Олег Павлов
4 847
Блоги

«Больше путешествуйте и больше занимайтесь сексом. Только так можно стать хорошим дизайнером»

Интервью с владельцем онлайн-школы веб-дизайна WWWEB Данилом Фимушкиным. Об Артемии Лебедеве, путешествиях, организации офлайнов для дизайнеров по всему миру, фестивале Burning man и инфоцыганах.

Поделиться

В избранное

В избранном

Данил Фимушкин, 29 лет. Владелец онлайн-школы WWWEB

Слушай, сразу спрошу, поскольку не большой знаток этимологии имен. Данила, Даниил и Данил — это ведь всё разные истории? Или Даня — так можно к тебе обращаться? Потому как для меня Даня — это Данила, ещё со времен фильма Балабанова «Брат».

Ну да, у меня имя Данил с одной «и», без «а» на конце. Но мне нравится, когда меня Даней называют.

Отлично, а то после фразы «Данил, расскажи» непроизвольно хочется «те» добавить. Очень официально получается. Даня, как тебя правильнее представить читателям? Ты больше кто сейчас — веб-дизайнер, ментор, ивент-менеджер, арт-директор?

Владелец школы веб-дизайнеров.

Сколько человек у вас в штате? Есть офис, или это удаленка?

Я изначально строил бизнес таким образом, чтобы мог спокойно перемещаться по миру, потому что занимаюсь кайтсерфингом. Это такой вид спорта, когда тебе нужны серфовая доска, океан, ветер, волны. Таких мест не очень много на самом-то деле, приходится постоянно куда-то летать, ездить. Из-за этого, собственно, и собирал команду полностью удаленно через интернет.

Сейчас в команде 6 человек: это мой ассистент, который помогает всякую текучку делать, берет на себя поддержку клиентов и так далее, и наставники курсов. Они дают обратную связь студентам. При обучении веб-дизайнеров важно, чтобы их работу смотрели, комментировали. Только так можно получить взрывной рост. Вначале я всё это делал сам, сейчас это делают тьюторы, как я их называю. Тренеры, которые «допинывают» людей до результата.

Люди в такой команде часто сменяются?

Ну, школа у меня где-то четыре года. Сложно говорить о каких-то выводах, но вот с ассистентом мы работаем уже больше года, с одним из тьюторов работали, наверное, года два. Недавно она уже просто переросла, ей стало не интересно, сейчас своими проектами занимается. Ещё такой момент: многие тьюторы работают офлайн в студиях в своих городах и при этом совмещают с ведением курсов.

После основной работы проверяют домашку студентов. Это очень круто, потому что они в индустрии, понимают потребности рынка и сразу же учат этому студентов. Ну и при этом зарабатывают больше. Было такое, что девочка работала пятидневку в студии и получала за восьмичасовой рабочий день X рублей, а у меня — где-то в полтора раза больше. Делала всё в свободное время и тратила не более 3-4 часов.

Действительно круто. Давай немного о твоей книге. Пробежал глазами и выписал цитату. Я её прямо в заголовок, наверное, помещу.

Ну-ка (смеется).

Больше путешествуйте и больше занимайтесь сексом. Только так можно стать хорошим дизайнером.

Ха-ха, да ты и правда читал! В самом конце написал её, а ты дочитал, молодец!

Судя по твоему образу жизни, цитата не оторвана от автора и ты сам разделяешь такую жизненную парадигму. Тогда вопрос будет такой: когда ты для себя понял, что это твоя тема — подолгу не сидеть на месте, — сегодня здесь, а завтра там?

Ммм, когда понял… Да черт знает, когда понял. Кажется, до сих пор это ещё понимаю.

Извини, перебью немного и поясню вопрос. Думаю, 99% людей с готовностью скажут, что это их голубая мечта — путешествия и фриланс или ещё какая-то удаленка...

Ага.

...но когда доходит до дела, — допустим, призрачно появилась такая возможность, то определенный процент людей отваливается. Ведь одно дело говорить, совсем другое — для себя этот стиль жизни принять в реале.

Соглашусь. Я учился в университете, когда поехал за границу впервые. Тут стоит сказать, что у нас в семье никогда особо денег не водилось. Прекрасно помню конец 90-х, когда временами и покушать особо нечего было. Однако первое мое путешествие было фактически за счет родителей, за что им огромное спасибо. Какие-то крохи добавил сам. В то время я уже начинал фрилансить — баннеры рисовал, ещё что-то.

