Как добиться перехода на электромобили? Спросите Норвегию

Две трети всех новых автомобилей, купленных норвежцами в прошлом году, были электрическими. Оказывается, вам просто нужно правительство которому можно подсказать.

Автомобили Renault ZE в Эйдфьорде, Норвегия. Фото: Рыгор Брюев/Alamy
Автомобили Renault ZE в Эйдфьорде, Норвегия. Фото: Рыгор Брюев/Alamy

Я только что простоял 10 минут на умеренно тихом перекрестке недалеко от того места, где я работаю в Кембридже. За это время я видел шесть электромобилей (электромобилей) – три VW ID.3, Nissan Leaf, белый фургон Nissan и Renault Zoe.

Три года назад, если бы я стоял на том же месте, я бы увидел ровно ноль таких машин. И это напомнило мне знаменитый ответ Эрнеста Хемингуэя на вопрос:

как можно обанкротиться? — Два пути, — сказал он. «Постепенно, потом внезапно».

Нечто подобное происходит в связи с внедрением электромобилей в Великобритании.

График, напоминающий хоккейную клюшку широко распространен в потребительских технологиях.

Мы видели это в первые годы существования мобильных телефонов, когда взрослые игнорировали текстовые сообщения как второстепенную форму электронной почты.

Но когда появились тарифы с оплатой по мере поступления и у подростков появились телефоны, использование SMS внезапно резко возросло.

Появление телефонов у детей стало переломным моментом – моментом времени, когда группа быстро меняет свое поведение, широко внедряя ранее редкую практику.

Британия еще не достигла переломного момента с электромобилями, и поэтому первый вопрос: когда это может произойти? Это должно произойти раньше, чем думает большинство людей, потому что правительство постановило, что продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей должны прекратиться к 2030 году.

Тогда возникает второй вопрос: что убедит – или заставит – людей поменять свои автомобили?

Лучшее место для поиска ответов - Норвегия, единственная страна, пережившая переломный момент. Десять лет назад на дизельные автомобили приходилось 75% новых продаж там.

Сегодня они составляют всего 2,3%. Две трети всех новых автомобилей, проданных там в 2021 году, были электромобилями, и, по прогнозам, в этом году их доля достигнет 80%. Старый двигатель внутреннего сгорания, похоже, обречен на вымирание в этой конкретной части замерзшего севера.

Как Норвегия это сделала? Отчасти благодаря удаче: это небольшая страна (население 5,5 миллиона человек), которая обладает обильными запасами гидроэлектроэнергии и – по иронии судьбы – огромными запасами ископаемого топлива, доход от которого помещается в фонд национального благосостояния и может быть инвестирован во всевозможные лучшие идеи, чем сжигание их.

Вторым фактором было общественное мнение: люди проводили кампанию за электромобили в Норвегии с 1990-х годов, когда знаменитая поп-звезда и защитник окружающей среды установила электродвигатель в Fiat Panda и постоянно ездила на нем по платным автомагистралям, не платя за проезд, пока в результате огласки электрификация заправочных станций не стала общественной проблемой.

Но третьим – и наиболее важным фактором были действия правительства. Норвегия, как и все скандинавские демократии, является обществом с высокими налогами, и налоги на импортные автомобили были высокими - 25% НДС и солидный регистрационный сбор.

Оба были отменены для EV. Плата за проезд по платным автомагистралям была отменена для электромобилей в 1997 году, городская парковка стала бесплатной для электромобилей в 1999 году, а доступ к автобусным полосам был предоставлен в 2005 году.

В стране установлено 16 000 общественных станций зарядки аккумуляторов(включая 3300 точек для быстрого заряда). В конце концов, если бы вы были норвежцем, подумывающим о покупке нового автомобиля, перейти на электрический стало бы несложно.

И Норвегия находится на пути к тому, чтобы к 2025 году стать обществом, ориентированным только на электромобили.

Так вот как это сделать. Вам просто нужны большие деньги, политическая система, которая реагирует на общественное мнение, и правительство, которое знает, что оно делает.

Вот почему было бы неразумно делать ставку на то, что Великобритания уложится в установленный срок, чтобы стать обществом только для электромобилей к 2030 году - неудача, которая порадовала бы Дугласа Адамса (благословенной памяти).

«Я люблю дедлайны, — сказал он однажды, — мне нравится свистящий звук, который они издают, когда проносятся». И самое замечательное в электромобилях то, что они не рычат, а просто свистят.

Перевод с английского

2828
372 комментария

Три часа назад на своем полноприводнике сел на "брюхо" в снегу на подъезде к дому. Откапывался минут сорок, никого вокруг, чтобы подтолкнуть. Как эта Рено Зи сможет ездить по нашим неубранным, заснеженным дорогам? Безопасность этих малышек, еще ДВС, всегда была больной темой. Крупные же электромобили пока не для массового рынка. Раньше для "мини" была концепция "городского авто" из 50-60х, но сейчас в крупных городах личное авто это только для того, чтобы стоять в вечных пробках ради статуса.
Рынок электромобилей пока везде двигают налоговые вычеты, бесплатная парковка и/или въезд на дороги. Т.е. это инициатива "сверху". У нас, кстати, это абсолютно также. Пока электромобили это удел энтузиастов.

23

Это ведь совсем другой вопрос. Наверное, в Норвегии снега не меньше. Просто его нужно убирать. В масштабах одного города - проблема решаемая. А 90% автомобилей в Москве за её пределы (ну плюс область ближайшая, где многие почелились сейчас) и не выезжают обычно. На мой взгляд, концепция небольшого электомобиля как транспорта для той же Москвы - вполне разумная.

17

Вы же не ездили на электромобиле, да? Электромобили гораздо лучше чувствуют себя на снегу чем ДВС. И гораздо безопаснее.

8

Пардон за вопрос, но ваш полноприводный-это реальный полноприводный или все же выкидыш автопрома для ровных чистых дорог-кроссовер?

У нас даже отменили беспошлинный ввоз в 2022 году. Ну и электро - это для норм дорог и человечной инфраструктуры. Если на электричке побуксовать минут 15, то спалите всё, тот редуктора до обмотки двигателя

Тут главный вопрос: почему у вас не убираются подьезды к дому?
Так можно дойти, что ничего убирать не надо, всем купить ШЕРП и отлично будет:)

Задумался о том, кто будет строить хорошие дороги, если проезд по ним будет бесплатным для большинства автомобилей. Если, действительно, такой процент электромобилей (лень проверять, мы теоретически рассуждаем), то предположу, что все плюшки типа беспошлинного ввоза, бесплатного проезда по платным дорогам, бесплатные парковки в центре, нулевой транспортный налог и т.д. вскоре будут отменены. И останется головняк, приправленный мифом о низком углеродном следе.
Про крутящие моменты дизеля в сравнении с электродвигателем отдельный разговор.
Но. С точки зрения глобальной конкуренции, нам на руку эти заморские эксперименты. Пусть ещё танки начнут электрические делать.
Что немцу хорошо - русскому смерть, или наоборот, не мы придумали.

17