Инвестиции в акции компаний-производителей потребительских товаров: выгодно ли?

Инвестиции в акции компаний-производителей потребительских товаров: выгодно ли?

Отвечая на вопросы об акциях в которые я инвестирую, или о моих любимых акциях, я в последнюю очередь называл представителей сектора Consumer Staples (потребительские товары). А в последние 2 года, на фоне взлёта представителей технологического сектора, так и вовсе стеснялся признаться, что в моём портфолио и Coca-Cola (KO), и Altria (MO), и B& G Foods (BGS), и ещё с десяток других представителей этого «сектора для инвесторов-пенсионеров». «В них-же ничего не происходит! Они не движутся, а ползут как улитки!» — приходилось мне не раз слышать, а ещё бесконечные советы о том, что нужно купить Tesla (TSLA), Netflix (NFLX), ну Meta Platforms (FB) на «худой конец».

Однако, с начала этого года эти «голоса» стали потише, а многие уже получили двухзначные просадки. Ведь «деньги не пахнут», и на фоне этой аксиомы плюс Coca-Colа в 2,76% с начала года выглядит гораздо привлекательнее, просадки в 38,5% Netflix за тот же период.

Спешу внести ясность: я вовсе не против акций технологического сектора, у меня они есть в портфолио, однако я «топлю» за то, что с представителей сектора Consumer Staples должно начинаться долгосрочное инвестирование и что представители сектора «Потребительские товары» являются интересным и доходным вложением денег.

Вот пять причин, вызывающих у меня трепетное отношение к Consumer Staples:

  • 1. Продукты Consumer Staples обладают высокой эластичностью спроса. Это означает, что они демонстрируют высокую рецессивную устойчивость. Иными словами: их товары или услуги при любом экономическом цикле, в том числе и во время рецессий и кризисов, пользуются устойчивым спросом у потребителя. И тут действительно не поспоришь: есть, пить, курить, употреблять алкоголь мы не переставали ни во время банковского кризиса 2008-2009-х годов, не переставали, невзирая на COVID-кризис 2020-го года, со всеми его локдаунами вместе взятыми. И не изменим своим привычкам и во время всех последующих рецессий и кризисов.
  • 2. Представители этого сектора — надёжные плательщики дивидендов. Среди них 18 так называемых Dividenden Champions. Напомню, что дивидендным чемпионом считается компания которая 25 и более лет непрерывно повышала свои дивиденды и продолжает их повышать и дальше.
В таблице собраны компании Dividenden Champions представители Consumer Staples сектора.
В таблице собраны компании Dividenden Champions представители Consumer Staples сектора.

Symbol — отражает биржевые символы компанийCompany — название компании

No Years — общее количество лет, непрерывного повышения дивидендов

Price — биржевая цена акцииDiv Yield — дивидендная доходность, в процентах за год

DGR 10Y — среднее повышение выплачиваемых дивидендов на протяжении периода 10-ти лет, в процентах за год

P/E — показатель отношения цены к заработку (подробное объяснение дальше в этом посте)Industry — индустрия, в которой занята компания

А также 16 компаний которые непрерывно повышают свои дивиденды на протяжении от 11-ти до 24-х лет, так называемые Dividend Contenders.

В таблице собраны Dividend Contenders компании-представители Consumer Staples сектора.
В таблице собраны Dividend Contenders компании-представители Consumer Staples сектора.

За ними следуют 8 Dividend Challengers, непрерывно повышающие свои дивиденды на протяжении 5+ лет, но менее одинадцати.

В таблице собраны компании Dividend Challengers — представители Consumer Staples сектора.
В таблице собраны компании Dividend Challengers — представители Consumer Staples сектора.

Эти показатели дают вполне определённую уверенность в способности этих компаний зарабатывать деньги и в том, что заработанного уже на протяжении лет хватает на выплаты и на повышение дивидендов. И совершенно не лишним, будет заметить, что величина выплачиваемых дивидендов не зависит от курсовой стоимости акции.

  • 3. Благодаря своему влиянию, представители Consumer Staples, с успехом способны перекладывать растущую инфляцию на конечного потребителя, не особо переживая за последствия. Посудите сами: к концу 2020-го года Coca- Cola подняла цены на свои напитки от 4 до 7%. И что? Опустели полки магазинов, стали меньше покупать? Конечно же нет!К средине 2019 года The Kraft Heinz Company (KHC) объявила о повышении цен на свои кетчупы. Немецкий ритейлер Edeka заявил, что уберёт со своих прилавков всю продукцию компании, если та не вернется на прежние цены. И что? The Kraft Heinz Company цены не снизил, потребитель пошёл за своим любимым кетчупом в другие супермаркеты, Edeka понесла убытки и «откатилась», в своём бойкоте, на прежние позиции. И таких примеров у меня десятки.Обобщенно можно говорить, что потребитель не способен длительно обходится без продукции концернов-представителей Consumer Staples. А без некоторых так и ни одного дня не обойтись. И не важно в какой стадии находится экономика: потребность в еде и напитках у нас ежедневная, как и в продуктах личной гигиены (крема, мыло, зубная паста и т. д.), как и в средствах по уходу за домом (средства для мытья и чистки), чего не скажешь о потребности в новом автомобиле, в новом смартфоне. Без последних можно обходиться и в кризис, да и в обычное время их покупка далеко не на приоритетном месте.
  • 4. Низкий показатель бета-фактор (коротко бета, англ.Beta). Бета указывает на степень с которой курс акции следует за изменением курса рынка, индекса. Иными словами, на сколько процентов изменится курс акции, если курс индекса рынка изменится на один процент.Например: у нас в портфолио находятся три акции, входящие в индекс S& P 500. Первая имеет бета равную 0,5, вторая 1 и третья 1,5. При изменении курса S& P 500 индекса на 1 процент, курс первой акции изменится на 0,5 процента, второй на 1 и третьей на 1,5 процента. Так вот, в основном акции сектора «Потребительские товары» имеют показатель бета-фактора меньше единицы. Для меня, как для долгосрочного инвестора, не столь важно, чтобы моё портфолио опережало в росте рынок, индекс, или шло с их ростом «в ногу». Мне важно, чтобы во время просадок, во время падений, моё портфолио «отставало» от рынка или индекса, т. е. теряло в процентном отношении меньше, чем потеряет рынок или индекс.Низкий бета-фактор — это своего рода естественный хедж, присущий акциям из сектора Consumer Staples.
  • 5. Акции сектора Consumer Staples пользуются у инвесторов славой «тихой гавани». Сейчас поясню, что понимают инвесторы под «тихой гаванью». С начала года индекс технологических акций Nasdaq просел на 16%, состоящий из 500 крупнейших по капитализации акций США индекс S& P 500 — на 12%, «находящиеся на слуху», любимчики прессы акции FAANG-группы:
  • Tesla (TSLA) на 33%
  • Meta Platform (FB) на 28,8%
  • Amazon (AMZN) на 20,8%
  • Alphabet (GOOG) на 14,6%
  • лидер просадки Netflix (NFLX) на 44,8%

За тот же период «тихони» из Consumer Staples показали следующие результаты:

  • Kraft Heinz (KHC) просел на 1,95%
  • Newell Brands (NWL) прибавил 9,76%
  • Philip Morris International (PM) прибавил 9,96%
  • Coca-Cola Company (KO) прибавила 3,94%
  • PepsiCo (PEP) прибавил 0,35%
  • Colgate-Palmolive Company просела на 4,34%
  • Altria Group подросла на 7,8%
  • Kellogg Company подросла на 0,29%
  • Kimberly-Clark Corporation просела на 5,08%
  • General Mills подросла на 3,9%
  • The Procter & Gamble Company подросла на 1,68%
  • B & G Foods подросла на 1,88%

Если представить, что портфолио инвестора состоит из акций FAANG-группы, то с начала года его просадка составила более 25%, однако я не могу себе представить опытного инвестора, который бы клал все яйца в одну корзину, на диверсифицировал бы своё портфолио.

Диверсифицировать — это значит распределить свои инвестиции между акциями разного направления. И очень часто, а можно сказать почти всегда, часть инвестиций приходится и на акции Consumer Staples. И это совершенно себя оправдывает, представьте, что всё портфолио инвестора состояло бы из этих акций: с начала года оно примерно подросло на 4%. Вот и получается, что когда на рынках всё как обычно, т. е. достаточно спокойно, то инвесторы держат только часть своих инвестиций в акциях Consumer Staples сектора. Но как только над рынками начинают собираться тучи, повышают их долю в своем портфолио. Инвесторы предпочитают пересидеть «рыночную непогоду» в «тихой гавани» из акций Consumer Staples сектора.

