Как мы сделали своё радио, Радио.Mesto

Отступили новогодние праздники. Жена с детьми уехали к друзьям, я сижу на кухне своего дома среди рисовых полей Убуда, пью кофе, слушаю пластинку Bonobo и, не нарушая сон котов, могу, наконец, рассказать историю Радио.Mesto.

Начало

Как мы сделали своё радио, Радио.Mesto

Все началось примерно год назад, когда я встретился с приехавшим на Бали Андреем Бузиной. На тот момент я два года как вел свой подкаст о целеполагании “Легко и не очень”, выпустил несколько десятков эпизодов и как раз обзавелся очередным крутым микрофоном. Андрей мне казался любопытным гостем, я позвал его в кафе выпить по кокосу и обсудить возможную запись, но вместо этого на фоне бушевавшего Клабхауса мы придумали сделать радио для комьюнити Mesto, со-основателем которого являлся мой так и не состоявшийся гость.

Изначальная идея была в том, чтобы создать “кнопку”, нажав которую, ты гарантированно получаешь качественный контент. Т.е. под ценности комьюнити подбираются существующие подкасты, аудиокниги и создаются собственные передачи. Решается проблема “утилизации ухочасов”, пользователю больше не нужно тратить время на выбор того, что послушать.

Мы потестировали разные сервисы и варианты и в итоге остановились на только появившихся аудиочатах в Telegram. Они давали бОльшую часть необходимого функционала без ограничений по нагрузке и бесплатно. Во всяком случае не надо было платить деньгами)

Как мы сделали своё радио, Радио.Mesto

Первыми граблями, на которые мы наступили, было создание чата для эфира. В бесконечном потоке сообщений было невозможно существовать, и мы через пару недель переехали в канал. Теперь организация процесса выглядела так:

- за день до эфира выходил пост-анонс, рассказывающий о передаче, ведущем и гостях, если они предполагались.

- в комментариях к этому же посту запускался интерактив со слушателями.

в какой-то момент в Telegram появилась функция шедулинга и, зайдя в канал, слушатель видел обратный отсчет до ближайшей передачи.

Мы вышли на стабильное расписание: два дня в неделю по 3-5 передач. Следили за отсутствием дырок между ведущими, чтобы слушателю не приходилось включать эфир снова, разрабатывали внутренние правила передачи микрофона, тренировались не забывать включать запись, подхватывали эфиры друг друга, если что-то шло не так.

Сам я взял короткие стартовые передачи “Доброе утро/вечер, местные!”, где задавал тон на день, анонсировал ближайшие эфиры и говорил с гостями, как правило, об актуальных на данный момент событиях в комьюнити.

Как мы сделали своё радио, Радио.Mesto

Чуть позже у меня появилась передача “Ландон из зэ кэпитал”, о получающих UK Talent visa. А также с Сергеем Мартюшевым мы сделали “Место будущего” о том, что нас ждет в разных областях (самое интересное, как выяснилось, связано с грибными фермами)).

Как мы сделали своё радио, Радио.Mesto

Выживание

Каждая неделя требовала ручного контроля, обычно это выглядело так:

- призвать всех в редакции сделать анонсы вовремя

- отправиться договариваться с гостями для своей передачи

- наконец, получив от гостей ответ и оформив свой анонс, опоздав к дедлайну на пару часов, обнаружить, что у нас готовы только две передачи

- идти в чатик и писать лично всем, кто собирался выходить в эфир

- три раза перенести разные эфиры, чтобы не растерять ведущих и их гостей и собрать день в стык

- при всем этом учитывать периодически диаметральные часовые пояса участвующих в процессе

В самом вещании тоже не обходилось без сюрпризов. Как-то раз ко мне не пришел гость, а эфир уже идет, вступительная часть позади, люди слушают. Тогда меня выручила коллега: включилась, и вдвоем мы уже нашли, что обсудить. Ещё интереснее бывало, когда по техническим причинам выбивало ведущего, и гости оставались в эфире в одиночестве. Помню, как один раз я из утренней пробки, уговорив детей вести себя тихо, включил микрофон и спас эфир от тишины, а гостя — от растерянности.

Мы начали вещание в апреле 2021 года. Еще в сентябре я чувствовал, что если отключусь от ручного управления, все развалится.

Но в декабре, оказавшись в завале по основной деятельности, я отошел в сторону, спокойно понимая, что Радио будет жить. А 29 декабря команда без меня подготовила беспрецедентный эфир на 12 часов нон-стопом с кучей гостей, конкурсов и живых выступлений.

