Иллюзия бесконечного экономического роста

Изображение: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.gettyimages.com%2Fdetail%2Fphoto%2Fcar-network-quer-royalty-free-image%2F1032538996%3Fadppopup%3Dtrue&postId=363395" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Getty Images</a>
Изображение: Getty Images

Даже “не истощающие” технологии*, такие как электромобили и ветряные турбины, сталкиваются с физическими ограничениями и влекут за собой экологические издержки.

*зонтичный термин, который описывает технологии, оказывающие положительное социальное, экономическое и экологическое воздействие. Устойчивые технологии – это инновации, направленные на уменьшение или восстановление разрушительного воздействия, которое человечество оказало на планету, и всего (включая людей), что от этого зависит. Цель этих технологий – радикально снизить экологические и экологические риски и создать не истощающий продукт. – прим. ред.

Электромобиль (EV) стал одним из великих современных символов мира, осознавшего глубокие проблемы [экономической] неустойчивости и изменения климата. Настолько, что мы вполне можем представить, что сегодняшним ответом Deep Thought на Жизнь, Вселенную и Всего Остального вполне может быть "EV". Но, как наверняка спросил бы Дуглас Адамс, если электромобили – это ответ, то в чем вопрос?

Давайте представим себе “идеальный” EV: работающий на солнечных батареях, эффективный, надёжный и доступный по цене. Но является ли он "не истощающим"?

Электромобили, работающие на возобновляемых источниках энергии, могут помочь снизить углеродный след транспорта. Тем не менее, показателем "не истощения" является не только углеродный след, но и материальный след: совокупное количество биомассы, металлических руд, строительных минералов и ископаемого топлива, используемых при производстве и потреблении продукта. Основа EV такие материалов, как металлы (включая редкоземельные), пластмассы, стекло и резина. Таким образом, глобальный всплеск спроса на электромобили приведёт к увеличению спроса на каждый из этих материалов.

Каждый этап жизненного цикла любого производимого продукта сопряжён с экологическими издержками: разрушением среды обитания, утрата биоразнообразия и загрязнением (включая выбросы углекислого газа) от добычи сырья, производства/сооружения до утилизации. Таким образом, именно растущий глобальный материальный след является основной причиной двойного климатического и экологического кризисов.

Глобальный материальный след вырос в ногу с экспоненциально растущей мировой экономикой (ВВП) со времен промышленной революции. Во многом это происходит из-за вопиющего потребления сверхбогатыми в социально-экономической системе, основанной на неограниченном росте. Можем ли мы разрешить этот фундаментальный конфликт между стремлением к безграничному росту и последующим разрушением окружающей среды?

Иллюзия бесконечного экономического роста

Экспоненциальный рост использования первичных и производных физических ресурсов в индустриальную эпоху: пахотные земли (a), ископаемое топливо (b), пресная вода (c), металлы (d), пластик (e). Источник: Наш мир в данных (CC BY-SA 3.0 AU)

УЧИТЫВАЯ ТЕХНОЛОГИИ

Технологические инновации и повышение эффективности часто упоминаются в качестве способов, позволяющих отделить рост использования материалов от экономического роста. Хотя технологии, несомненно, должны сыграть решающую роль в переходе к "не истощающемуся" миру, они ограничены фундаментальными физическими принципами и прагматическими экономическими соображениями.

Примеров предостаточно. Эффективность двигателей самолетов мало улучшалась в течение десятилетий, так как они уже давно работают близко к своей теоретической максимальной эффективности. Аналогичным образом, существует жёсткий предел эффективности фотоэлектрических элементов, составляющий около 35%, из-за физических свойств полупроводников, из которых они состоят; на практике лишь немногие превышают 20% по экономическим и прагматическим соображениям. Выработка электроэнергии крупными ветряными электростанциями ограничена примерно одним ваттом на квадратный метр как простое, как совершенно неизбежное физическое следствие эффекта следа*. Впечатляющий экспоненциальный рост вычислительной мощности за последние пять десятилетий закончится примерно к 2025 году, поскольку физически невозможно сделать транзисторы на компьютерном чипе, которые уже составляют примерно 5% от размера коронавируса, гораздо меньше.

*Эффект следа – совокупное влияние на производство энергии ветропарком, которое возникает в результате изменения скорости ветра, вызванного воздействием турбин друг на друга. Под следом понимается замедление ветра после прохождения через турбину, что влияет на далее расположенные турбины и даже на ветряные электростанции на больших расстояниях. – прим. ред.

Будь то принципы классической, квантовой или физики твёрдого тела или термодинамики, каждый из них накладывает различные, но неумолимые ограничения на технологические решения. В принципе, физические принципы, которые позволили совершить невероятные технологические скачки за последнее столетие, также неизбежно ограничивают их. Мы могли бы подумать, что обширная переработка материалов компенсирует ограничения эффективности. Переработка имеет решающее значение; однако, в то время как стекло и металлы можно перерабатывать практически бесконечно без потери качества, такие материалы, как бумага и пластик, могут быть переработаны всего несколько раз, прежде чем они станут слишком деградированными.

Кроме того, сама переработка отходов может быть энергоёмким и материалоёмким процессом. Даже если бы физические законы можно было нарушить (что невозможно), чтобы обеспечить переработку со 100-процентной эффективностью, дополнительный спрос со стороны императива экономического роста обязательно потребовал новых, бы не бывших в употреблении, материалов. Ключевым моментом является то, что эффективность ограничена физическими законами, но нет предела достаточности для социально-экономической конструкции "спроса".

К сожалению, ситуация ещё более сложная. Экономический рост должен быть экспоненциальным; то есть размер экономики должен удвоиться за определённый период. Как упоминалось ранее, это привело к соответствующему увеличению объёма используемых материалов. Чтобы понять природу экспоненциального роста, рассмотрим EV. Предположим, что у нас достаточно (легко извлекаемого) лития для батарей, необходимых для подпитки революции электромобилей ещё на 30 лет. Теперь предположим, что глубоководная добыча обеспечивает в четыре раза большее количество этих материалов, чем в настоящее время. Мы застрахованы на 120 лет? Нет, потому что нынешние 10-процентные темпы роста спроса на литий эквивалентны удвоению спроса каждые семь лет, а это означает, что нам хватит только на 44 года. По сути, мы нанесли бы несказанное, возможно необратимое разрушение морским экосистемам, чтобы приобрести запас сырья на несколько дополнительных лет.

Экспоненциальный рост быстро, неизбежно поглощает всё, что имеет ограниченный запас. Для вируса этим конечным ресурсом является человеческая популяция, а в контексте планеты – её физические ресурсы.

Неизбежный вывод состоит в том, что, по существу, невозможно отделить материальное потребление от экономического роста. И это именно то, что произошло. Видманн и др., 2015 провели тщательный учёт материального следа, в том числе связанного с международной торговлей, для нескольких стран. В период 1990-2008 годов, охватываемый исследованием, ни одна страна не добилась планового, преднамеренного разделения всей экономики на длительный период времени. Утверждения Глобального Севера* об обратном скрывают значительное перемещение его производства и связанное с этим экологическое опустошение на Глобальный Юг*.

*Концепция Глобального Севера и Глобального Юга (или разделение Севера и Юга в глобальном контексте) используется для описания группировки стран по социально-экономическим и политическим характеристикам. "Глобальный Юг" – термин, часто используемый для обозначения стран с низким уровнем дохода, находящихся по одну сторону так называемого водораздела, а по другую сторону – страны Глобального Севера (часто отождествляемые с развитыми странами). Таким образом, термин, по существу, не относятся к географическому югу; так, например, большинство мировых Южных стран географически находится в северном полушарии. Источник.

Недавние предложения по экоцидной глубоководной и фантастической экзопланетной добыче ископаемых являются неудивительным следствием парадигмы роста, которая отказывается признавать эти неудобные истины.

ЧТО ТАКОЕ "НЕ ИСТОЩАЮЩИЙ ПОДХОД"?

Эти наблюдения приводят нас к естественному минимальному условию не истощающего подхода: все кривые использования ресурсов должны быть одновременно выровнены, а все кривые загрязнения одновременно погашены. Именно эта ресурсная перспектива позволяет нам понять, почему EV может помочь компенсировать выбросы углерода, но при этом оставаться совершенно не "не истощающим" в рамках парадигмы неограниченного роста.

Иллюзия бесконечного экономического роста

Не истощающий подход с точки зрения ресурсов: Экспоненциально растущее использование ресурсов и загрязнение (a и b) являются истощающим. Мы определяем не истощающий подход как равномерное использование ресурсов (c) и сокращение загрязнения (d). Источник: Адити Дешпанде

НАСТОЯЩИЙ ВОПРОС

Мы утверждали, что неразрывная связь между материальным потреблением и ВВП делает парадигму бесконечного роста несовместимой с поддержанием экологической целостности. Таким образом, хотя EV представляют собой частичный ответ на вопрос о климате, в рамках нынешней парадигмы EV только усугубят более масштабные антропогенные кризисы, связанные с истощающим потреблением ресурсов.

Реальный вопрос заключается в следующем: как нам перейти к альтернативным экономическим парадигмам, основанным на согласовании справедливого благосостояния людей с экологической целостностью?

редактура и адаптация Дмитрий Бобров

22
10 комментариев

Впечатляющий экспоненциальный рост вычислительной мощности за последние пять десятилетий закончится примерно к 2025 году, поскольку физически невозможно сделать транзисторы на компьютерном чипе, которые уже составляют примерно 5% от размера коронавируса, гораздо меньше.

Источник не заслуживает доверия.
Минимальный достигнутый размер транзистора это емнип 7 атомов (лет 10 назад).
Что составляет не более 0.5% от размеров вируса.
Размер атома использовавшегося для транзистора примерно 0.1нм
Размер коронавируса 100-120 нм, разрабатываемые технологии 2025 года 3-2нм.

1
Ответить

Вроде же при расстоянии сток-исток менее чем в 50 атомов был лавинный пробой при сколь либо реальном рабочем напряжении, нет?

1
Ответить

Занятно, но посмотрел ссылку, там как раз написано противоположное утверждениям авторов статьи. Спасибо за ваш комментарий.
https://www-nytimes-com.translate.goog/2015/09/27/technology/smaller-faster-cheaper-over-the-future-of-computer-chips.html?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=wapp

Ответить

а можно уточнить что это за "масштабные антропогенные кризисы, связанные с истощающим потреблением ресурсов"?

этим истощением ресурсов постоянно пугают, но реальная ли это угроза? Где именно у нас истощение ресурсов наблюдается?

1
Ответить

Вопрос к хозяевам Meta и Медиа среды,
а также к пользователям обеих этих сред -
вы отдаёте отчёт о степени затуманенности вашего сознания как такового ?

Ответить

Интересный вопрос. Можете развернуть более доступно?

Ответить