Штатный психолог — must-have в гибких офисах

Гибкость современных офисов проявляется не только в функциональных возможностях пространства, но и в наличии штатного психолога. Зачем нужен такой специалист компании и как он влияет на бизнес-процессы — расскажет команда Simple Office.

Штатный психолог — must-have в гибких офисах

Наличие корпоративного психолога – прерогатива развитых компаний, расположенных в крупных городах России. Руководителям производств небольших же городов наличие корпоративного психолога может казаться блажью для сотрудников, поэтому в регионах такая тенденция пока выражена слабо. Вместе с этим специалисты из регионов в большей степени ориентированы на закрытие материальных потребностей, а не проработки психологических вопросах.

В умах некоторых руководителей твердо сидит мысль, что если сотрудник не справляется с новыми реалиями, то его легче заменить, чем восстановить ресурс

В столичных компаниях чаще встречается понимание, что один из главных ресурсов – это ее специалисты. Рост корпораций может проходить стремительно, что требует от ее сотрудников быстрой адаптации. «Для компании, которая думает на перспективу вперед, штатный психолог однозначно необходим и полезен. Он будет работать над перестройкой мышления людей, которые не успевают сразу адаптироваться под меняющийся курс компании», – утверждает Ирина Серховец, руководитель отдела по работе с персоналом. «В последнее время в организациях, где развита корпоративная культура, чаще задумываются либо о штатном психологе, либо о HR-специалисте, который будет заниматься исключительно вопросами коллектива: адаптация, комфорт, спокойствие, надежность», – отметила Алена Накарякова, менеджер по работе с персоналом.

Срочные дедлайны, важные задачи, сложные проекты – главные факторы стресса на работе. Но не только они заставляют специалистов чувствовать себя тревожно. Личностный конфликт, ситуация дома, недопонимание с коллегами – также выводят сотрудника из состояния равновесия. По словам Алексея Михайловцева, продакт-менеджера Simple Office, корпоративный психолог помогает проработать проблему, которая кроется как в личной, так и рабочей жизни: «Мы не можем быть уравновешенными людьми на работе и неуравновешенными дома, мы можем себя так проявлять, но быть таковыми – нет».

За что корпоративный психолог получает деньги?

  • Выявляет эмоциональное выгорание. Длительное пребывание в пониженном настроении, негативных мыслях, утомленном состоянии – одни из внешних признаков грядущего состояния “не в ресурсе”. В этом случае психолог компании может вызвать специалиста на доверительный разговор, чтобы избежать эмоционального выгорания у специалиста.
  • Оказывает информационную поддержку. Зачастую не у всех нас есть базовая информация по психологии, например, как работают эмоции, как себя успокоить в моменты тревоги, каковы особенности поведения человека в разные периоды его жизни. Корпоративный психолог может дать необходимую информацию, чтобы сотрудник мог справиться с нерешенными проблемами и продолжить свой рабочий день эффективно. К информационному просвещению также относится проведение тренингов по коммуникации, которые помогут специалистам научиться выстраивать общение в рамках бизнес-задач.
  • Удерживает кадры. Все сотрудники проходят пиковые точки стресса, но сессия с корпоративным психологом поможет вовремя опустошить чашу терпения и избежать ситуации «заявление на увольнение по собственному желанию».
  • Становится частью HR-бренда компании. Профессионалам порой непросто выбрать место работы. Решающим в этом вопросе станет корпоративная культура компании, частью которой является не только предоставление социальных гарантий и пакета ДМС, но забота об их психологическом комфорте сотрудника и коллектива в целом.

Корпоративный психолог — это коуч?

Коммерческие компании ориентированы, в первую очередь, на получение денежных средств от проектов, ведь прибыль — это условия существования — как воздух в легких компании. И может показаться, что штатный психолог становится некоторым коучем, который дает рабочие инструменты и мотивацию для достижение новых результатов. По словам Алены Накаряковой, специалист, который позиционирует себя как организационный психолог, как раз-таки разбирается в том, какое место занимает человек в бизнес-процессах. Поэтому корпоративного психолога отчасти можно назвать коучем.

«Коуч не затрагивает какие-то травмы из прошлого и настоящего. Он может быть неким слушателем для того, чтобы с ним поделись, но он не может быть терапевтом, который помогает эту ситуацию разрешить. Но чтобы собрать ресурсы и двигаться дальше у него очень много инструментов. Психолог и коуч могут быть в одном специалисте, просто он будет переключаться между набором определенных инструментов», — подтвердила Ирина Серховец.

Как определить, насколько хорош психолог?

Многие «специалисты», которые прошли экспресс-курсы или получили минимальные знания по психологии, считают допустимым работать в качестве штатного психолога. Но как и в любой профессии здесь важно высшее образование. Конечно, только лишь знание теории не делают психолога эффективным специалистом – необходимо нарабатывать часы практики. «Хороший психолог — это не только те знания, которыми он обладает, это еще и определенный склад личности: эмпатия, человечность, гуманизм. Когда эти составляющие соединяются, тогда психолог становится профессионалом своего дела», — отметила Алена Накарякова.

Найти специалиста в этом вопросе также непросто, но это влияние общей тенденции рынка, переполненного соискателями, среди которых не так уж много бриллиантов. Вместе с этим «для него сложно придумать реальные кейсы, чтобы проверить его компетентность. Подход в выборе штатного психолога должен быть очень вдумчивым, взвешенным — потребуется более детальное изучение. Зрелость и осознанность могут помочь HR-специалисту в этом», — уверена Ирина Серховец.

Трудности в определении эффективности корпоративного психолога могут возникать и когда он уже работает в компании. «Проверить, что действительно является результатом работы такого специалиста сложно. Нужно брать этот показатель в долгосрочной перспективе, чтобы посмотреть динамику: в начале, в середине и в конце года. И все — никак иначе. В моменте может быть непонятно», — дополняет Алена Накарякова.

Место штатного психолога в компании

Наличие корпоративного психолога в компаниях постепенно становится нормой, поэтому для него заранее выделяется свое место. Это может быть отдельный кабинет, где посторонние не будут вмешиваться в процесс беседы, ведь в момент доверительного диалога специалист открывается штатному психологу, а значит чувствует себя уязвимым. «Помещение должно быть комфортным. Замечательно, если это будет комната релаксации с приятной музыкой, где можно сесть на удобное кресло или диванчик. Есть нормативы, которые уже научно выработаны и исследованы. Самое базовое из них это — спокойные тона (зеленый, бежевый, коричневый) и приятный приглушенный свет. Возможно мультимедийное оснащение — какие-либо проекторы с переливающимися цветами. Это будет полезно чисто для визуальной 15-минутной релаксации, которая разгрузит мозг тех сотрудников, чей труд преимущественно интеллектуальный», — отметила Алена Накарякова.

Если компания не имеет специального кабинета для работы корпоративного психолога, но хочет сделать частью корпоративной культуры такого специалиста, то может подойти переговорная комната. Но в этом случае работа будет менее продуктивной, потому что это общее пространство, куда могут заглянуть другие коллеги. Особенно, если у переговорки стеклянные перегородки.

Это такой новый тренд – разглядеть ценности в людях

Влияние на прибыль компании

Как уже упоминалось ранее штатный психолог помогает избежать утечки кадров. Но это не единственное важное влияние на функционирование компании. Работа штатного психолога помогает раскрыть личностный потенциал, ведь любой сотрудник — это уникальный набор ценных качеств. «Каждое качество — это инструмент, которым нужно овладеть», — уверена Алена Накарякова.

Стоит учитывать, с чем именно работает психолог: он помогает специалисту в решение профессиональных или все-таки личностных вопросах? Если брать первый случай, то ценность и эффективность такой работы с руководителем отдела или топ-менеджером для компании выше, так как ведущие единицы организации приносят больше выгоды. Однако есть нюанс. По словам Ирины Серховец, руководители, имеющие управленческие навыки, привыкли рассчитывать на себя. Но им необходимо осознать: сессии с корпоративным психологом — это нормально. Такой опыт поможет им вырасти профессионально и быть еще более полезными для компании. Если мы говорим о работе штатного психолога над проработкой внутренних блоков любого специалиста, то это влияет на настроение коллектива в целом. «Каждый человек имеет свои боли, потребности. Всем одинаково нужна поддержка, забота, понимание и принятие. И не важно какой ранг: будь это директор компании или кладовщик», — поделилась Алена Накарякова. — «Наличие корпоративного психолога позволяет организации сказать: “Мы заботимся о своих подчиненных, нам не все равно”. Это как программа ДМС, только она заботиться о нашем физиологическом здоровье, а психолог – о нашем эмоциональном».

Не всегда людьми движут деньги – они могут работать по другим ценностям и приоритетам

Таким образом, компания организует систему, в которой обычный сотрудник может почувствовать свою ценность, а руководители смогут выдерживать свой груз ответственности. Корпоративный психолог помогает выявить мотивации для работы: признание (я есть, я существую, я делаю что-то важное), желание быть частью коллектива или какой-то общности, стремление принести пользу обществу в целом. И когда философия компании отвечает мотивационным потребностям сотрудника – тогда и рабочий процесс может выстроить наиболее эффективно для каждой из сторон.

Будущее штатных психологов

Роботы постепенно заменят людей в некоторых профессиях, но коснется ли эта тенденция штатного психолога? По мнению Алексея Михайловцева, такая вероятность есть, если вопрос человека стандартный: «Но если дело касается тонкой работы или сложной ситуации, то в этом случае нужен психолог в роли живого человека. В это профессии включаются не только применение каких-то научных средства, но и лично-эмоциональная коммуникация. Психолог должен располагать к себе, вызывать доверие. Робот же вряд ли способен на такое».

«Машины на данном этапе не способны заменить эмпатию, теплоту человеческого общения. Даже если они будут выдавать какие-то решения в стандартных ситуациях – это будет только информационная поддержка», – уверена Алена Накарякова. Эту точку зрения поддерживает и Ирина Серховец: «Мы можем иногда только на уровне чувств различить правду и ложь. У всех людей так или иначе развит канал, который считывает энергетику людей. И в этот момент мы можем понять, что что-то не то – почему-то не верю. Я давно живут с мыслью, что все люди – носители определенной энергией. И как бы мы не думали, мы постоянно обмениваемся энергией. С кем-то нам тепло, уютно, а кого-то мы не замечаем».

Гибкость современных компаний проявляется в умении адаптироваться под изменяющиеся условия, но за масштабными проектами всегда стоят специалисты. Настроить их слаженную работу и выстроить HR-бренд помогает корпоративный психолог. Поэтому имеет смысл найти место в офисе и для настройки души ваших сотрудников!

22
2 комментария

мне бы сейчас не помешал психолог

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить