{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Об этом молчат рестораторы: опыт ценой в 10 млн рублей

Полезное руководство для ресторанных стартапов, основанное на личной практике.

Всё начинается с понимания простых вещей, дальше вы просто зарабатываете деньги

Привет, читатель. Меня зовут Алексей Трунев, я ресторатор с 2012 года. Сейчас консультирую других рестораторов и запускаю ресторанные стартапы.

Перед прочтением статьи, пожалуйста, напишите на листе бумаги, куда бы вы вкладывали деньги в первую очередь, открывая ресторан, кафе или бар. Классифицируйте статьи расходов, напишите причины такого распределения и затем приступайте к чтению.

Более 40% опрошенных мной предпринимателей считают ресторанный бизнес прибыльным и непыльным занятием. Не так важна ниша. Если знаете, как изменить жизнь клиента с помощью вашего продукта, это залог успеха.

Вот четыре факта о ресторанном бизнесе, которые не так просто объяснить привычной логикой:

  • После кризиса в 2014 году доля убыточных заведений в Москве превысила 35%.
  • Большинство из этих 35% — заведения-середнячки: не рестораны, но и не столовые.
  • Количество кофеен в 2018 году в крупных городах увеличилось на 25%.
  • Большая американская фастфуд-тройка показывает стабильный рост.

Почему кофейни и фастфуд растут в кризис? Отрасль падает, однако внутри неё одни форматы показывают увереный рост, а другие — не менее уверенное падение, и последние еле сводят концы с концами. Тенденция кризиса выборочно коснулась игроков рынка, уничтожая одних и давая шанс другим.

Ответ сложно выразить в одном предложении. Причины кроются в специфике ресторанного бизнеса.

Зарабатываем много — тратим много, зарабатываем мало — тратим много

Ресторанное дело кажется беспроигрышным. Продукты стоят дёшево в сравнении с ценой в меню. В дорогих ресторанах это видно невооруженным глазом. Это — не иллюзия. Рентабельность ресторана может составлять от 11% до 30%. 30% — у тех, кто плохо считает.

Чтобы понять доходность, разберёмся в структуре издержек. Начинать лучше с простых вещей.

Схема заработка:

  • Купить продукты. Доля их стоимости в цене блюда называется фудкост. Считается по формуле: (Себестоимость продуктов / сумму выручки) * 100.
  • Приготовить и продать готовые блюда. Заведение реализует их по своим ценам, вычитает фудкост и на оставшиеся деньги уже обеспечивает работу заведения.

Заметьте: если фудкост — 30%, это не значит, что издержки закончились. В издержки, которые ложатся на ресторатора входят и зарплата, аренда и маркетинг. Битая посуда, бытовые расходы. Затраты на поиск сотрудников, налоги. Это далеко не полный список издержек.

Напрашиваются выводы:

  • Издержки сильно зависят от формата. Если вы — дорогой ресторан, то мало купить дорогую посуду, важно ещё и купить её снова, когда она разобьётся. Это кажется настолько очевидным, что об этом стыдно говорить, но говорить надо — дорогие рестораны иногда просто «наскребают» на посуду, используя штрафы, сокращения и прочие некрасивые приёмы.
  • Можете как-то закрепиться в нише, покупая дешевле конкурентов, продавая чаще конкурентов или с маржой больше, чем у конкурентов. Нести на одно и то же действие издержек меньше, чем конкуренты. Опять приходим к выбору формата — если не создаёте конвейер, не лезьте в потоковый фастфуд. Конкурентов никто не отменял.
  • Кофе с собой — это формат. Формат, который открыть куда проще, чем ресторан. Монопродукт и небольшие издержки. Кофе — популярный и маржинальный продукт. Потому этот формат будет расти, и кризис только помог.
  • Фастфуд — это формат. Формат, который совмещает конвейер и ресторан. Необходим поток, чтобы получать доход, который создается силой бренда. Маркетинговые вложения — рентабельны. Привлеченные гости будут обслужены одинаково (пусть даже с погрешностью). Кризис — повод завоевать рынок, занимая стратегически важные локации. Ведь для крупных игроков общепита война территорий не кончилась.
  • Ваш формат предполагает плотный поток? Значит, у вас меньше накрутка, чем в ресторане на пять столиков. Потока не хватает — фудкост неминуемо растет. Вы уже не закажете половину фуры лосося, чтобы снизить закупочную стоимость (фудкост). Вы теряете деньги, хотя формально клиенты приходят и покупают. Экономика перестает сходиться.

