«Задача ОМС — не дать вам умереть, а ДМС — допродать услуги»: как лечить зубы — за свои деньги или по страховке

Почему лечить кариес по ОМС, а за «сложными» процедурами обращаться к ДМС — не самая удачная стратегия. Коротко: она может привести к печальным последствиям для пациента.

Это я на работе
Это я на работе

Всем привет! С вами основатель сети стоматологических клиник «Белая Радуга» Артём Газаров. Я часто слышу, что пациенты лечат кариес или удаляют зубы по ОМС, а за «сложными» услугами, например, лечением каналов, обращаются в частную клинику. А те, у кого есть ДМС, пытаются хоть часть услуги погасить за счёт полиса.

В этой статье разбираемся, почему эти стратегии не приведут к качественному лечению и как можно запороть даже простое, на ваш взгляд, лечение.

Почему просто удалить зуб по ОМС — не лучшая идея, и что может пойти не так

Если вы работаете по трудовому договору, каждый месяц работодатель отправляет 5,1% от вашей зарплаты в фонд обязательного медицинского страхования. К примеру, ваша зарплата — 100 тысяч рублей в месяц. За год вы пополняете фонд ОМС на 61200 рублей.

На эти деньги содержат больницы и поликлиники: выплачивают зарплаты врачам, покупают лекарства и оказывают медпомощь всем застрахованным. В том числе тем, кто не платит налоги в фонд ОМС, — детям, пенсионерам и работающим не по трудовому договору.

Основная задача медицины в системе ОМС — спасти пациента от смерти или тяжёлых заболеваний, из-за которых он не сможет работать и платить налоги. Благодаря ОМС люди с орфанными заболеваниями могут бесплатно (если не считать уплаченные налоги) получить лечение, которое обошлось бы им в сотни тысяч рублей.

Но у государственной страховой медицины нет ресурсов на решение менее радикальных задач, например, наложить эстетичные швы после операции или аккуратно вылечить только начавшийся кариес.

Приведу пример. В 2009 году я проходил практику в московской городской клинической больнице № 1. Занимался неотложной помощью в отделении челюстно-лицевой хирургии: лечил гнойные осложнения и воспалительные процессы.

Государство покрывало расходы на лечение, но средств не хватало. Поэтому в больницах было очень мало инструментов, препаратов и бригад реанимации и анестезиологии.

Абсцессы и флегмоны (гнойные воспаления) вскрывали под местной анестезией: делали большие разрезы на лице, а потом зашивали. За время практики я всего лишь дважды или трижды видел, чтобы эту операцию проводили под наркозом.

В другой больнице пациентов с абсцессами и флегмонами «копили» до вечера, пока не приезжала бригада анестезиологии и реанимации и оперировала сразу всех. Пациентам неотложки приходилось ждать помощи весь день.

Помимо этого, у хирургов не было тонких нитей для швов в челюстно-лицевой области. Нам же предлагали использовать «канаты», которыми невозможно сделать эстетичный шов, как это делают в Израиле, США и Франции, где я прошёл курсы повышения квалификации.

Помню, к нам в отделение поступил мужчина. Он катался на катке, упал, и ему разрезало середину лица коньком. Увидев толстые нити, которым я должен был зашить разрез, пациент испугался и предложил заплатить, чтобы я использовал другие нити. Но больница закупала только эти «канаты», а ждать и заказывать другие было невозможно: у пациента экстренная ситуация.

Возможно, вы замечали, у некоторых коротко подстриженных мужчин виден шрам на голове. Вокруг него не растут волосы. Скорее всего, это была травма головы, и рану экстренно зашили матрасным швом, не беспокоясь об эстетике.

В хирургии настолько не хватало инструментов, что стоматологи иногда брали моторы шуруповёртов в отделении травматологии, чтобы делать надрезы в полости рта. Если это происходило в центральной больнице Москвы, можно представить ситуацию в регионах.

Вы можете возразить, что за 12 лет всё могло измениться. Но если судить по нормативам ОМС — нет.

Например, за установку пломбы фонд перечисляет поликлинике 120–150 рублей. За эти деньги невозможно купить качественные материалы. Думаю, поликлиники используют композиты российского производства по цене четыре тысячи рублей за набор. В то время как качественный композитный материал стоит 30–40 тысяч рублей.

