{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Сколько стоит ваша интеллектуальная собственность?

Авторская колонка генерального директора "Института финансового развития бизнеса" Ильдара Шайхутдинова

Ильдар Шайхутдинов

Как определяется цена объекта интеллектуальной собственности и что можно назвать справедливой оценкой? В экономической теории есть весьма определенные ответы. Сводятся они все приблизительно к тому, что цена – это то, за сколько покупатель готов что-либо приобрести, а продавец согласен передать товар или оказать услугу. Первичная инициатива в определении цены, впрочем, исходит от продавца: он ее назначает и может корректировать, если спрос достаточно эластичен. От этого же понятия исходят при определении ущерба в случае неправомерных действий.

Закон одинаково защищает собственность как материальную, так и интеллектуальную. Однако, отношение к краже той или иной формы собственности в российском обществе на настоящий момент не идентично с точки зрения морали. Чего таить греха, бесплатный просмотр фильма в Интернете или пиратская версия программного обеспечения на компьютере не отождествляется в умах многих с физической кражей вещи или денег. Между тем, именно интеллектуальная собственность в современном мире имеет больший удельный вес. Достаточно посмотреть на крупнейшие корпорации, а также лидеров списка Форбс – сфера их деятельности непременно будет связана с оборотом нематериальных активов. И ситуация когда, например, компания-разработчик программного обеспечения для смартфонов имеет капитализацию больше, чем у нефтедобывающей корпорации, уже давно не выглядит абсурдной.

Создать ценность

Таким образом, для интенсивного, а не экстенсивного развития бизнеса очень важны адекватная оценка и защита интеллектуальной собственности, которая представляет собой не только ноу-хау, полезные модели или изобретения, но и, к примеру, клиентскую базу, результаты анализа рынка, маркетинговую стратегию, а также логистическую концепцию в производстве и реализации продукции. Для того, чтобы увереннее чувствовать себя на рынке, эту собственность лучше всего упредительно оценить, оформить и поставить на баланс предприятия. Иными словами – коммерциализировать, полновесно включить в хозяйственную деятельность организации или предпринимателя. Согласитесь, это звучит и выглядит более чем логично, ведь все мы помним, что деятельность бизнес-единицы направлена на получение и извлечение прибыли.

Интеллектуальная собственность, должным образом оформленная и оцененная в весьма конкретную сумму денежных средств, не только защищает правообладателя, но и дает определенный превентивный сигнал вовне.

Более того, ситуация, когда интеллектуальная собственность имеет оценку в денежном эквиваленте, опосредованно влияет и на формирование к ней должного отношения в обществе.

Во многом проблемы в части оборота объектов нематериальной собственности связаны с тем, что лица, решающиеся на нарушения исключительных прав, не всегда представляют потенциальный размер иска.

Рассмотрим конкретный пример.

Тысячи или миллионы?

В ходе проверки в офисе фирмы «А» по заявлению о возможном неправомерном использовании в своей хозяйственной деятельности программного обеспечения, сотрудниками правоохранительных органов были изъяты системные блоки компьютеров. В рамках возбужденного административного дела было получено заключение экспертизы о том, что на жестких дисках установлены нелицензионные программные продукты в количестве 38 единиц.

За подобное нарушение на руководителя фирмы «А» был наложен штраф в размере 10 тысяч рублей. Кроме того, организации была направлена претензия от правообладателя несанкционированно использованного ПО, фирмы «Б», с требованием выплаты компенсации в размере 19,5 миллионов рублей. Сумма, согласитесь, принципиально отличается от штрафа.

В ходе последовавшего судебного разбирательства фирма «А» оспаривала два ключевых момента: факт принадлежности исключительного права и размер нанесенного ущерба. Аргументы, на первый взгляд, весьма весомые: фирма «Б» была организована позднее, чем фирма «А» стала использовать программное обеспечение, являвшееся предметом спора, а стоимость отсутствовавшей у ответчика лицензии на использование ПО составляла всего около тысячи рублей. Таким образом, даже если иск и следовало удовлетворить, размер взыскиваемой компенсации подлежал бы существенному сокращению с 19,5 миллионов до 38 тысяч рублей.

Инвентаризируй это

Однако все эти возражения были отклонены судом по простому, но вескому основанию. Программное обеспечение являлось инвентаризированным объектом собственности фирмы «Б», коммерческой ценностью.

Это значит, что:

1) программный комплекс был зарегистрирован в Реестре программ для ЭВМ, что подтверждалось свидетельством об официальной регистрации;

2) были полностью оформлены отношения с автором, ему было выплачено вознаграждение и должным образом оформлен договор об отчуждении исключительного права на программы для ЭВМ в пользу фирмы «Б»;

3) были посчитаны и подтверждены затраты на разработку (в случае использования затратного метода расчета стоимости) или оценен размер потенциального дохода от использования интеллектуальной стоимости (в случае использования доходного метода), а значит объект имел конкретную стоимость, в том числе, для целей судопроизводства.

Таким образом, ПО являлось оформленным активом с документально подтвержденным происхождением и стоимостью и числилось на балансе предприятия. Тот же факт, что в определенное время и на определенный срок, с определенными условиями (например, в целях популяризации своего продукта) компания передавала лицензии на использование своей интеллектуальной собственности по цене существенно меньшей, чем балансовая стоимость, является законной возможностью правообладателя и ни в коей мере не умаляет истинной ценности актива.

Стоит помнить, что согласно нормам гражданского законодательства Российской Федерации, правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности, при этом отсутствие запрета не считается согласием. Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без прямого согласия правообладателя.

Имущество = ответственность

Описанная ситуация является наиболее корректным и цивилизованным путем для оформления и защиты прав на интеллектуальную собственность, позволяющем, в том числе, в рамках судебных разбирательств не вести споры о размере ущерба, ссылаясь, например, на расчет упущенной выгоды, а четко, ясно и императивно размер этот обосновать.

Конечно, было бы неверно утверждать, что инвентаризация и коммерциализация являются исчерпывающими гарантами защиты ваших интеллектуальных прав. Для совокупной защиты необходим постоянный мониторинг информационной среды, который дает основания для выявления нарушения.

Об авторе: Ильдар Шайхутдинов - генеральный директор "Института финансового развития бизнеса", член рабочей группы Комитета по интеллектуальной собственности Совета Федерации РФ, член Генерального совета общероссийской общественной организации "Деловая Россия".

0
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Влад Иванов

А МОЖНО ЛИ ВЗЫСКИВАТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА С ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТО ЕСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ оДНО ДЕЛО КОГДА ЭТИ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПИСЫВАЮТ И ПРОДАЮТ ДРУГОЕ ДЕЛО КОГДА ПРОСТО ИСПОЛЬЗУЮТ ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда