Всё начинается со сценария, который готовит агентство. Если клиент хочет работать напрямую с продакшном без сотрудничества с агентством, то продакшн всё равно должен выделять внутри себя «агентскую часть» с ответственным за сценарий сотрудником. В идеале креативная группа состоит из копирайтера и арт-директора.
Зачем нужна креативная группа и почему просто нельзя написать сценарий? Именно креатив является внутренним заказчиком в связке продакшн-агентство. Креатив выбирает и утверждает режиссёра и «продаёт» его клиенту. Именно креатив в процессе съёмки добивается от режиссёра поставленной задачи и утверждает это с клиентом. Агентский креатив в начале проекта пишет бриф, который передаётся в производство.
Продакшн-бриф — это документ, который описывает ролик по видению агентства: особенности бренда, кастинг, локации, музыку и так далее. Мало просто написать сценарий, нужно понимать, кто и как будет его снимать и уметь объяснить клиенту задумку.
Первым делом бренд-менеджеру нужно выбрать сильное агентство или обратиться в продакшн-студию, которая умеет создавать проекты с нуля, и присмотреться к креативной команде. Именно она будет отвечать за коммуникационную задачу. Если этого не сделать, клиент может оказаться в ситуации, когда на уровне исполнителя теряется суть бренда.
Затем агентство отправляет бриф нескольким студиям, чтобы выбрать производственное решение и изучить предложения по режиссёрам. Отталкиваясь от кандидатуры режиссёров, продюсер понимает уровень команды и гонорары.
Лучшие режиссёры работают только с лучшими операторами. Те заказывают самые дорогие камеры и работают со своими ассистентами и осветителями. Не стоит ожидать, что на проекте с маленьким бюджетом получится прыгнуть выше головы. Молодые режиссёры проще — их запросы скромнее. Лучшие из них пробивают себе дорогу яркими проектами в условиях ограниченных бюджетов.
Затем агентство получает несколько производственных смет от разных продакшнов, а также подборку режиссёров и их видение — тритменты.
Бывает так, что тритмент хорошо написан, режиссёр идеально подходит, но сумма реализации выше, чем у других продакшнов. Скорее всего клиент выберет этот вариант, несмотря на несоответствие заявленному бюджету.
Сначала бренд-менеджерам важно получить от агентства несколько призводственных смет и понять, подходят ли им такие бюджеты. Креатив должен грамотно и с энтузиазмом объяснить клиенту, почему именно эти режиссёры хороши для решения задачи, и порекомендовать двоих-троих лучших.
Процесс съёмки можно представить себе как завод, который производит кадры на конвейере. Составляется детальный съёмочный план, который учитывает доступное для производства каждого кадра время. Готовится место съёмки, планируется транспорт и перемещения. Если план меняется на площадке — это форс-мажор, такого быть не должно.
Есть ряд факторов, которые почти невозможно контролировать на 100%:
1. Доступный на кастинг бюджет позволил провести две волны кастинга. На него пришли определённые люди, более никто не доступен или нужно увеличивать бюджет. Невозможно предугадать, кто придёт на кастинг, поэтому есть небольшая вероятность, что на одной из ролей будет неидеальный кандидат, и с этим нужно жить.
Допустим, на съёмках у этого актёра есть полчаса, чтобы выдать нужную эмоцию. Если она хороша, но не идеальна, то съёмочная группа и клиент принимают совместное решение — «съесть» ли 15 минут от другого кадра для доработки этого.
Логика такая — клиент дал деньги только на две волны кастинга, выбрали кого выбрали, работаем с тем что есть и ровно отведённое на это время. Результат съёмки — максимально близкий к идеалу, полученный в заданных условиях.
Функция продюсера — донести риски до клиента и объяснить процесс.
2. Снимаем пиво для пэкшота — финального кадра ролика. У нас запланирован только час съёмки этого кадра. Стакан пива в лучах осветительных приборов — это совершенно непостижимый объект. Отражения внутри него — сложное хитросплетение узоров, на которое влияет всё, что окружает бокал.
Бренд-менеджер различает мельчайшие нюансы. Ему важно всё: цвет, консистентность, рисунок бликов и внутренние отражения.
При этом непонятно, как именно получить правильный рисунок. По-хорошему на этот процесс нужно закладывать отдельный день тестов с оборудованием, когда бокал поворачивается туда-сюда, ставятся разные световые приборы и отражатели. Если в смете был заложен только час на производство этого кадра, придётся смириться — лучший результат, полученный в течение часа, должен быть принят.
Как бренд-менеджеру жить с такими странными неидеальностями в работе? Это просто управление рисками. Чем круче режиссёр, чем круче вся его команда и точнее планирование, тем вероятнее, что всё будет идеально. Если бюджет маленький и есть сложные кадры вроде съёмки пива — риски возрастают.
На съёмочной площадке часы неумолимо тикают. Каждый час стоит больших денег, которые платит продакшн. Стоит посмотреть на режиссёров, синхронизировать нюансы на пре-продакшн встречах. Обсудить с продюсером процесс съёмки, время на каждый кадр, что делать, если нужный результат в кадре достигнут не на 100%, как снизить риски.
Не стоит избегать этого разговора, он поможет сохранить нервы.