Maria Yeryoma
4 147
Блоги

Как попасть в европейские стартап-акселераторы

Организаторы конференции EMERGE узнали у представителей трёх европейских акселераторов — Rockstart, Startup Wise Guys и Startup Bootcamp — как происходит отбор команд в программы и об ошибках, которые оставят вас за бортом.

Поделиться

В избранное

В избранном

Питч стартапа для Startup Wise Guys

Процесс отбора для всех акселераторов строится по похожим принципам. Чтобы попасть в программу, где за три-четыре месяца стартап прокачивают по всем статьям от кода и бизнеса до пиара в СМИ и презентации, нужно пройти отбор заявок, личное интервью и selection days.

Как правило, отбор на программу объявляют раз в год. После заполнения анкеты на сайте и выполнения дополнительных задач начинается отсев. В отборе участвуют как команды акселераторов, так и менторы программ. Часто вашу заявку могут видеть и инвесторы. Насколько качественно и внимательно вы её заполните, настолько увеличите шансы пройти на следующий этап.

Несколько десятков команд приглашаются на отборочные дни (selection days) по месту «прописки» программы. Уже на мероприятии происходит интенсивная ротация менторов, инвесторов и команд, по итогам которой происходит финальный отбор и около 10 лучших попадают в программу.

У представителей трех европейских акселераторов, которые приедут в мае на конференцию, мы узнали, на что обращают внимание при отборе в их программы, как увеличить свои шансы на победу и чего не надо делать ни в коем случае.

Участники программы акселерации Startup Wise Guys

Первым слово Startup Wise Guys — B2B-акселератору, базирующемуся в Таллине с отдельной программой в Риге. SWG много работает со стартапами из Восточной Европы. Из бонусов – дружелюбные к стартапам законодательства Эстонии и Латвии, которые позволяют легко получить стартап-визу и учредить компанию в юрисдиксии ЕС.

Отбор занимает три-четыре месяца. У нас очень сильная сеть контактов, поэтому многие стартапы попадают в отбор по рекомендации наших менторов, инвесторов или выпускников предыдущих программ. Если вы знаете кого-то из alumni, это ваш шанс. В анкете — вопросы о бизнесе, ответы на которые фаундеры должны уже знать наизусть.

С помощью инвесторов проверяем потенциал стартапа для инвестирования. Наша geek squad (технические специалисты) оценивает код и технологии проекта. Красивая презентация без продукта или хотя бы прототипа нас не интересует. Оцениваем соответствие идеи требованиям рынка. На основе фидбека по каждому пункту выбираются 25 из 200 команд. Примерно столько нам нужно на входе, чтобы сформировать хороший «поток».

Решающих критерия три:

— уникальный продукт, который сложно скопировать, желательно с минимальным трекшном и первыми клиентами;

— рынок — насколько он загружен, насколько проект масштабируем, справится ли с этим команда.

— и самое важное — команда. Жесткого правила по количеству фаундеров у нас нет, но практика показывает, что один человек не сможет пройти через три месяца акселерации. Желательно иметь хотя бы два человека: один ответственный за бизнес-составляющую и один за техническую.

Если мы и берем одного основателя, мы ожидаем, что в первые же дни он закроет задачу с поиском СТО. Важная составляющая — характеры участников команды. Нам неинтересны хипстеры, которые делают проект, потому что это модно. Предпринимательство — сложный и чаще всего невеселый путь. Нужно быть готовым его пройти.

На трёхдневном отборочном ивенте в Таллине (основная программа) или Риге (финтех) мы проверяем человеческий фактор: как команды работают, готовы ли они воспринимать критику и рекомендации. За время акселерации они получат много фидбека, важно уметь с ним работать. Смотрим также на то, как команды взаимодействуют между собой. Если стартапы удачно подобраны, они друг друга мотивируют и растут быстрее.

На ивенте команды оценивают и наши корпоративные партнеры. Мы В2В-акселератор и нам важно понимать, нужны ли эти решения бизнесу.

Частая проблема, особенно характерная для стартапов Восточной Европы — cap tables. Стартап получает сравнительно мало инвестиций и отдает за них вплоть до 90% компании. Мы берем 6%, нам просто не остаётся места в этом стартапе. Всегда должна оставаться доля для будущих инвестиций и будущих сотрудников. Особенно это важно сейчас, когда к нам приходят более зрелые стартапы.

В целом в Восточной Европе технический потенциал просто потрясающий. А вот бизнес-составляющая часто хромает. С этим мы и помогаем на программе.

Зане Бояре (Zane Bojare)
Маркетинг-директор Startup Wise Guys
Презентация проектов Rockstart

Для стартапов в сфере здоровья, питания и энергетики подходящий вариант — акселератор Rockstart, базирующийся в Амстердаме. Их вертикали составлены с учетом целей устойчивого развития ООН.

Их экспертиза — в отраслях альтернативной энергетики, здравоохранения, технологий в пищевой промышленности, словом, всего, что поможет решить проблемы населения, которого скоро станет 10 миллиардов. Их программы уже прошли более 100 стартапов, суммарно собравшие больше 53 миллионов евро инвестиций.

Заявки отсматривает комиссия из шести человек (инвесторов и команды Rockstart). Отдельно мы проводим HR-проверку: команда заполняет персональные профайлы, по которым мы судим о том, какой у них тип личности и подходят ли они нам.

Поскольку мы первые вписываемся в развитие стартапа, у нас нет гарантий. А главная причина провалов стартапов на ранней стадии — динамика внутри команды. Поэтому мы смотрим на людей и их историю предпринимательской активности. Работали они уже вместе или недавно познакомились на стартап-уикенде? Есть ли успешные проекты у фаундера?

Командная динамика особенно очевидна на отборочных днях. Большинство наших менторов отсматривает команды на четырёхдневном отборочном ивенте и дает свой фидбек. На основе комбинации этих результатов выбирается 10 команд.

Лично от меня совет, если вы хотите попасть в акселератор, начинайте строить отношения с людьми оттуда заранее. Я бы сказал, что мы в итоге взяли команды, которые вышли на нас еще на начальной стадии и рассказали, что они строят и почему хотят к нам. Важно именно наводить мосты, а не питчить сырой продукт и удивляться, что его не берут.

Запускать стартап в одиночку тяжело, поэтому мы предпочитаем команды из двух-трех человек. Четыре тоже может быть, но большее количество уже вызовет вопрос: зачем вам столько. Дальновидным решением будет иметь дизайнера или кого-то, кто мыслит в категориях дизайна, чтобы ваш продукт сразу получался ориентированным на пользователя. Достаточная команда – это, как правило, человек бизнеса и человек технологий.

Главные причины для отказа простые:

— Всегда может обнаружиться проблема с интеллектуальной собственностью. Если вы не защитили свою интеллектуальную собственность, это однозначное нет.

— Если это один из ваших трех-четырех-пяти проектов, это однозначное нет. Нам нужны люди, готовые вкладывать в проект, которые просто не могут его бросить. Если во время программы вам нужно поддерживать еще 5 своих проектов, вы не справитесь.

— Часто мы отказываем проектам, потому что они не поддаются акселерации — им сложно вникать и воспринимать критику, взаимодействовать с людьми. Мы всегда просим менторов отмечать, справится ли команда с этим.

Касательно предыдущих инвестиций жесткого правила у нас нет. Если это сильная команда, с хорошим продуктом и они уже развили свой бизнес в странах Х и Y, то предыдущие инвестиции — это плюс. А если вы уже получили инвестиции, и ваша команда все еще не выдала результат и находится в условиях плохого рынка, это сыграет против вас. Результат, достигнутый командой к моменту подачи заявки — 60% успеха в прохождении отбора.

Руне Тиль (Rune Theill)
СЕО и сооснователь Rockstart
Demo Day акселератора Startupbootcamp

К авторам хардверных стартапов требования часто жестче. О них рассказывает Raph Crouan, основатель и CEO программы IoT London Bootcamp — части общего бренда Startup BootCamp, акселератора с 25 программами по всему миру. Акселерацию прошел 581 стартап, общая сумма инвестиций — 331 миллион евро.

У нас достаточно большая воронка: от 300 до 1000 заявок для того, чтобы выбрать 10 команд. На отбор уходит 6 месяцев, но это дает свои плоды — 80% наших стартапов 6-7 лет спустя после акселерации все еще работают.

Много работы по отбору ложится на команду и менторов, наши корпоративные партнеры говорят нам, с какими типами компаний им интересно поработать. К пре-селекшну мы подходим ориентировочно со 150 командами.

До отборочных дней из них доходит 30 стартапов. Их мы приглашаем в сентябре на 2-дневный интенсив, после которого получаем отзывы от менторов о готовности команды к акселерации. В финале этих двух дней мы объявляем 10 победителей.

Минимальные требования — это MVP (или рабочий прототип), команда, как минимум из двух человек с определенными навыками и их сочетаемость с нашей вертикалью.

Когда мы только начинали, мы рассматривали команды на очень раннем этапе почти с голой идеей. Но с развитием рынка требования изменились. В прошлом году уже у половины стартапов IoT London Bootcamp были прототипы, в этом году хотим сделать обязательным.

В случае с хардверными стартапами предыдущие инвестиции – это всегда плюс. Это значит, что у них уже есть все необходимое для роста и их время в акселераторе не будет потрачено на поиск денег на прототипы. Мы отдадим предпочтение тем, у кого есть прототип, поставлен процесс производства, разработана продуктовая линейка. Это означает, что с ними мы действительно сможем сосредоточиться на росте бизнеса, а не сидеть над разработкой продукта.

Мы все чаще встречаем компании, которые уже генерируют прибыль. Одна из команд прошлого года закрыла раунд на 1 миллион и генерировала прибыль. И могут быть определенные сложности в том, чтобы забрать 6% хорошо развитой компании.

И хотя мы заявляем, что принимаем стартапы на ранней стадии, на практике к нам часто попадают компании на средней стадии.

Главная проблема стартапов – завышенные ожидания и заниженная собственная планка. Некоторые люди просто приходят с неверной мотивацией: мы здесь, чтобы масштабировать ваш бизнес, а не медитировать над идеей.

И еще. Это не будут каникулы в Лондоне. Это будут хардкорные три месяца. Вы должны быть к этому готовы, вы должны быть с нами на 100%. Это не случается удаленно. И просто пособирать визитки инвесторов не выйдет.

Я не верю в презентации. Я верю в людей. Мы всегда стараемся встретиться с командой и понять, что это за люди. Мы объявляем наш роудтрип и я советую всем, кто хочет подаваться, встретиться со мной в любом из городов и познакомиться. Это будет первой точкой касания. И возможно, я даже смогу подсказать вам ваши шансы на победу.

Рафаэль Круан (Raph Crouan)
Основатель и СЕО в Startupbootcamp iOT

Выводы:

1. Внимательно заполняйте заявку

На этом этапе отсеивается до 90% проектов. Второго шанса не будет.

2. Укомплектуйте команду

Команды акселераторов единогласны во мнении, что в одиночку пережить программу слишком сложно, чтобы от этого была польза. Минимальная комбинация для всех стартапов — СЕО + СТО.

3. Подготовьте продукт

Или хотя бы рабочий прототип. Никто не будет смотреть презентацию.

4. Активно сотрудничайте

Слишком упрямые, неповоротливые или сложные команды не пройдут отбор.

5. «Наводите мосты» заранее

Свяжитесь с акселератором, расскажите о продукте и о том, почему вы хотите к ним попасть. Так вы продемонстрируете свою заинтересованность.

6. Встречайтесь лично

Следите за участием представителей акселератора в конференциях и старайтесь там с ними знакомиться. Это не только первая точка касания, но и возможность сразу выяснить ваши шансы.

{ "author_name": "Maria Yeryoma", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 43, "likes": 43, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "35925", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]