На фото сверху две пломбы, которые не повторяют анатомию зуба, выделяются цветом и негерметично приклеены. Мы заменили их на керамическую вкладку и коронку. Красные полосы — специальный краситель, который придаёт фиссурам натуральный вид
На фото сверху две пломбы, которые не повторяют анатомию зуба, выделяются цветом и негерметично приклеены. Мы заменили их на керамическую вкладку и коронку. Красные полосы — специальный краситель, который придаёт фиссурам натуральный вид

Разница между ними огромна: пломба из хорошего композитного материала идеально повторяет анатомию утраченных тканей, её трудно отличить от зуба. Она удобна в прикусе и может прослужить десятки лет. О пломбе из примитивных композитов я этого сказать не могу.

Лечение в государственных поликлиниках не всегда соответствует современной медицине. Приведу несколько примеров:

  • Пломбу не моделируют под утраченные ткани, поэтому у неё нарушается краевое прилегание. Между пломбой и зубом забивается пища, размножаются бактерии. Со временем в этом месте может образоваться кариес.
  • В поликлиниках не используют специальную матричную систему, которая позволяет отделить один зуб от другого. Поэтому после пломбирования зубы могут «слипаться». Это выглядит неэстетично.
  • Не используют стоматологический микроскоп при лечении кариеса. Шестнадцатикратное (а тем более тридцатикратное) увеличение позволяет сошлифовать меньше здоровых тканей зуба и удалить только кариозные. Это напрямую влияет на срок жизни вылеченного зуба: чем меньше сохранилось тканей зуба, тем скорее он разрушится.
  • Не используют стоматологический микроскоп при лечении корневых каналов. Из-за того, что канал плохо видно невооружённым глазом, его оставляют недоочищенным, недообработанным. На этом месте возникает воспаление, которое в итоге может привести к удалению зуба.

Стоматологический микроскоп стоит дорого — от 800 тысяч рублей. Думаю, он не скоро появится в государственных поликлиниках.

  • Не используют коффердам. Это латексный платок для изоляции больного зуба во время лечения. Если не защитить его, туда может попасть инфекция.

Такая статистика набралась из практики: 80% нашей работы в «Белой Радуге» — перелечивание зубов.

Более-менее современные стоматологические услуги в поликлиниках можно получить платно. Но это всё равно не те взаимоотношения, которые должны быть между врачом и пациентом. Качественная стоматологическая помощь — когда врач, проведя лечение, контролирует состояние зубов, периодически осматривает пациента и может быстро выявить новые проблемы на ранней стадии. В поликлинике такого подхода нет: после лечения про пациента забывают и занимаются следующими.

Пломба — это не продукт, который вы покупаете в частной клинике или платном отделении государственной. Это целый процесс — диагностика, обсуждение деталей с пациентом, сошлифовывание кариеса, пломбирование полости, контрольные снимки, визиты на осмотр после лечения и профессиональная гигиена для профилактики нового кариеса. В этом процессе врач принимает на себя ответственность за лечение. В системе ОМС такого подхода нет, там механическая работа.

Я часто вижу в комментариях к моим статьям мнение, что в «простых»‎ случаях читатели обращаются в поликлиники по ОМС, а в «‎сложных»‎ идут в частные клиники.

Но в медицине такого разделения нет, и «просто» удалить зуб можно с осложнениями. Я часто вижу случаи, когда вместе с зубом удаляют фрагменты костной ткани. Это травматично, долго заживает и в некоторых случаях требует костной пластики. А случается такое из-за больших щипцов, которыми пользуются хирурги в поликлиниках. У них нет других инструментов, приходится проводить процедуру тем, что есть.

Кроме того, вам не нужен просто удалённый зуб: вы обращаетесь к врачу в надежде избавиться от боли, удобно жевать и оставаться здоровым. В поликлинике смогут решить только первую задачу: нет зуба — нет боли. А в хорошей частной клинике вам предложат сразу же после удаления вставить имплант и временную коронку, а после заживления заменить её на постоянную. Так вы сможете жевать и не беспокоиться об отсутствии зуба во время улыбки.

Это не выкачивание денег: в первые три недели после удаления рассасывается 30% костной ткани, которая находилась вокруг зуба. Установить имплант становится сложнее: может потребоваться костная пластика.

В некоторых частных клиниках лечат бесплатно по ОМС: им так же, как и поликлиникам, переводят 150 рублей за пломбу. Поэтому от лечения в государственных учреждениях это ничем не отличается. За одним исключением: клиники используют этот инструмент для привлечения клиентов с возможностью допродать какие-то услуги.

Как ДМС порождает махинации для допродаж услуг

ДМС тоже используют как канал привлечения пациентов. Страховой компании невыгодно оплачивать дорогостоящее лечение. Поэтому полис покрывает определённую сумму, которой может не хватить для полного лечения, а не каждый пациент готов доплачивать.