Это тебе сколько лет было на тот момент? Куда поехал?

Ммм… (усиленно вспоминает). Не помню, если честно. Ну... это университет. Второй курс, может быть. Где-то так. Я тогда просто охренел от того, как круто за границей. Потому что никогда раньше не был, а тут бац — абсолютно иная реальность, о которой до этого ничего не знал.

Люди какие-то другие, постоянно что-то интересное вокруг происходит. В тот момент мировоззрение немного расширилось. Почувствовал, что это дает много энергии и дополнительное развитие, что-то в этом духе.

Был в Австрии и Чехии. Вот с тех пор, пожалуй, захотелось начать путешествовать. Так и не отпускает (улыбается).

Про мировоззрение — в точку. Убежден, если долго находиться на одном и том же месте, некая зашоренность сознания с высокой долей вероятности придет.

Ну да, есть такое. Мне нужно всегда чувствовать себя в тонусе. В том плане, знаешь, чтобы замутить что-то новое. И важно, чтобы было много энергии внутри меня для того, чтобы реализовать это новое. Когда останавливаюсь на одном месте больше месяца или, максимум, двух, то затягивает рутиной сразу. Ничего не хочется, происходит какой-то застой.

В итоге сколько времени в году находишься в РФ?

По-разному всегда. Дай подумать... Ну, наверное, месяца 3-4 провожу в России, всё остальное — нет.

Слушай... ни хрена себе, как звучит! Никогда не задумывался об этом (смеется).

Ты сказал про энергию, чтобы замутить. С этим понятно, а как доводишь идею до реализации? У многих бывает, что они загораются чем-то, но дальше ничего. Есть рецепт?

В целом, я отношусь к этим людям, которых ты описал (улыбается). Думаю, большинство людей устроены таким образом, и очень повезло тем, кто методично чего-то там достигает. Я стараюсь создать для себя условия, в которых невозможно будет не сделать, и как можно быстрее принимаю решения.

Приведу хороший пример. Две недели назад я проводил мероприятие «Инфомай» в Питере. Участие было для всех бесплатным. Суть: я просто собрал единомышленников — тех, у кого тоже есть свои онлайн-школы, и мы на несколько дней сняли квартиру с видом на реку. Был некий мастермайнд, мы делились опытом. Круто прокачали друг друга, я считаю.

Делимся опытом

Теперь, собственно, к самому примеру: один из участников посоветовал мне пройти тренинг. Дело было в пятницу. Я загуглил информацию о том, что ближайший стартует в субботу. Тут же вписался и оплатил, а уже на следующий день учился чему-то новому. Если бы я дал себе небольшую отсрочку и подумал пойти туда с другим потоком, мне кажется, я бы не пошел. Здесь же я, получается, проголосовал своими деньгами за идею о том, что это нужно и нужно прямо сейчас, о чем потом нисколько не пожалел. Чувствую, что это было очень в тему.

Голосовать за свою идею рублем — это неплохо, спасибо за мысль. Едем дальше. Даня, в начале разговора уже упомянули твою книгу. Что сподвигло к написанию? Расскажи об этом немного.

Напиши, что я всегда хотел стать писателем (смеется). Книжка, на самом деле, людям нравится. Во всяком случае, те, кто прочитали, находят её полезной. Она и печатная продавалась, сейчас онлайн раздаю бесплатно. При этом прошло уже два или три года, многие вещи мной переосмыслены.

Это ведь, по сути, методичка для тех, кто с нуля хочет прийти в дизайн?

Да, можно сказать и так. Создавалась она очень просто. Я записываю много видеоконтента — для своего YouTube-канала, для тренингов и так далее. Руками фрилансеров всё это транскрибировали в текст, убрали междометия и все мои «черт возьми», сделали художественную правку и добавили картинки из моих презентаций. Получилось такое пособие для новичков, где я рассказываю какие-то контентные блоки на основе своих знаний. Конечно, кто-то в комментариях может раскритиковать, мол как же так, ты не сидел вечерами и не писал текст, покуривая сигару. Зато это чистая правда.

Ещё пара небольших вопросов по книге. У тебя там был интересный пример с двумя тарелками. На первой — отрисовка макета, верстка и контент в соотношении 1:1, на второй — контенту отводилось где-то 85%. Это символизировало работу над сайтом раньше и скоро. Это «скоро» наступило?

Ну, кстати, сбылось (улыбается). Только чуть-чуть дополню. Я говорил, что так это будет устроено в ближайшем будущем применительно к рынку сайтов примерно до 100 тысяч рублей. Да, черт возьми, это наступило. Благодаря таким сервисам как Tilda, Wix, Readymag и миллионам других штук, сейчас основной упор идет в сторону контента и смыслов, а техническая реализация, по сути, второстепенна.

Даже то, что во «ВКонтакте» ввели сейчас редактор статей, — чем это не конструктор сайтов? Напиши нужные тексты, поставь нужные картинки, и людям будет это удобнее, чем какой-то сайт standalone. При условии, что твоя аудитория живет во «ВКонтакте». Разумеется, остались ещё веб-студии. Потому что все сервисы, которые дороже условных 100 тысяч, хоть ты тресни, но на Тильде не сделаешь. Для малого бизнеса же сейчас именно так всё и устроено.

Я выписал себе авторов, которых ты в книге рекомендовал к прочтению. На первом месте был Виктор Папанек, «Дизайн для реального мира». Среди прочего он пишет: «Дизайнер либо зарабатывает деньги, либо меняет мир». Всё так и есть?

Он также пишет про такое правило, когда ты 10-20% своего времени выделяешь на какие-то некоммерческие проекты, которые помогают сделать что-то полезное для людей. Вообще вопрос интересный, но ты же про веб-дизайн, наверное?

Давай про веб-дизайн.

Веб-дизайн — это достаточно прикладная профессия. Кроме того, дизайнер ведь всегда вправе отказать каким-то клиентам, если не нравится тема или ещё что-то. Даже если ты наемный сотрудник в компании, ты в рамках своей компетенции и зоны, на которую ты можешь повлиять, будешь стараться что-то улучшить.

Ещё замечу, что никто не запрещает ни дизайнерам ни вообще любым людям в мире брать какие-то проекты или какие-то вещи, которые не нравятся, и просто их улучшать. Например, так делает Артемий Лебедев.

Помнишь, они пилили схему метро, когда об этом их никто не просил? Со временем всё пришло к тому, что они выиграли в конкурсе и запустили её в реальную жизнь. Мне кажется, такой подход нужно использовать всем, в том числе и дизайнерам.

Принято. А есть ещё такие примеры?

Илья Бирман, который сделал раскладку, позволяющую набирать разные типографские символы в удобном формате. Его тоже об этом никто не просил, но он взял и сделал. Поэтому моя рекомендация всем дизайнерам — делать какие-то проекты, которые будут чем-то полезны. Если этого хочется. Если не хочется, то можно просто зарабатывать деньги и не париться (смеется).

Слева направо: Артемий Лебедев, Данил Фимушкин и Илья Бирман

Как наемному дизайнеру бороться с профессиональным выгоранием?

Ну… я рекомендую учиться чему-то новому. Потому что веб-дизайн это такая сфера, которая граничит с миллиардом других. Из веб-дизайна можно перейти в моушн-дизайн, в UI/UX, можно начать рисовать мобильные приложения и так далее. Либо уйти в маркетинг и заниматься трафиком, конверсией. Приобретенный ранее навык будет полезен.

Расскажу одну историю. Два года назад у меня на курсе учился Илья Тимофеев. Он был полиграфистом, рисовал визитки, плакаты, ролапы и прочее. Занимался этим уже пять или шесть лет к тому моменту, и вот у него был тот самый этап, когда всё дико задолбало. Задолбали клиенты, которые просили поиграться со шрифтами и цветами.

Работодатель, у которого он тогда трудился, оплатил для него мой курс, чтобы он научился делать сайты и сделал сайт студии для их компании. Хотели сэкономить и обучить Илью (улыбается). Он научился. В итоге его жизнь круто изменилась, он отработал ещё месяца четыре вроде в этой компании, после чего ушел и устроился в московскую студию.

Последний раз, когда мы с ним встречались, он уже разрабатывал один из сайтов для Газпрома. Илья благодарил и говорил, что я вдохнул в его профессию новую жизнь. Потому что полиграфия — это статичные картинки, здесь же появились анимация, параллакс, какие-то новые средства выражения, о которых раньше из-за ограничения формата он не мог и мечтать.

Точно так же, как это произошло у Ильи, это может случиться у любого веб-дизайнера. Переключиться со статики на анимацию интерфейсов — с одной стороны, это очень близко, но при этом очень далеко.