Однако не нафантазируйте себе, что «тихая гавань» ещё и потому тихая, что инвестиции в ней растут и приумножаются тихо, т. е. не значительно.

В прессе очень часто в качестве эталона инвестирования приводят индекс американских акций S& P 500. Он состоит из акций 500 крупнейших, по своей капитализации, компаний США и считается, что его доходность трудно повторить, а тем более превысить. Представьте, что 10 лет назад, в начале 2002-го года, вы инвестировали 10000 долларов в акции компании Altria Group (МО) и 10000 долларов в S& P 500 индекс. Все эти 10 лет и акции компании Altria Group, и акции компаний входящих в S& P 500 индекс платили вам дивиденды и, каждая по своему, росли в своей курсовой стоимости. На начало этого года у вас был бы такой результат (посмотрите таблицу)

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fapp.fastgraphs.com%2Ffastgraphs%2Ffv%2Fperformance%2Fd%3Fticker%3DMO%3AUS%26amp%3Bdivcode%3Ddvxps%26amp%3Bhpeov%3D%26amp%3Bop%3Dopeps%26amp%3BinvestAmt%3D10000%26amp%3Breinv%3Dfalse%26amp%3BisLog%3Dfalse%26amp%3Bsplits%3Dsplitspinoffadj&postId=364463" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">fastgraphs</a>
Источник: fastgraphs

Таблица Performance Results сравнивает итог, полученный за 10 лет инвестирования 10 000 долларов в акции компании Altria Group (МО) и 10 000 долларов в индекс S&P500.

1. Total Dividends — общая сумма дивидендов выплаченных за 10-летний период

2. Growth — рост курсовой стоимости за 10-летний период

3. Annualized ROR (w/o Div) — процент годового роста, без учета дивидендов, в среднем за 10-летний период

4. Growth and Dividend — сумма курсового роста и дивидендов за 10-летний период

5. Compound Growth — процент общего годового роста в среднем за 10-летний

периодТаблица Dividends Results показывает:

6. Average Growth Rate — средний процент годового роста дивидендов7. Compound Growth Rate — средний темп роста

Сделаю пояснения:

За 10 лет компания Altria Group (МО) выплатила 35.380,37 долларов дивидендов. Я не ошибся с запятой, да это так Вы инвестировали 10 000 долларов, ничего больше не предпринимали и получили дивидендами в 3,5 раза больше своих инвестиций.

Под «ничего больше не предпринимали» я имею ввиду не работали на Altria Group, не спекулировали их акциями, одним словом купили на 10 тысяч и вообще ничего больше не делали. Сидели и смотрели, как Altria Group исправно, ежеквартально присылает вам дивиденды, а ежегодно еще и увеличивает их в среднем на 10,62%. Задам такой провокационный вопрос: «А на сколько процентов вам на вашей работе ежегодно поднимают зарплату? Тоже где-то так, в районе 10 процентов?»

Уверен, что не то, что о 10% не идет речи, даже и о ежегодном повышении ее нет. Скажу вам больше, что и своим рабочим Altria Group не повышает ежегодно зарплату, а если и делает иногда повышение, то это далеко-далеко не 10%. А вот своим акционерам, так «bitte schön!», каждый год повышение дивидендов и не за их работу, а за то, что они инвестировали в Altria Group деньги. Вывод напрашивается сам собою: куда лучше быть акционером Altria Group, чем на ней работать.

Однако не об этом речь, а о том, что за эти 10 лет Altria Group выплатила в семь раз больше дивидендов, чем вы получили на свои инвестиции в S& P 500 индекс. И в курсовом росте акции Altria Group, обогнали S& P 500 индекс на 13 тысяч. Отсюда и результат: с учётом выплаченных дивидендов и курсового роста инвестиции в акции Altria Group принесли в два раза больший результат, чем инвестиции в S& P 500 индекс.

Хочу вас уверить, что не одна Altria Group регулярно выплачивает и повышает свои дивиденды, и что не одна Altria Group показывает результат выше чем S& P 500 индекс и, что это достаточно средний результат, есть компании и покруче.

Однако пора и подитожить:

  • не всё, что бурно растёт — будет лучшей инвестицией
  • не бурный рост делает инвестору «кассу», а время и постоянство. Т.е. «тихоходы» из Consumer Staples на длительном промежутке времени благодаря стабильным дивидендам, благодаря их постоянному, ежегодному повышению способны оставить позади доходность рынка, отражаемую индексом американских акций S& P 500.
  • хочешь спокойно спать — инвестируй в акции концернов, чьи продукты/услуги обладают высокой эластичностью спроса и устойчивы к рецессии. Как у каждой медали две стороны: лицевая и оборотная, так и у акций Consumer Staples сектора есть и своя оборотная сторона — они, как правило, переоценены и порою приходится годами ждать «дешевую» точку входа.

Однако за такое ожидание, акция воздаст своему инвестору сполна. И вот вам пример:в 2015-м году в мой «лист ожидания» попадает английский производитель табака British American Tobacco (BTI). Моё внимание привлекли следующие показатели:

  • высокие дивиденды 2,25 доллара на акцию в год, что соответствовало 4% к курсовой цене акции
  • стабильный, двузначный рост EPS (показатель заработка компании в пересчете на одну акцию)
  • компания стабильно повышала дивиденды, в среднем на 9,5% в году и при этом очень «прижимисто» их выплачивала, ее Payout составлял не более 50-ти процентов. Payout — это показатель того сколько от чистой прибыли компания тратит на дивиденды. Показатель до 75 процентов считается хорошим, а тут был 50.

Одним словом всё было хорошо, всё меня устраивало, кроме того, что на этот момент времени акция была избалована вниманием инвесторов, постоянно покупая ее, они подняли цену выше ее внутренней, справедливой стоимости. Покупая акцию в то время, я бы переплачивал, т.е приобретал дорого то, что стоит несколько дешевле.

Инвестиции в акции компаний-производителей потребительских товаров: выгодно ли?

На графике видно, что в 2015-м году цена акции "оторвалась" от ее справедливой стоимости и в последующие два года процесс отрыва только усугублялся. Никогда нельзя покупать акцию находящуюся в таком состоянии, как бы вам не казалось, что она продолжит свой рост, или какой бы перспективной, в ваших глазах, она бы не являлась.Покупке противоречат, как минимум, две причины:— как правило, раньше или позже, инвесторы уже не будут готовы к переплате, покупки начнут "остывать", курсовая цена пойдет вниз. Насколько вниз? Как минимум к справедливой стоимости, а зачастую и ещё ниже, чтобы опять стать привлекательной для инвесторов, которые начнут ее фанатично покупать. В результате цена снова "уйдёт" выше стоимости, чтобы "оторвавшись" от нее, когда-то начать снижаться. Это рыночная аксиома — цена всегда стремится к стоимости.— покупая "перекупленную" акцию вы недостаточно хорошо, а зачастую совсем плохо размещаете свои инвестиции. Такая инвестиция имеет низкую доходность и вообще грозит "уйти в минус", если цена начнет идти в сторону стоимости. А это рано, или позже случится.

Руководствуясь этими правилами, я поместил акцию в «лист ожидания» и спокойно ожидал дальнейшего развития, постоянно, впрочем, зарабатывая на акциях British American Tobacco (BTI), не приобретая их (Тафтология какая-то? Отнюдь, здесь об этом подробно).

Инвестиции в акции компаний-производителей потребительских товаров: выгодно ли?

В начале 2018 года цена акции начала снижаться, устремившись к своей стоимости. И за что я и люблю рынки, так это за их эмоции: достигнув справедливой стоимости, акции British American Tobacco (BTI), не остановили своё падение, а "пошли" ещё ниже.

К концу 2018-го года я приобрел акции British American Tobacco (BTI) и предлагаю вам воочию убедиться в том, что ожидание справедливой стоимости — это «золото».

Инвестиции в акции компаний-производителей потребительских товаров: выгодно ли?

Представим, что мной для инвестирования в акции British American Tobacco (BTI) были выделены 10 000 долларов, на которые:

— в 2015-м году, при цене акции British American Tobacco (BTI) в 55,23 доллара, я приобрёл бы 181 акцию.