За счет чего проект миновал опасность младенческой смерти и уверенно стоит на четвереньках?

Люди. Я помню, как меня поразило количество людей, откликнувшихся на пост о создании радио. Вот только что не было ничего, и вот я уже сижу на зуме с множеством людей, которые наперебой предлагают и нарасхват разбирают задачи.

Почти каждую неделю приходили и приходили новые руки, голоса, умы и сердца. Сила Mesto удивительна, нам нужно было только принимать, предлагать и слушать, с чем к нам идет неиссякаемый человеческий ресурс.

Регулярность. Радио планерка проходит в пятницу в 9:00 мск. Каждую неделю. Даже если там 2-3 человека, даже если ничего не изменилось. Причем самые важные регулярные планерки были в первые месяцы до старта. Именно тогда мы были ближе всего к тому чтобы сказать “ну что-то не особо получается, как-то мы не набрали нужного интереса и поддержки”. В эту пятницу планерка тоже будет, приходите, приглашаю.

Мотивация. Мотивация волонтеров — очень любопытный феномен. В нашем проекте она не связана со стереотипным представлением о добровольческой активности: мы не переворачиваем пингвинов и не помогаем детям.

Что получили мы за эти 10 месяцев? Признание, уважение, возможность реализоваться и наболтаться вдоволь в микрофон. Справиться с любопытной менеджерской задачей. Удивительно, но этого достаточно.

Организация. Прорывным моментом было подключение коллег из SMM Mesto. Во-первых, они вывели на новый уровень наши анонсы. Теперь эфиры каждый раз висели красивыми сторьками с нашими фотографиями в IG Mesto на 20k+ человек. А во-вторых, они смогли забрать на себя контроль своевременного корректного заполнения анонса передачи в Notion.

Как мы сделали своё радио, Радио.Mesto

Может дело в том, что это люди не из нашей команды, их игнорить неудобно, а договориться на отправку информации позднее невозможно. Может в том, что цена опоздания высока — не будет твоей сторьки. Факт в том, что система регулярного сбора эфира заработала.

Что дальше?

Можно сказать, что MVP радио мы успешно построили. Расти мы можем в двух аудиториях: внутри комьюнити и вне его.

Мы знаем, сколько нас слушают онлайн, и эта цифра точно может быть больше. Мы знаем, что нас слушают в записи, но не знаем сколько (Telegram, нам бы статистику проигрывания аудиофайлов в канале!). Мы знаем, что нас активно слушают на подкаст-платформах.

Задачи роста количества и качества контента мы будем обсуждать на стратсессии в конце января. Если у вас есть идеи, предложения или желание присоединиться к проекту, велкам, пишите мне в личку.

С точки зрения возможной монетизации, пока на поверхности вариант создания аудиоконтента на заказ. Уже велись обсуждения включения коммерческого подкаста в крупный проект, который выполняет комьюнити, возможно в этом году реализуется что-то в этом направлении.

Новогоднее пожелание

Пользуясь случаем, мы благодарны Telegram за очень вовремя появившийся голосовой чат, закрывший бОльшую часть наших потребностей. О чем мы мечтаем — о функции запуска в эфир аудиофайлов. Тогда это уже точно будет полноценное радио, с подложками, джинглами и прочим блэкджеком. Может, даже переедем все дружно на корабль, дрейфующий в нейтральных водах, как в старые добрые)

Как мы сделали своё радио, Радио.Mesto

PS: Подробнее о Радио.Mesto написала Даша Добродеева, которая откликнулась на призыв делать радио одной из первых и является бессменной ведущей рубрики “Бэнкси на проводе”:

1818
22 комментария

блин я думал будет что то об интеграции iceCast в ГЧ телеги с помощью малинки. А у вас просто подкастерский проект. Непонятно значение слова радио в названии (

6
Ответить

Юрий, есть идеи технического решения? Будет здорово. Потому что мы хотим расширятся и как раз думаем как!

Ответить

Любимое радио Mesto!

1
Ответить

классная статья, с интересом читала

1
Ответить

Рада быть частью команды!

1
Ответить

А само Mesto то живое ещё?
Последний раз когда туда заходил, это была беспорядочная помойка из сообщений в чат типа “я делаю стартап который изменит мир. Ищу денех”

Ответить

А я в последний раз нашла 5 новых клиентов для маркетингового продвижения из разных стран и добрых коллег) Кто что ищет, может быть?=)

Ответить