Проверка контрагентов службой безопасности: чек-лист, как пройти проверку

Проверка контрагентов службой безопасности: чек-лист, как пройти проверку

Рассказываем, что проверяет служба безопасности при заключении договора и как подготовиться к проверке.

Борьба с отмыванием денег

Приветствуем! На связи «Репутация Москва», агентство, удаляющее негативные отзывы, видео и клевету из интернета. На момент написания статьи мы удалили более 3500 негативных ссылок, вредящих репутации наших клиентов.

В середине 2000-х годов в России ежедневно возникало множество фирм-однодневок. Фиктивные организации создавались недобросовестными бизнесменами для уклонения от уплаты налогов.

Фирмы-однодневки работали по схеме:

  • После заключения договора на счет фиктивной фирмы поступала оплата.
  • Сделка существовала только на бумаге, услуги не предоставлялись.
  • Покупатель получал документы, по которым снижал сумму налоговой базы на НДС.
  • Деньги со счетов фиктивной фирмы выводились на заграничные счета или в офшоры.

В рамках борьбы с отмыванием денег госорганы стали требовать проведения службой безопасности предприятий проверки контрагентов и ввели термин «коммерческая осмотрительность». Недостаточная осмотрительность могла стать основанием для признания судом сделки фиктивной, а деятельность фирм — направленной на получение необоснованной налоговой выгоды.

О коммерческой осмотрительности впервые заговорили в 2015 году. Недобросовестный контрагент был признан виновным в хищении крупной суммы у центра судоремонта «Звездочка», расположенного в Мурманске. В рамках договора об обслуживании кораблей «Звездочка» перевела на счет контрагента более 40 млн рублей. Деньги исчезли, а договорные обязательства так и остались не выполненными.

Ужесточение мер

Поначалу проявить осмотрительность означало провести формальную проверку контрагента, пока в августе 2017 года не начала действовать статья 54.1 НК РФ. Появился регламент проверки контрагента, согласно которому для проявления осмотрительности необходимо проверить у потенциального партнера:

  • деловую репутацию;
  • квалификацию сотрудников;
  • платежеспособность;
  • финансовое состояние;
  • наличие чрезмерной долговой нагрузки;
  • риск банкротства;
  • наличие оборудования и ресурсов, необходимых для выполнения сделки.

В НК РФ подробно разъясняются критерии для проверки контрагентов, но факт остается фактом — оценка деловой репутации является одним из ключевых методов борьбы со злоупотреблением прав налогоплательщиков.

Наш кейс: клиенту отказал в обслуживании европейский банк. Причина отказа — негативные упоминания в интернете, обнаруженные в ходе проверки контрагента службой безопасности банка. Наши специалисты легально удалили наиболее токсичные упоминания, а к другим добавили пояснения, нейтрализовав негатив.

Итог: клиент прошел комплаенс-проверку.

Регламент проверки контрагента

Согласно регламенту проверки контрагента, сотрудники СБ в первую очередь проверяют подлинность наименования организации, ОГРН, ИНН и коды ОКВЭД. Задачи СБ — обнаружить признаки фиктивной фирмы и оценить потенциальный риск сотрудничества с бизнес-партнером.

Проверка контрагентов службой безопасности предполагает применение следующих методов:

  • Физические: посещение головного офиса бизнес-партнера, проверка активов, оценка оборудования, собеседование с сотрудниками.
  • Информационные: анализ данных, полученных из различных баз и источников.

По регламенту проверки контрагентов при заключении договора запрашивается следующий перечень документов:

  • копия устава предприятия;
  • копия ИНН;
  • копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя бизнес-партнера;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копия лицензии, если партнерство предусматривает лицензирование.

Что проверяет служба безопасности при заключении договора:

  • Финансовую устойчивость. Для минимизации риска возникновения невозвратной задолженности проводится анализ документов из налоговой.
  • Репутацию. Изучается чистота информационного поля бренда — отзывы клиентов, сотрудников, упоминания в СМИ, группы в социальных сетях и сайт контрагента.
  • Статус юридического лица. Уточняется наличие дочерних компаний и упоминание руководителей в списке дисквалифицированных лиц.
  • Связи и суды. Изучается информация об участии в судебных спорах, долгах и возможной связи с конкурентами.
  • Опыт. Служба безопасности анализирует данные о контрактах, партнерах, участии в тендерах и ищет упоминания о контрагенте в реестре недобросовестных поставщиков.

Наш кейс: клиент не мог пройти регистрацию на международный экономический форум. Мешал устаревший негатив — видеоролики и статьи в интернете, которые попали в заключение службы безопасности форума по проверке контрагентов. Наши специалисты легально удалили неактуальную информацию.

Итог: проверка контрагента службой безопасности не выявила угроз, и наш клиент успешно прошел регистрацию на форум.

Регламент проверки репутации контрагента

По деловому имиджу судят о благонадежности контрагента. Сильная репутация — гарантия сделки и отсутствия рисков сотрудничества с потенциальным бизнес-партнером.

Служба безопасности при заключении договора проверяет:

  • Поисковую выдачу. Для оценки деловой репутации контрагента выполняется поиск брендовых запросов «компания отзывы» и «компания отзывы сотрудников».
  • Социальные сети. Проводится оценка сообществ компании, тональности общения с клиентами и заполненности профилей ключевых сотрудников.
  • Сайт компании. Сайты фиктивных фирм отличаются плохим дизайном, отсутствием раздела с отзывами и сканами документов.
  • Сайты с отзывами. СБ проверяет информацию на отзовиках, картографических сервисах и антиджоб-ресурсах. При наличии множества токсичных отзывов риск получить отрицательное заключение службы безопасности по проверке контрагента существенно возрастает.
  • Репутационные документы. Изучаются презентации, прайс-листы, рекламные каталоги — все, что подтверждает опыт и квалификацию контрагента.
  • Рекомендательные письма. Получение стандартного комплекта документов, необходимых для проверки, а также рекомендательных писем от партнеров контрагента признается судами проявлением должной коммерческой осмотрительности.

Пример из судебной практики: в Арбитражный суд Свердловской области была подана кассационная жалоба. Истец требовал отменить решение налоговой инспекции о начислении НДС в размере более 12 млн рублей за сделку с недобросовестным контрагентом. Истец настаивал, что не несет ответственности за действия контрагента.

Суд отклонил жалобу, постановив, что истец не предпринял необходимых мер по проверке репутации спорного бизнес-партнера и тем самым принял на себя риск наступления негативных последствий (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2020 по делу № А60-8345/2019).

Чек-лист проверки контрагента

  1. Дата регистрации юридического лица, подлинность реквизитов и контактов.
  2. Массовость адреса.
  3. Соответствие действительности сведений из ЕГРЮЛ.
  4. Чистота деловой репутации.
  5. Подтверждение опыта.
  6. Связь с конкурентами.
  7. Участие в судебных спорах.
  8. Степень долговой нагрузки.
  9. Наличие просроченных платежей по кредитам.
  10. Потребность в дополнительном финансировании.
  11. Налоговая задолженность.
  12. Полномочия руководителей.
  13. Наличие руководителей в списках дисквалифицированных лиц.
  14. Наличие производственных ресурсов для выполнения обязательств.
  15. Дополнительные сведения, обусловленные спецификой сделки.
1 комментарий

Спасибо, полезно

1
Ответить