Теория, за которую я заплатил своими ошибками

Создал теорию. В основе подход к клиенту — от стандартизированного к индивидуальному. От этого зависят цены, стоимость и качество посуды, мебели. Месторасположение и маркетинговые бюджеты, и смыслы тоже. Если представить, что в общепите две крайности — рестораны класса «люкс» и фастфуд, то вырисовывается такая таблица.

Это не минимум и максимум. Скорее, два полушария. Зарабатывает тот, кто понимает, на чем он зарабатывает. Независимо от полушария

Выводы в студию:

  • Кризис прошёл, кто выжил? Выжили премиальные рестораны (настоящие, с невероятно экспертным и индивидуальным подходом) и американская тройка. Издержки компенсируются особенностями бизнес-модели. Дорогие рестораны понятны аудитории, фастфуд — тоже. Это крайности, но заметьте, в России немногочисленный средний класс, возможно, в этом причина. Компания «Додо-пицца» сделала ставку на быструю модель и конвейер. Она преуспела.
  • Кто ещё преуспевает? Сетевые рестораны. «Чайхона №1», «Шоколадница». Стоимость продуктов ниже за счёт давления объёмом на поставщика. Средний чек не ресторанный, а скорее, характерный для кафе. Однако прибыли с чека больше, чем в кафе. Стандартизация и оптимизация даёт огромное количество аналитики, вложения в маркетинг дают узнаваемость, а за счёт количества точек все гости будут обслужены. Разумеется, есть расходы на штат, но они уже сильны и воюют за долю рынка.
  • Кто в целом зарабатывает, но не так, как «Шоколадница»? Кофе-точки на потоке, стритфуд (для крупных городов), который ещё и научился кооперироваться в фудкорты. Почему — уменьшены издержки на вход и обслуживание. Так называемый Fast Casual получил свой подъём. Пример успешных — Burgers Heroes. Всё вокруг продукта, но до «Мака» и «Кинга» ещё далеко. В столицах есть возможность обкатать свой продукт на фестивалях — если зашло, можно и дальше думать. Этот сегмент — кладезь инноваций.

Кто же проиграл? Проиграл я со своим первым проектом. Второй открывался уже с учётом этих данных и получился устойчивым.

Кафе-одиночки без внятной концепции. Те самые 35%, которые не выжили в кризис. Заведения для всех и ни для кого. Любимый формат для начинающих рестораторов.

  • Вы не гигант, и объёмы закупки малые. Продукты стоят дорого.
  • Чек для гостя уже высокий, а с чека заработок небольшой. Значит, вам необходимо больше чеков. Скидками вообще лучше не пользоваться — дорого.
  • Ваша система не подготовлена к конвейерной обработке большого количества чеков — в маркетинг необходимо инвестировать с умом, но инвестировать необходимо, иначе узнаваемость потеряется. Но конкуренты не дремлют. Стоимость нового клиента всё выше и выше.
  • Любой дополнительный сотрудник — это боль. Проект уже пообещал гостям всё, что можно, надо это обеспечивать и контролировать. Штат надо кормить, надо им платить — маржа тает на глазах.
  • Есть кухня, бар, паровые коктейли, доставка, бизнес-ланчи — тратим много, зарабатываем мало.
  • Даже если купить самое дорогое оборудование, это не даст эффекта, а скорее оттянет окупаемость на неопределённый срок. Если заведение даёт дорогую посуду и подачи, то когда посуда бьётся, восстанавливать её уже нет денег.

А теперь на примере моих ошибок

Я чётко попал в потребности рынка, который в моём городе не был готов, но разогретым был точно. Но вот отсутствие целостности проекта привело к его угасанию.

Вот моё первое заведение, которое я открыл, когда мне был 21 год:

Довольно мило. Но есть тонкости, и о них я расскажу дальше

Ошибки и несоответствия концепции, формата, цен и места привели к закрытию. Расскажу подробнее.

  • Главный продукт — кальян, а главные издержки — кухня. Несоответствие, которое было ни к чему.
  • Заведение было в первую очередь кальянной, но мы не могли позволить себе много столов формата «кальян и чай», хотя объективно для них и открылись. Просто мест мало, аренда больше 100 тысяч рублей, и издержки на зарплаты серьёзные. Уже начался раздрай.
  • Пришлось выстроить заградительные барьеры в виде цен, фейс-контроля и системы продаж и допродаж, что отпугнуло многих, для которых и надо было открываться. Но заведение было модным благодаря маркетингу, на этом мы держались.
  • Спрос был выше предложения, гости устали от того, что попасть сложно, и начался отток — так появились конкуренты с монопродуктом (только кальян и чай), что для нашей аудитории наиболее выгодно.
  • Мы выбрали локацию напротив университета, но студенты к нам не ходили, поскольку у нас дороговато. Так мы утратили ещё одно преимущество.
  • Из-за оттока мы начали снижать цены и лишились возможности копить. Дорогая посуда теперь была недоступна. Следовательно — потери в качестве подачи и интерьера не заставили ждать.
  • Ушла и платежеспособная аудитория — мы были в полуцоколе. Работать на аудиторию с достатком без правильной посуды в полуподвале — не самая лучшая затея.
  • Мы начали практиковать вечеринки настолько часто, что превратились в клуб, и это спасло нас в краткосрочной перспективе, но полностью разрушило имидж кухни и экспертность бара в долгосрочной.

Если применить мою теорию выбора формата, то окажется, что первое заведение оказалось чётко в центре между конвейером и полной индивидуализацией. Можно даже визуализировать:

Кому интересно, в данном кейсе как раз описан подход к маркетингу в период кризиса в вышеописанном заведении. Решений было много, и некоторые были очень интересными.

Что делать прямо сейчас, если ты ресторатор: основные шаги для успеха в общепите

Помните мою просьбу в начале? В моём проекте основные деньги были вложены во внешний вид, временные просчёты, повлекшие аренду, дорогую посуду и ремонт, ненужное оборудование.

Сейчас я понимаю, что без вложений в разработку концепции, бренда и процессов нет смысла вкладывать деньги вообще ни куда.

Шаги

Сначала продукт. Он для определённой группы людей со схожей проблемой должен стать частью решения и улучшить качество их жизни.

Выбор формата, который нам видится наиболее эффективным для реализации данного продукта для конкретных целевых групп.

Бренд-платформа, которая включает в себя всё то, что нужно сказать нашей аудитории, чтобы они поняли, что проблема будет решена. Запаковка выгод и смыслов. Нейминг.

Брендинг, чтобы понять, как мы будем говорить о том, что написано в бренд-платформе. Нас должны вспоминать при возникновении повторной потребности.

Экономика. Мы должны с текущим форматом и по ценам, нормальным для этих групп аудитории, производить продукт. Нужно строить финансовую модель, понять какая аренда допустима и какие издержки мы не имеем права брать на себя, а какие возьмём точно.

Место, где целевым группам удобно, нам недорого и экономика сходится в плюс.

План рассадки и инженерный план производства. Всё должно соответствовать формату, не противоречить смыслам и ценностям, позволять обрабатывать тот поток, под который заточена вся наша экономика.

В заключение

Как то я читал блог Аркадия Морейниса «Темная сторона» и там увидел вот эту фразу:

Стартап в бизнесовом смысле — это компания, которую готовят к переработке больших потоков заёмного капитала с доходностью, превышающей традиционные финансовые инструменты, но с рисками, сравнимыми с банковскими депозитами.