— в 2018-м году, при цене акции British American Tobacco (BTI) в 31,86 доллар, я приобрёл 314 акций.Т.е. спустя три года я за теже деньги покупаю в 1,7 раза больше акций, что и станет решающим фактором "золотого" ожидания.

Находясь в акциях British American Tobacco (BTI) с 2015 года, я получил бы 2 758 долларов дивидендов, однако стремящаяся к своей справедливой стоимости акция «просядет» на 3,79%, таким образом на начало 2022 года инвестиции суммарно выросли бы до 10 659 долларов, или на 1,05% в среднем за год.

Приобретя акции British American Tobacco (BTI) в 2018-м году, я за 3 года получил 2 577 долларов дивидендов, стремясь к своей справедливой стоимости акции подросли на 10,66%, таким образом на начало 2022 года инвестиции суммарно выросла до 16 271 долларов, или на 16,98% в среднем за год.

И нет в этом ничего сложного, ни в понимании, ни в выполнении: подбери акцию, определись с ее справедливой стоимостью, купи, когда она этой стоимости достигнет, и сиди пожинай плоды проделанной работы.

Я провожу в Zoom «Круглый стол инвестора», online-встречу, в которой волен принять участие любой желающий. На этой встрече мы подбираем акции, оцениваем их, разрабатываем стратегию покупки.

Кроме перечисленного, я показываю свой метод инвестирования, отвечаю на вопросы. «Круглые столы инвестора» постоянно чередуются, нa одних делается упор на начинающих инвесторов, на другие собираются уже более-менее «бывалые». О дате проведения и о тематике очередного «Круглого стола инвестора» вы можете узнать в Facebook-е, на страничке моей компании «Dividenden Telegraph», в одноимённой группе, или подписавшись на рассылку по мейлу. Приходите, гарантированно узнаете много нового.

А что сейчас, неужели все компании Consumer Staples сектора дорогие и переоцененные? В большей степени «Да», однако не все. И выявить среди общей массы компаний кандидатов на покупку нам поможет аналитический показатель называющийся «отношение цены к заработку». Он сравнивает биржевую цену акции с её заработком (доходом) и позволяет понять, соответствует ли запрашиваемая за акцию цена тому, что мы за неё получим.

Среди инвесторов принято пользоваться английскими терминами, давайте и мы не будем составлять исключение. Итак описываемый мною аналитический показатель называется «Price to Earning» и сокращённо пишется как Р/Е. Считается, что возврат инвестированных денег, или окупаемость инвестиций не должна превышать 20-ти лет, исходя из этого показатель Р/Е, приобретаемой акции, не должен превышать 20 единиц.

Инвестиции в акции компаний-производителей потребительских товаров: выгодно ли?

В интернете существует масса ресурсов, позволяющих производить отбор и анализ акций. Я воспользовался finviz.com, он позволяет отбирать акции, по заданным мною параметрам.Зелёным овалом выделены компании имеющие показатель Р/Е ниже 20, как видите, уже сейчас в Consumer Staples секторе есть достаточно кандидатов для инвестирования. И все они заслуживают того, чтобы пристальнее рассмотреть их.

Поближе и пристальнее — это значит узнать больше о выбранном кандидате:

  • заглянуть на его сайт и получить представление «чем он живет», какие товары, или услуги являются его бизнесом
  • посмотреть на график развития цены и стоимости, чтобы определить для себя интересную цену приобретения акции

Это по силам каждому, нет здесь ничего сложного, большую часть времени, я как раз этим и занимаюсь. Подбираю, изучаю, определяю, и только потом приступаю к покупке. В своём блоге я периодически размещаю такие подробные анализы моих кандидатов на покупку, рассматриваю варианты их удобного и выгодного приобретения. Если хотите получать уведомление на мейл об очередной публикации, то подпишитесь на автоматическую рассылку. Ну и конечно приглашаю вас принять участие в «Круглом столе инвестора», приходите, буду Вам рад!

2525
16 комментариев

По какой формуле считаете справедливую стоимость акции?

2
Ответить

Я пользуюсь готовым сервисом, от fastgraphs.com. Там определяют Fair Price используя Graham-Dodd формулу, мультиплицируя EPS с Growth Rate.

3
Ответить

Выгодно?
Да? Нет? Кратко

1
Ответить

Конечно, ещё как!

Ответить

Пригодится

Ответить

👍

Ответить

👍

Ответить