бизнес-модели по Остервальду или Lean Canvas.
  • Далее мы описали основные разделы, которые позже войдут в бизнес-план. С чего начали, так это, оценили рынок и потенциальных клиентов, построили финансовую модель, прикинув Cash Flow и юнит-экономику.
  • Результаты общения с реальными пользователями дают более объективные данные для построения самой фин модели и бизнес-плана. Не надо было откладывать интервью с целевой аудиторией на потом. Мы провели опросы после уже проведенных расчетов и нам это усложнило процесс проработки проекта, так как с учетом уже этих данных пришлось вносить изменения в расчеты.
  • Для проведения интервью с ЦА нам помогла книга «Спроси Маму» Роба Фитцпатрика. Книга внятно дала нам понять, как проводить опросы и какие стоит и не стоит задавать вопросы по нашей идее.
  • Проработанная презентация, как показал наш опыт, это чуть ли не 70 процентов успеха при оценке выступления. Всем нравится красивая, понятная и легко усваиваемая презентация, в том числе и членам жюри, потенциальным инвесторам, такая презентация сразу располагает к вам и к вашей идее.

Оттепель проекта

За январь и февраль 2021 года нам наконец-то удалось закончить фин. модель, построив CashFlow и рассчитав юнит-экономику. Для того, чтобы верифицировать показатели, нам помогли с переводом статьи (спасибо, Люся!) с полезной информацией от Litoff по статистике подписок и конверсий в приложениях, которой не было на русском языке.

В конце февраля увидели набор на конкурс Russian Startup Tour и решили, что раз у нас на руках уже есть достаточно материалов, то почему бы не попробовать, тем более что выступать можно было удалённо. В первую очередь, хотелось получить побольше обратной связи от экспертов, чтобы понять слабые и сильные стороны проекта.

В начале марта привлекли дизайнера Рустама для разработки интерфейса мобильного приложения с учётом всех функций, что мы нагенерили. По факту это был самый первый прототип нашего мобильного приложения. Цель дизайна — демонстрировать его на конкурсах, по максимуму отобразив весь функционал. Поэтому от продумывания хорошего UX и UI для пользователей осознанно отказались, чтобы вышло дешевле и быстрее.

В итоге, за 25 000 р и 2 недели получили вот такой дизайн, которым мы остались весьма довольны.

К середине марта мы выбираем Томск, как город выступления по RST, так как там было много проектов и сильное жюри, от которых хотели услышать критику и оценку.

В апреле привлекаем frontend-разработчика Лёшу, знакомого Саши, чтобы помочь сделать следующую веб-версию трекера (она до сих пор работает на demo.datafamily.ru).

Также нам помогли местные ребята из Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций с поиском научника (Спасибо, Сергей Б.), дали контакты, рассказали предварительно о нас. Мы познакомились с ним и договорились без проблем о его участии в проекте.

Необычная история у нас произошла перед выступлением на Russian Startup Tour — всем участникам, кто прошел в финал, назначили сессию с ментором-экспертом для консультации по выступлению и презентации. И когда мы созвонились с нашим ментором от «Сколково», оказалось, что он курирует проект Dragon Family — действующий аналог нашей идеи и самый крупный семейный таск-трекер в России. И большая часть нашего разговора прошла на уровне: «Вот вы не знаете, мы вот делаем в драгон фэмили».

Конечно, он дал и полезную обратную связь, но было видно, что нас оценивают на уровне: «неопытные, повторяют за проектом». Но на самом деле было очень круто услышать критику и получить некоторые инсайты от этого эксперта.

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

А по итогу, несмотря на критику ментора фонда «Сколково», мы заняли первое место в ИТ блоке и третье место среди финалистов со всех направлений в конкурсе Russian Startup Tour. Это хорошо, но нам явно не хватало реальных пользователей, это была наша основная проблема.

В конце апреля объявляется начало подачи заявок на СТАРТ в срок до 31 мая. Мы начинаем поднимать и обновлять все наши документы и цифры, а ещё подаём заявку на новый конкурс — «Большая Разведка». Победители попали бы в проектный акселератор — курс по подготовке и упаковке стартап проектов к защите перед потенциальными инвесторами, ну а для нас, в первую очередь, целью было снова получить обратную связь о нашей идее.

