Сегодня грань между традиционными СМИ и соцмедиа все больше стирается, информация легко проникает между ними, а значит ложные новости становятся все более заметным явлением в современном информационном пространстве. Социальные сети «работают» на усиление эффекта и облегчение распространения новостей и пользователю все сложнее отделить «новость» от «мнения». Чем более «накалена» тема, чем больше в ней спорных точек зрения и заинтересованных лиц, тем чаще приходится работать с недостоверной или частично достоверной информацией.
Сознательно ложные новости создают ради прямой атаки на бренд или государственное учреждение или для косвенной атаки на продуктовую категорию в целом, для придания значимости той или иной проблеме. И здесь все зависит от времени реагирования – чем больше «накрутился» снежный ком постов, перепостов и комментариев, вторичных публикаций, тем сложнее этот «клубок» будет распутывать. Ситуация усугубляется тем, что СМИ в погоне за трафиком выносят в заголовок провокационные фразы и утверждения, которые можно трактовать двояко. Пользователь может даже не прочитать материал целиком, а, ориентируясь на заголовок, опубликовать свой пост. При этом большинство обычных людей сегодня, не задумываясь, доверяют источнику, из которого получили информацию. У них нет привычки верифицировать её на других ресурсах или проверять статус и репутацию самого источника. В социальных медиа fake news больше чем, где либо.
Важно понимать, что социальные сети уже давно перешли на «умные ленты». Они объединяют посты по темам и формируют ленту пользователей из того, что интересно окружению пользователя. Информация в них распространяется настолько быстро, насколько актуальной и интересной её посчитал алгоритм формирования такой ленты. Если в течение суток пост не получил распространения, то шансов, что он «выстрелит» практически нет – слишком много появляется контента, который заполняет инфополе. С другой стороны, пользователь видит подтверждение своего мнения в постах своих друзей, он оказывается окружен этой информацией. Это то, что мы называем «социальным пузырем».
Так, например, было с трагедией Кемерово. Ощущение трагедии усиливалось высокой концентрацией постов по этой теме в социальной сети Facebook: материалы были объединены в тематические сюжеты и шли сплошным потоком в ленте. Это во многом повлияло на скорость распространение недостоверной информации о числе погибших. Так много было «друзей» и «друзей друзей» которые публиковали и тем самым косвенно подтверждали информацию. Ведь своим друзьям мы верим больше, чем заявлениям официальных сторон.
В условиях большой информационной загруженности безусловно, важно и нужно, заниматься воспитанием потребителей. Многие коммуникаторы, включая СМИ, агентства и сами соцсети этим активно занимаются. Например, Facebook в содружестве с СМИ создали проект Facebook Journalism, который формирует конъюнктуру качественных новостей. Также большим прорывом стал запуск пометок (desputed by) о подозрительных публикациях в Facebook. Но эти усилия бесполезны без желания самих людей лучше разбираться в новостном потоке. Искренне удивляет и позиция правительства на сей счет. Вместо воспитания потребителей, депутаты пытаются просто оградить их от информации (законопроект, в котором предлагается предоставлять доступ в соцсети для россиян только через сайт Госуслуг не более чем на три часа в день поступил 25 апреля от Депутата Заксобрания Петербурга).
Мы, как специалисты, ежедневно сталкивающиеся с огромным потоком новостей, среди которых есть недостоверные, советуем придерживаться следующих правил:
• Разбивайте свой «социальный пузырь», читайте разные СМИ, увеличьте количество разнообразного контента, проверяйте линки, смотрите топ Яндекса: он дает возможность выбрать разные СМИ, которые пишут про какое-то событие и т.п.
• Факт-чекинг. В первую очередь стоит искать информацию, о которой вы узнали, на сайтах первоисточников. Например, ведомств, компаний. Да, это может занять время, которого всегда не хватает, да это может быть скучно, но зато увеличиваются шансы, что вы будете обладать достоверной и актуальной информацией.
Елена, вас вообще не смущает превью поста на всю главную страницу?