Аркадий Морейнис, Создатель «Тёмной стороны»

Давайте будем делать ставки на понимание, анализ и расчёт. Только так мы сможем действительно выгодно оборачивать заёмный капитал, быть успешными и масштабировать свои компании.

Спасибо, что дочитали до конца. Успехов всем начинающим и действующим рестораторам.

0
120 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Izi, чего Вы хотите, а? Все у молодого человека https://vk.com/trunev_aleksei хорошо - дали денег на ресторан, он не получился, так дали денег на второй ресторан, надо бы - и на третий тоже дали бы. Теперь вот молодой человек не больше не меньше, бизнес-консалтингом занимается, почему бы и нет ...

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Николай Цилинский

Год назад я посетил место без фейс контроля. Кончилось все веселой пьяной дракой.
Может там у вас в москвабаде и прокатывает, а в Тюмени 2012 года место без жесткого отсева превращалось в поле битвы.

Молодые люди шли в такие места не чтобы курить, пить, отдыхать а ебашиться и самоутверждаться.

Примерно то же самое делаете вы сейчас, но только в интернетике.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Ill Jah

В этом году довелось побывать в одной пицерии в Тюмени,
у них был похожий дизайн (всё как на вашем фото, только синяя подсветка) -
честно говоря, этот свет, диоды, на столько психологически давили, что я убежал из неё через 20 минут после заказа еды))

Неужели кому то нравится когда в лицо светит нереально много диодов?
Как на приёме у следователя в НКВД или не рейве

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

А чего Вы хотели в 21 год от человека? Пацаны в это время бубенят как раз такую подсветку в салон авто на светодиодах - в 2110 и подержанных японок ... а вот кстати в немцев - никогда - сам дизайн немецкого автомобиля таких издевательств не позволяет.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Алексей Трунёв
Автор

Сначала всем сильно нравилось + бар можно было переключать и свет менялся либо убавлялся пультом. Согласен - давило сильно. Тоже не учли что длительность сессии у нас более 1,5 часов и просидеть на такой вот "кислотной вечеринке" столько сложновато.))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Serge Arsentiev

По фото, по "бизнес-блогу" в ВК на 12 человек, и по тексту, как-то не складывается чтобы такой персонаж писал длинные тексты (сам). Возможно, сам человек модный-моторный-позитивный, но такие ведь редко связно пишут лонгриды?
 
Сам текст и правда сумбурный, и по содержанию 50% "воды" студенческой + 30% бизнес-терминов + 10% "как бы" фактов. Как будто у автора брал интервью студент 3-го курса со специализаций на бизнес-журналистике, и потерял часть записей - те самые недостающие 10% - настоящих фактов - про то, в каком городе, кто дал денег на 1-й и 2-ой ресторан, сколько именно, на какую сумму влетел бы автор с процентами по кредиту (если бы ему дали кредит) и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Ну надо же как то учится. Согласен. Текст сильно размытый. Но я стараюсь) Блог создан неделю назад и не продвигается нигде, логично что там 12 человек, хотя я был уверен, что их там 10 всего лишь)
Я с удовольствие на отраслевые вопросы отвечу. Развернут и без воды. Хорошо?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
David Daniel

100 процентов раскрутка скбя как бренда, чтоб потом народ на курочку согнать. И назвать их гостями)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей Трунёв
Автор

Писал сам. Не фото пишет статьи, к счастью. А насчет остального - речь идет о применительно логике, используя которую можно открыть устойчивый стартап.
Кто дал денег, сколько было официантов и тд. - извините, это не при чем. Были и проценты по кредиту и все было.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Tanya Veryasova

Если журналист пишет с таким количеством ошибок, то ему не нужно быть журналистом.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Johnny Vorony

Товарищи, а вас не смущает, что кальянные и ресторанный бизнес - это немного разные понятия?!
Автор слишком много уделяет внимания посуде и фейс-контролю, да и по существу вопроса развития данного бизнеса информации 0.
Если мы говорим про ресторанный бизнес (любого сегмента), то он начинается с выбора места и хорошего шефа, который будет не только составлять меню, но консультировать какое оборудование закупить для кухни, как оно должно стоять, чтобы при полной посадке - не было просадки! Который приведёт своего су-шефа, а последний толковую и способную команду и т.д. и т.п.
А открыть кальянную с дикими цветами и завлекать туда зависимых, простите, дурачье дело - нехитрое! Потом это все переделать в бар и отсеивать быдлоту, и в конце прогореть - закономерность!
Про инвестиции, насколько я понимаю, у автора был (а может есть) богатенький друг, который согласился его профинансировать и дать небольшую долю за то, что тот будет вкалывать. Ну прогрели и ладно, будем заниматься консалтингом, подводные камни то более менее известны, да и на это потратили 10ку))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Кальянная - это формат, который предпологает мультибрендовое табачное меню и разнообразие табаков. У нас была кальянная но с кухней и баром. Второе заведение была бургерная, но там тоже был кальянный зал.

У меня другой вопрос - меня лично смущает поиск вами ошибок))) Дело не хитрое - писать комментарии в паблике и ждать лайков а открыть в 21 год заведение, или шиномонтажку или кафе или кофеточку да хоть что - это как минимум сложно, если конечно нет желания прогарать.

Если тебе хочется думать, что у меня былыи такие исчтоники инвестиций как ты описал выше, думай. Я просто хочу узнать - кем работаешь ты, какой у тебя бэграунд? Ну можешь еще ссылки на статьи приложить.

Статью, если она не нравится, можно не плюсовать и не читать, но вот писать без знаний про общепит друг, это кисло.

Ты правда веришь что я закрыл заведение и работаю в найм сейчас или мне продолжают давать деньги каждый день все подряд?)))))))

Ладно, в любом случае спс за комментарий. Для тебя напишу про бургерную следующую статью.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Serge Arsentiev

По сути верно, по форме конечно грубовато. Я так и не понял, кем хочет человек стать - все же мотивационным консультантом (У Вас все получится, с Вас 10 000 рублей!), или бизнес-консультантом (давайте посчитаем 3 сценария развития Вашего бизнеса). Ну, с другой стороны - можно относиться легче - дали человеку денег, он их потратил как хотел, а рассказал про посуду (почему-то).

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Аношин

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...

Познавательно. интересно. Но все вышеизложенное относится в принципе к любому из сегментов бизнеса.
Просто в последнее время на волне "вау я придумал фишку, забубенил стартап, захотел IPO и ICO, и стал миллионер" размываются все классические теории :)

п.с. Для новых рестораторов можно еще порекомендовать посмотреть "На ножах" на канале Пятница.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Я согласен, там даже в начале где то указал, что ниша не так важна. Важно понимание принципов.
Классические теории терпят крах, но как опыт показывает классики Американского маркетинга, аля Дэн Кэнеди, еще тогда были правы во многом и те же ICO в своем маркетинге используют их, что бы стать успешными, если конечно не ставили задачу с деньгами скрыться)))))
Спасибо за комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
David Daniel

А есть такой прибор чтобы при слове «гость» било током? Епты ты с меня деньги имеешь, какой нахрен гость😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Аналитика на Диване

В английском языке кстати используется слово patron. Которое означает именно финансирование. "a person who gives financial or other support to a person, organization, or cause."

В русском же языке слово гость по отношению к посетителям общепита еще в книжках есть. Мол "гости изволили надраться так, что хозяин таверны еще долго подсчитывал убытки".

Так что все нормально. Вот за "сударь" надо наверное сапогом в лицо.

Ответить
Развернуть ветку
timursh

Сумбурно и непонятно. "Главный продукт — кальян" это как?

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov

Это любая кальянная.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Алексей Трунёв
Автор

Хотел донести что вся бизнес модель была построена на продажах именно кальяна. Открывались с кухней и коктейльным баром сразу. ну вот и получается - что формат потребления кальяна один, а бар и кухня хоть и на уровне, сильно не ресторанного формата. Издержки на ведение бизнеса не давали бизнесу расти.
Спасибо за комментарий в целом, я учту. Согласен правда, я вообще планировал структуру еще подредактировать.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

В этой мега-заметке ждем добавление:
1. Бизнес-план в общих деталях.
2. Фин. результаты по первым месяцам
3. Корректировки бизнес-плана с учетом измененения обстановки
4. Обязательно - сравнительную эффективность вложений в фин. инструменты, недвижимость, валюту - по сравнению с п.1 и с, собственно, реальностью.
 
Я видел несколько успешно работающих бизнесов, в которых п.1 писали "на всякий случай" ПОСЛЕ начала работы. Методом Smoke on the water - т.е. туман наводили над водой, зато на 150 страниц с таблицами и графиками, да еще краткую версию на английском или там немецком, презентацию завсегда и т.д.
 
Сперва-то договаривались Василь Петрович с Петр Василичем про схему, ставили племянника ее осуществлять, подкидывали денег по графику .. а дальше "изображали" поиск инвестиций ... и .. о чудо - инвестиции находились, и проект запускался, приносил небольшие убытки - но свою функцию выполнял.
 
Плохо это? Хорошо? Не знаю. Таких бизнесов в России - особенно малых и средних - просто пруд пруди, главное чтобы убытки не превышали 5-10%, а лучше чтобы была небольшая, но прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Трешкин

"Количество кофеен в 2018 году в крупных городах увеличилось на 25%" - я считаю, что статистика значительно преувеличена. По сравнению с чем? С предыдущим годом. Я это понял, что на рынке было 100 кофеен, и за 3 месяца их стало 125 (образно). Это значительный прирост, который не может быть не заметен даже невооруженным глазом. Живя в СПБ, я ничего такого не вижу. Но я могу ошибаться, хотя слабо верится в такие цифры.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Надо смотреть 2000 - 2018, чтобы понимать что происходит. В Питере в 2005-2007 году вся эта пурга резко вошла в моду, а в 2008 по осени, в-общем, как отрезало - потому что полчаса в крутой кофейне это прикольно, а 500 рублей - это 500 рублей.
 
Видимо, был спад, закрытие заведений и наверное _потом_ некоторый рост - хотя на vc уже писали что средняя сумма чека снизилась (кофе по зарядной цене берут, а пирожные по 300 рублей уже нет, грубо говоря)
 
Про Идеальную Чашку довольно показательная история - они были абсолютно известны и почти самыми первыми в СПб, но сдулись :(
Как говорится, Россия не Америка - можно открыть кофейню "под впечатлением от StarBucks", но нельзя привлечь десятки миллионов долларов на развитие каких-то там кофеен.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/05/25/642323-peterburgskie-kofeini-idealnaya-chashka-kupil-konkurent-novosibirska

Ответить
Развернуть ветку
Артем Митюшов

Не понимаю чего на парня наехали, он все правильно расписал, на собственном опыте и где ошибался. Кому-то будет полезно, кому-то нет. Как минимум в статье есть конкретные ошибки и их разбор.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Спасибо Артем. Это нормальная ситуация и каждый кто будет публиковать без супер опыта написания текста столкнется с этим. Повод работать над собой.

Ответить
Развернуть ветку
анна каренина

в нашем городе П, самый, на мой личный взгляд, рост за последние три года имеет формат "пивная+чипсы на первом этаже хрущевки", там разливают пиво, и тут же можно стоя за столиком выпить, выйти на крылечко покурить... Деградация в общем...

Ответить
Развернуть ветку
Antony Sedov
куда бы вы вкладывали деньги в первую очередь, открывая ресторан, кафе или бар

Никуда. Уж лучше ОФЗ или на вклад положить, чем открывать очередной ресторан, кафе или бар.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Никогда не читайте Морейниса на ночь...
Да и вообще не читайте..