Весь май добивали заявку, всё ещё не закончили научную статью (да, Саша, 6 месяцев!) и добивали web-версию сервиса. Наконец-то, 30 мая собрали почти весь пакет документов и материалов. Решили, что заполним уже спокойно заявку завтра, в последний день, по идее всё должно быть просто. Но на следующий день вдруг оказалось, что у Саши, отвечающего за разработку в проекте, не готово резюме. А добил нас тот факт, что заявку можно подать не до вечера 31 мая, а до 10 утра.

И мы подали заявку в 9:59 утра, за минуту до окончания срока!

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

Но без резюме основного разработчика, да и в целом со слабым научным заделом, мы не планировали, что пройдем дальше, понимая что будем выстраивать план развития проекта без финансирования от фонда.

В июне Виталя выступил на конкурсе «Большая Разведка», но результаты сразу не сказали. (Если интересно — мы не прошли в акселератор, но попали в предакселератор, куда в итоге и не пошли).

Также нам написали с частного инвестиционного фонда, попросили скинуть презентацию по проекту, увидели нас на Russian Startup Tour. Мы решили «А почему нет?», но не стали заморачиваться и отправили презентацию, что отсылали ранее на конкурсы.

И получили честный ответ.

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

СОВЕТ: Делайте разные презентации и фин. модели для разных конкурсов, инвесторов и фондов.

В середине июня подали заявку на конкурс МТС Social Idea и прошли в финал из 700 проектов.

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

Кстати, чтобы понять, какой был уровень подготовки презентаций проектов, можно просто прочитать наши комментарии о вебинаре, который проводили для финалистов конкурса.

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

Нам предоставили крутого ментора — Андрея Поскрякова, который помог не только круто подготовить презентацию, но и дал советы по проекту в целом, с учётом своего опыта.

Увы, в финале конкурса мы не заняли ни одного места. При этом там были реально крутые социальные проекты, но и мы рассчитывали хоть на что-то.

Основная причина, по которой мы ничего не заняли, в том, что у нас всё ещё не было реальных пользователей и не так много было социальной составляющей. Мы не смогли продать идею и доказать, что делаем жизнь людей сильно лучше.

В конце июня привлекли ещё одного специалиста — back-end разработчика Никиту, которого сначала хотели позвать немного помочь, а теперь он полноценный член команды, забрал на себя большую часть backend-разработки, оставив Саше заниматься чисто DS и фичами проекта. А ещё старается выстраивать правильные процессы и подходы при работе с задачами.

В целом получилось так, что все, кто участвуют в проекте — это друзья или знакомые друзей, которые поверили в идею и им самим интересно заниматься чем-то в свободное время. При этом мы договорились друг с другом, что будем делать, если привлечем финансирование и создадим компанию.

Что мы поняли после выступления на разных конкурсах и площадках?

  • Было правильным уделять больше времени дизайну презентации — это дало нам возможность привлечь больше интереса к проекту на выступлениях и удерживать внимание экспертов в течении всей презентации. Проработанный дизайн презентации позволяет задать тон всему проекту, вызывая ощущение что это уже готовый продукт.
  • Надо готовиться к выступлениям. То, что заранее я читал спокойно за 5 минут, на прогонах перед командой превращалось то в 8 минут с каким-то паузами, то в 3 минуты тарабарщины. Произнося вслух фразы для выступления, замечал, что менял порядок слов или добавлял какие-то изменения в текст в течении 5-7 прогонов текста, хотя при чтении про себя всё казалось хорошо.
  • Часть проектов выглядит слабее, чем могла бы быть, только из-за того, что их выступающие не «горели» проектом. Это на самом деле очень заметно и часто бывает из-за того, что привлекают к выступлению не фаундера проекта, а стороннего специалиста.
  • Можно осознанно оставлять небольшие «пробелы» в выступлении, чтобы потом получить вопросы от жюри от инвесторов, и раскрыть тему более подробно. Мы продумывали заранее, о чём могут спросить и готовили ответы — благодаря этому можно было обратить каверзный вопрос от экспертов в свою сторону и раскрыть ещё больше подробностей в дополнительное время.
  • Мы не можем привлечь пользователей сейчас и это будет нашей главной проблемой, если мы и дальше захотим выступать с идеей проекта. Да, это проблема, поэтому старайтесь протестировать или привлечь пользователей как можно раньше, если ваш проект это позволяет. Да, об это вы сто раз читали, во всех видео-курсах об этом постоянно говорят, но это реально позволит вам не только быстрее понять и сконцентрироваться на том, чего хочет пользователь, но и показать, что ваша идея реально работает.