Таким образом, клиники привлекают пациентов полисом ДМС и допродают не входящие в него услуги. Иногда ради этого идут на махинации. К примеру, страховка покрывает устранение острой боли, но не протезирование.

Например, пациенту требовалось установить коронки и для этого удаляли нервы (эта практика уже устарела). Пациенту предлагали удалить нервы за счёт ДМС и доплатить за коронки. В отчётах клиника писала, что у пациента была острая боль, отсюда и удаление нерва.

В страховых снимки не проверяют досконально, знаю, что иногда этим занимаются даже не профильные врачи. А гинеколог не поймёт по снимку зубов, что у пациента не было острой боли.

Лечение по ДМС, как правило, проводят малоопытные специалисты. У них ещё нет собственной клиентской базы — пациентов, которые приходят только к ним и рекомендуют своим знакомым. А заработок стоматолога зависит от количества приёмов. ДМС обеспечивает молодым врачам постоянный поток клиентов и доход.

Но в этом кроется огромный недостаток страховой системы. Врач заботится о своей репутации, несёт ответственность за лечение и надеется, что пациент порекомендует его своим друзьям. А стоматологам, работающим по ДМС, не нужно беспокоиться о своём реноме: к ним в любом случае будет приходить поток, сформированный страховой компанией. Поэтому все работы по ДМС, которые я видел, были выполнены плохо. Нередко мне приходилось перелечивать осложнения.

Сами пациенты, которые приходят по ДМС, часто не мотивированы на лечение. Они бы не решили лечиться, если бы работодатель не предложил страховку. Несколько лет назад я работал в клинике, где лечили по ДМС, и часто видел пациентов, которые разворачивались и уходили, узнав, что лечение не покрывается полисом.

Такие истории дискредитировали ДМС. На страховках выросло немало частных клиник, а сейчас эта модель схлопывается.

«АльфаСтрахование» предложило «Белой Радуге» заключить контракт на оказание услуг по ДМС. Компания проанализировала наш прайс и попросила снизить цены на 30%: страховая могла выделить на пациента только 20 тысяч рублей в год. Этого хватит только на две профессиональные чистки. А снижение цен означает потерю качества, поэтому я отказался.

В нашей клинике по ДМС лечились только два пациента: топ-менеджеры «Газпрома» и Philip Morris International. У них был депозитарный полис ДМС: неограниченная сумма страхования. Если лечение стоит 4 млн рублей, компания это покроет. Но таких топ-менеджеров — человек 10 на всю страну.

У ОМС и ДМС разные задачи. ОМС сделает всё, чтобы вы не умерли, устранит острую боль и вылечит кариес. А ДМС эксплуатирует коммерческую идею — привлечение покупателей. Поэтому, выбирая способ вылечить зубы — по ОМС, ДМС или за свой счёт, ориентируйтесь на задачи этих систем.

На мой взгляд, самое качественное лечение проходит вне систем обязательного и дополнительного страхования. Бизнес частных клиник зависит от того, довольны ли пациенты. Если клиники будут проводить некачественное лечение, к ним перестанут обращаться и они закроются. Поэтому клиники так дорожат своей репутацией, работают над каждым негативным комментарием, контролируют качество лечения, дают гарантии. И лечат не зубы, а людей.

4343
73 комментария

Комментарий недоступен

10
Ответить

обычный инфоцыган от стоматологии

6
Ответить

У меня в моей клинике обратная проблема, приходится самому спрашивать про возможные доп.услуги.
Так классно делают, что им нет необходимости в подобных рекламных постах как у чувака с его монохромной радугой и скандалами в прошлом.

Ответить

''строчить маркетинговые статейки'' - строчите по-моему вы :)

Ответить

Проблема не только в стоматологии по ОМС или ДМС. Проблема во всей системе здравоохранения при которой врач не имеет возможности и времени обращать внимания на каждого пациента. От 12 до 30 минут и прости-прощай дорогой. Потому что если ты будешь слишком долго сидеть с одним пациентом, то получишь по шапке от начальства.

8
Ответить

Получал не качественную стом помощь даже в коммерческой клинике. Дело не только в системе, а (к сожалению) в человеческом факторе. Причем хирург-стоматолог в этой клинике до этого оказал сложную стом помощь оч качественно (что как мне казалось демонстрирует уровень учреждения) - терапевтическое же лечение зуба, выполнили не качественно и пришлось по итогу зуб удалить

3
Ответить

Вы правы, такая проблема есть. И из-за этого очень страдают пациенты.

1
Ответить