Ответить
Развернуть ветку
Igor Grigoriev

А о чем собственно статья? Про ресторанный бизнес не рассказано примерно ничего, кроме общих слов про фудкост и издержки (ну спасибо, кэп, больше поток - ниже закупочная стоимость). Ждал практической части, где автор расскажет кул стори про закупки, поиск команды поваров, выстраивание процессов кухни, а получил рассказ о том, как не надо делать кальянную. Это не ресторанный бизнес, а так себе кальянный, сорян.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шелиховский

Интересно что здесь обсуждают. Статья то просто ни о чем. Я не ресторатор, но так как бизнес мне интересен, то читаю то, что пишут люди, которые в теме

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Алексей. Ну почему сразу ни о чем. Ту ведь как посмотреть. Многие стартапы пытаясь заработать на всем сразу просто не зарабатывают, а моно форматы показывают все новые и новые чудеса продаж. Посмотрите на рынок в целом - гегемония сетевых заведений и фастфуда. Кризис выкосил многие кафе которые пытались дать и то и то. Рынок меняется быстро и жизнеспособность проекта уже не определяется одной только класной идеей.
В статье приведены мои ошибки, которые не позволяли заработать. Там же написано, как теперь я предлагаю поступать, открывая заведения.

Вообщем, спасибо за критику, но я очень сильно за конструктив.

Ответить
Развернуть ветку
Isa Abdullah

Вроде статья про личный бизнес опыт, но столько воды, что возникает подозрение в разводе. Всё стало на свои места когда автор в комментариях сознался, что он занимается КОНСАЛТИНГом

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Статья не о личном опыте, но написана благодаря ему. В чем посыл статьи (который возможно не до конца удалось раскрыть) - посмотрите на экономику ресторана иначе. Посмотрите почему "середнячкам" тяжело на рынке. Посмотрите, что можно изменить и как подстроиться по рынок, если вы начинающий ресторатор.
Если смысл не донес, окей. Но статья содержит практический смысл, а я по мимо консалтинга открываю свои проекты, об это расскажу в следующих статьях уже довольно скоро.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Консалтинг кстати, это не ругательство. Я делюсь опытом. Вы возможно тоже имеете опыт и можете им делится. Вы никогда не прибегали к услугам консультантов? Там важно, чтобы твой консультант имел опыт побед и поражений. Думаю объяснять не стоит, почему.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Artemy

Как-то. Чтобы. McDonalds. Даблби (Double B).
4/3

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Kurilov

Отличная статья, но для наглядности картинки было бы полезным посмотреть на финансовые показатели продающихся ресторанов и кафешек.
http://www.biztotal.ru/prodazha_biznesa/restorannyj-biznes.html

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Я учту, спасибо вам!

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Kikot

Консалтинг в данном случае может быть только по принципу сетевой компании: -"Лоханулся сам, лохани друга". То о чем написал автор любой здравомыслящий человек обдумывает на стадии концепта и подбора помещения. Мне интересно как автор предлагает оценивать иные проекты если не обладает методологией основанной на фундаментальных профессиональных знаниях. К сожалению в РФ очень много наивных людей которые верят всякого рода болтологам якобы имеющим опыт и ценные знания.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Здорово, что не только "болтологи" есть у нас в России но и Вы. Скажите, зачем вам разводить негатив через вашу "неэкспертность" в этом вопросе? Фундаментальные и профессиональные знания по вашему можно оценить через статью не о них? Или может быть вам кажется, что в 21 год у человека была фундаментальная база? Я практически живу в самолете консультируя рестораторов по всей стране, причем мне то можно отзывы показать, а вы чем подкрепите свою необоснованную критику? Статья об опыте и спасибо, что ее прочитали, но не надо пожалуйста в комментариях писать о чем думает каждый здравомыслящий человек. Либо к вам идут за советом в этом вопросе либо нет)

Ответить
Развернуть ветку
sf

Интересно было бы глянуть на 2 проект с выкладками как все пошло так

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Jakob Eichler

The errors described remind me at the book: "The 22 immutable laws of marketing". Especially when he started to run the bar as a club. The long term harm that this caused is described in chapter 11 about the law of perspective.

Я свободно на русском и мне интересно содругничать с кампанами в сфере ИТ, и дессайн. Живу в Германии.

Ответить
Развернуть ветку
117 комментариев
Раскрывать всегда