- Виталя, придумай заголовок раздела -

В июле мы нашли в команду крутого психотерапевта — Евгению, практикующего психолога и зав. кафедрой психиатрии в медицинском университете. В конце июля на вебинаре по правильной подаче заявок на СТАРТ (да, мы готовились к тому, что будем подавать ещё раз) мы показали нашу заявку эксперту Фонда и получили разгромную критику.

Презентацию нужно обязательно делать по стандартному шаблону.

Эксперт Фонда

По его мнению половина заявки была прям ужасна, блок про команду был слабым, не было портфолио основного разработчика, слабый научный задел, презентация не в тему. Мы выделили основные полезные моменты на что нужно будет уделить внимание в следующий раз, уверенные, что не пройдем дальше по текущей заявке, раз эксперт от фонда всё так оценил.

К нашей большой неожиданности, в начале августа нам прислали письмо, в котором сообщалось, что мы прошли в финал и через 5 дней должны будем удаленно презентовать проект.

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

Я решил, что эксперт от фонда, который вёл семинар — может дать несколько советов по подготовке к очной защите и попросил провести консультацию, с учётом что мы всё-таки вышли в финал.

На первой консультации он сказал, что презентацию нужно обязательно делать по шаблону, что прислал фонд и отходить от него сильно нежелательно, так как эксперты фонда привыкли оценивать по нему проекты.

Посмотрите на этот шаблон:

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

И сравните с тем, что делали мы для выступлений ранее.

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

И тут я дал слабину. Все проекты, примеры презентаций что нам прислали, делали по этому шаблону. На техническом прогоне финала все проекты были с презентациями по этому шаблону.

И я решил, что нам ТОЖЕ нужно делать презентацию по шаблону, чтобы не выделяться и сосредоточиться на научных и технических моментах. Но Виталя, вместе с которым мы делали все презентации, был настолько против, что не стеснялся выражений ни в чате, ни высказать мне всё и в живую.

Как за «выходные» получить 3 млн рублей на проект?

В итоге он убедил меня, что мы должны идти с нашим дизайном презентации и сделать столько слайдов, сколько посчитаем нужным.

И если мы проиграем только потому, что эксперты фонда будут не довольны нашим форматом презентации — то нам лучше в целом не получать грант и потом отчитываться перед фондом.

В день выступления мы все собрались у меня дома и выступали вместе. У части экспертов были интересные вопросы, мы обсуждали проект всё отведенное время. Но так как экспертов было человек 8, а решение принимается по большинству голосов «за/ против», без баллов, то мы снова не стали загадывать и продолжили заниматься проектом дальше.

В начале сентября из команды ушёл front-end разработчик и мы думали, в каком направлении нам продолжать — скинуться на mobile-разработчика или продолжить пилить web-версию и искать финансирование дальше. Мы даже начали продумывать пивот проекта, с уходом больше в сторону услуг по психологии, так как это направление была более понятно в плане коммерциализации.

В конце сентября нам приходит письмо от Фонда содействия инновациям с какими-то инструкциями, кучей ссылок и контактов. Зацепившись глазами сначала за выделенный текст ниже я не понимал, что они хотят, но посмотрев в начало письма увидел, что мы победили и взяли 3 млн. рублей.

Это я ищу 
Это я ищу 

До сих пор удивляемся, но у нас получилось это сделать даже с учетом тех факапов, которые мы допустили.

Хочется посоветовать всем, у кого есть подобные идеи, не сомневаться и участвовать в таких конкурсах. Как минимум, вы сможете упаковать свою идею в проект и получите хорошую обратную связь от экспертов, а как максимум — выиграете грант и начнете воплощать проект в жизнь. Пробуйте идти против формальных правил, не всегда даже советы опытных специалистов оказываются верными, не бойтесь экспериментировать и доверяйте внутреннему чутью и своему мнению.

Что теперь?

После объявления результатов мы открыли ООО, необходимое для получения гранта, получили, «сожгли» и получили снова токен ЭЦП, без которого нельзя подписать договор с Фондом, формально «выкинули» Виталю из команды, несмотря на то, что в условиях договора нет такого пункта, когда нельзя участвовать, если у него есть действующий договор с Фондом по другому проекту.

1 декабря мы получили первый транш в 2,1 млн. рублей на счёт, и теперь можем не только оплачивать спецов, уже занимающихся разработкой, но и привлекать новых.

Общий вывод, который можно сделать по итогам года работы над проектом заключается в том, что при должном внимании и концентрации пройти путь от идеи до получения бюджетного гранта в 3 млн руб не так и сложно. Конечно, самым ценным является ВРЕМЯ, которое выделяется на проект. Всего этого можно было добиться за полгода. Поэтому в какой-то момент требуется выставлять для себя приоритеты, что важнее — твое личное время, время, проведенное на основной работе или реализация тех идей, которые тебя заставляют взбодриться, ожить и двигаться вперед. Такой выбор достаточно сложный и требует определенной смелости, который предполагает возможно отказаться от комфорта и работать в условиях неопределенности в будущем, но может именно такой подход даст более эффективный результат.

P.S.

На сегодня уже привлекли классного спеца для хорошей проработки UX дизайна приложения и в ближайших планах найти mobile-разработчика для реализации MVP. В целом мы будем рады и front-end разработчику и маркетологу/PR-щику, для которых уже видим задачи, чем можно заняться.

Мы сейчас только в стадии развития нашей социальной медийности и поэтому следить за нами и проектом можно либо на нашем сайте (он в процессе, обязательно его закончим) или на VC.

55
11 комментариев

У меня один вопрос.

А точно ли нужен этот продукт в рынке?
Какие исследования Вы проводили, перед тем как пошли пилить дизайн?

Почему вы советуете "СОВЕТ: Делайте разные презентации и фин. модели для разных конкурсов, инвесторов и фондов."?
Не кажется ли вам что это просто наеб инвесторов и аудитории. Не нужно пытаться скормить то что понравится инвестору. В итоге вы превращаетесь в николу и теранос, которые рейзят бабки в рынке основываясь на выдуманных показателях.

3

Скорее что разные фонды и инвесторы хотят видеть разный инвест план - одному интересно увидеть раунд на 5млн. рублей, другому - на 20 млн. Частный фонд или инвестор интересуется дивидентной логикой, а большой фонд - капитализацией бизнеса.
И пока у нас реально нет бизнеса, мы можем себе позволить осбуждать с разными фондами и инвесторами разные планы.

Сорре, вопросов получилось несколько.
Но если вы выиграли, то я вас поздравляю :)

Комментарий недоступен

Мы скорее смотрим на приложение не как инструмент воспитания, а как место, где родитель легко делает то, что и так делал сам с ребенок до этого, договариваясь о какие то наградах за что то)

Родитель, кто так не делает или делает очень редко - пока что не наша ЦА, в целом в России у нас слабо развиты такие кейсы, буквально Тинькоф и Драгон Фэмили есть явных трекеров семейных.

А так да, сделаем приложение и попробуем его в том числе и перевести на английский и закинуть на западный рынок.

Пока что мы получаем больше опыт, оплачиваемый гарантом, с возможностью сделать реальный бизнес.

есть мнение, что получать награду за мытье посуды и сделанные уроки довольно вредно, потому как это создает нездоровые товарно-денежные отношения внутри семьи, основанные на даш на даш
а также внешний локус контроля для ребенка, когда он не учится руководствоваться и находить внутреннюю мотивацию для своих действий, а будет в будущем ориентироваться только на внешние воздействия, короче воспитывают исполнителя

ну а по статье претензий нет, путь интересный, но 3 ляма мало конечно

Вызывает несколько вопросов ваш продукт, но вы молодцы, раз смогли так продвигать себя