Как вернуть деньги за отмену брони и несостоявшийся полет на самолете: две простые истории

Больше всех платит налогов и штрафов тот, кто легально работает и выполняет требования закона.

Легальный коммерсант тратит много денег на регистрацию, соблюдение санитарных и противопожарных требований, покупку кассовых аппаратов, зарплату бухгалтеров и тут же попадает в поле зрения различных органов (которые, как правило, при проверке без штрафа не уйдут), а рядом в подвале работает нелегал и занимается тем же самым, но ни копейки не платит налогов и не несет других формальных затрат, и никому из проверяющих до него нет дела, ибо он нигде в реестрах не значится, а при мало мальски серьезной проверке все работники разбегаются и возвращаются к деятельности, когда проверяющие уходят. Таких микробизнесменов вокруг нас много и с одним из них связана интересная история.

Одна барышня приобрела в социальной сети у местного аэроклуба сертификат на полет. Но в планы вмешался ковид и полеты стали откладывать. Своей очереди барышня ждала полгода, вместо обещанных двух недель. Перспективы полетать становились все туманнее.

Барышня спросила меня - можно ли вернуть деньги, ведь потребитель по закону "О защите прав потребителей" вправе вернуть внесенный аванс, если он не получил услугу. Оказалось, что на сайте аэроклуба кроме завлекательных надписей нет абсолютно никакой юридической информации, ни наименования организации, ни ее ИНН, ОГРН и пр. реквизитов. В контактах страницы соцсети не было никаких персоналий. Претензию можно написать и потребовать деньги, только кому и куда собственно ее направлять?

Далее начали искать, кому она перевела деньги, ведь по закону ей на стоимость полета должны были выдать чек. Но чека ожидаемо не оказалось, а перевод был, через социальную сеть этому аэроклубу. Круг замкнулся.

Пришлось менять подход к поиску. На странице аэроклуба изучены фотографии самолетов. По бортовому номеру самолетов удалось найти решение по административному делу, в котором указан владелец самолета и перебором участников аэроклуба владелец был найден.

Мне повезло. Первое вежливое письмо с наивным вопросом "где кассовый чек?" - попало в цель. Мне адресат, разумеется, не ответил, зато барышне со страницы аэроклуба написали, что собственно она хочет, и почему им задают странные вопросы по чеки. Поскольку переговоры между аэроклубом и барышней не принесли результата я начал настойчиво предлагать вернуть деньги через социальную сеть той же барышне. И снова адресат упорно молчал. В третьем обращении я пригрозил ему жалобой не только в администрацию социальной сети, но и в ФНС за расчеты за услуги без применение ККТ (часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ), Роспотребнадзор за непредоставление информации об исполнителе услуг (ст. 14.8 КоАП РФ) и, наконец, в Росавиацию и администрацию аэропорта с требованием проверить условия безопасности полетов и эксплуатации воздушных судов (бортовые номера то есть). На следующий день барышня радостно написала, что деньги вернули и даже предложили бесплатный полет.

Полетала она или нет, я не знаю, но радует, что совесть и разум у этих ребят есть и аэроклуб согласился добровольно вернуть деньги. По этой причине названия этого аэроклуба не называю.

Возврат штрафа за отмену брони.

Закон не всегда соответствует тому, что происходит на самом деле. Иногда бизнесу дешевле нарушать закон, чем исполнять его. Например, гостиницы, которые удерживают штраф за сутки проживания в случае незаезда постояльца не всегда правы. По общему правилу, клиент-потребитель вправе отказаться от гостиничных услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ). Причина отказа при этом не имеет значения.То есть если Вы забронировали номер, но не заехали - штрафовать Вас гостиница не имеет права. Исключение составляют случаи, когда российская гостиница, имеющая категорию, присвоенную в соответствии с частью седьмой статьи 5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", предоставляет так называемое "гарантированное бронирование". В этом случае в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. (Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853).

Если в брони не указано, что это гарантированное бронирование, или это гарантированное бронирование, но Вы в срок указанный в условиях бронирования отказались от заселения(уведомили гостиницу), либо если гостиница не имеет категории (гостевые дома, комнаты в домах у частных лиц и т. п.) - удерживать стоимость первой ночи у Вас не имеют права.

Но, к сожалению, незаконное удержание встречается сплошь и рядом. Многие даже включают условие о штрафах в оферту. Это не удивительно, ведь немногие клиенты будут хотя бы требовать возврата денег или пойдут в суд, а деньги тех, кто откажется защищать права с лихвой покроет возможные штрафы за нарушение прав потребителей.

В общем, одна барышня решила отдохнуть в Крыму и забронировала на сайте гостиницы номер с питанием. Потом, как бывает, передумала и отправила на электронный адрес уведомление об отказе от брони и никуда не поехала. Бронь была не гарантированной. Однако, уплаченные 40 тысяч гостиница возвращать не спешила. Звонки с вопросами, где деньги успеха не принесли. Мы решили сначала предложить гостинице разрешить ситуацию по-хорошему. Нашли чек, посмотрели ИНН гостиницы в чеке. На сайте налоговой https://egrul.nalog.ru/index.html по ИНН нашли официальный юридический адрес и отправили нижеуказанное обращение ценным письмом. В письме напомнили гостинице, что вообще-то нельзя включать в договор условия, которые противоречат закону.

Кому: ООО "ПАНСИОНАТ "Комфортный"

Куда: ____________________________________

От кого: Иванова Анна Ивановна

Адрес почтовый: _____________________

ТРЕБОВАНИЕ О ВОЗВРАТЕ УПЛАЧЕННОЙ ПО ДОГОВОРУ НА УСЛУГИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ С ПИТАНИЕМ СУММЫ

___________________________ г . между мной и ООО "ПАНСИОНАТ "Комфортный" был заключен договор на услуги отдыха и оздоровления с питанием, что подтверждается _____.

Мною в адрес ООО "ПАНСИОНАТ "Комфортный" была уплачена сумма в размере: _____.

____________ г .я уведомила ООО "ПАНСИОНАТ "Комфортный" об отказе от путевки, что подтверждается письмом об отмене брони. Согласно ст. 32 Закона N 2300-1 потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Обращаю внимание, что включение в договор условия об удержании стоимости проживания в связи с отказом от договора является нарушениями статей 16, 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и влечет административную ответственность предусмотренную частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного подтверждаю свой отказ от исполнения договора и требую возвратить внесенные денежные средства денежные средства в размере 40 000 руб. 50 копеек по следующим реквизитам:

ФИО: Иванова Анна Ивановна, ИНН_____________Счет _______________наименование банка: ___________________ БИК:____________________

В случае уклонения от возврата денежных средств я буду вынуждена обратится за защитой своих прав в суд и Роспотребнадзор.

Иванова Анна Ивановна

13.12.2021

После отправки письма, стали жать ответа и отслеживать получение письма гостиницей на сайте почты России (по номеру РПО в почтовом чеке) https://www.pochta.ru/tracking По закону о защите прав потребителей, деньги должны были поступить в течение 10 дней с даты получения требования. И они поступили на 11-й день.

А сколько тех, кто даже не попытался вернуть? Но все взрослые люди и отвечают сами за себя. Хорошо, что все закончилось в этой истории хорошо.Спасибо, что дочитали до конца.

Если у Вас остались вопросы - Вы можете задавать их в комментариях и прислать по почте по адресу p_slizky@mail.ru или в телеграм

99
3 комментария

полезная статья,Спасибо

1

Про гостиницы не знал, интересно

1

Про гостиницы полезно, спасибо!

1