Согласен, дорогу осилит идущий. Слушай, раз беседа зашла про студии, спрошу про «Логомашину». На vc.ru этих ребят можно увидеть часто. Знаю, ты лично и достаточно хорошо знаком с Ромой Горбачевым.

Да-да, хороший парень (улыбается). Я упоминал уже «Инфомай». Рома был приглашен и стал одним из гостей. А впервые мы с ним познакомились два года назад. Я тогда брал у него интервью, его можно найти на YouTube.

Как тебе то, чем ребята занимаются?

Круто! Мне очень нравится. Более того, я сам клиент «Логомашины». Мой брат — предприниматель, у него сеть велопрокатов в Москве. На день рождения я дарил ему фирменный стиль, сделанный у ребят как раз. Без каких-либо скидок, на общих основаниях для него купил.

Брат остался доволен?

Да. Как клиент, я очень переживал на самом деле, что там будет всего один вариант. Ребята могли, как говорится, не попасть, а деньги уже заплачены, да и день рождения только раз в году у брата (смеется). В итоге, в целом, попадание было на 100%, и сейчас они (речь про компанию брата — прим.) уже адаптируют этот вариант под себя. Велопрокат — сезонная тема, и они в прошлом году его не успели внедрить.

Отдельно про Рому, наверное, стоит ещё сказать. Рома красавчик. Он как предприниматель офигенный, как человек интересный. Удалось много пообщаться в неформальной обстановке на «Инфомае». Да, Рома не совсем инфобизнесмен, но сейчас они запускают курс по брендингу, потому такая встреча была ему очень в тему.

Давай тогда теперь про другие твои движухи, сначала в офлайне. «Ночь дизайна» — что это такое?

Ну, это такой проект, впервые я его проводил в Москве на дизайн-заводе «Флакон». Мы тогда собрались в коворкинге «Start Hub», где у нас было, если не путаю, 100 человек вживую. Все пришли со своими компами. Делали редизайн сайта «Start Hub». Это у нас была такая коллаборация, собственно, чтобы мы не платили за аренду (улыбается).

Мы им нарисовали 100 вариантов их дизайна, неплохо же. Параллельно с этим в онлайне с нами были ещё 300 или 500 человек, цифру точно не вспомню, и удаленный от нас офлайн в Иркутске, тоже в одном из местных коворкингов. Там было человек 30-40, наверное.

Получилась такая вот интересная штука: два города, плюс ещё солидный онлайн. Задача простая — одновременно много людей пробуют профессию, проверяют, подходит ли она им, и на практике сразу делают какие-то вещицы. Так быстрее приходит понимание, что вход в профессию дизайнера достаточно простой.

Видел на твоей стене во «ВКонтакте» заметку о том, как ты проводил одну из онлайн «Ночей», будучи в Майами. При этом у всех была реально ночь, а у тебя — утро или день.

Да-да, была такая тема. Это вторая по счету «Ночь дизайна». Если первую мы проводили офлайн, и вся прелесть заключалась именно в живом общении, то тут я находился в совершенно другом часовом поясе в Америке, но мы подумали, что почему бы и да (улыбается). Я задернул плотно шторы, чтобы у меня была тоже ночь, а на часах в это время было 11 утра или что-то около того.

Как тебе работается по ночам, кстати?

Если честно, я не очень люблю. Люблю спать ночью. Но знаю, что у большинства есть такая тяга что-то поделать именно ночью. У меня же обратное тянется ещё с универа: пока все учили билеты перед экзаменом, я спал. Я реально продуктивен в первой половине дня. Бывало такое, что на часах нет ещё полудня, а я уже сделал всё что хотел сделать за день. Лично меня вдохновляет такое.

Есть у меня наблюдение. Творческие люди или те, у кого свой бизнес, обычно либо нереальные жаворонки, которым подъем в 5 утра не чужд, либо наоборот — такие совы, каких поискать. С чем связано, как думаешь? Желание свою активность распределить на такое время, когда вокруг меньше информационного шума?

Слышал про теорию, согласно которой ранним утром хорошо работается, потому что энергетическое поле Земли не переполнено информацией (смеется). Я в эзотерику слабо верю. Как мне кажется, это связано с особенностями человека. Лебедев вон очень поздно ложится и встает тоже поздно. Каждому свое. Сам я просыпаюсь где-то в 10. Конечно, очень сложно бывает с дальними перелетами. У меня такой организм, что долго привыкает к изменениям.

Снова ты про Лебедева. У меня про него целый блок вопросов. Расскажи тогда читателям, с чего всё началось. Ты проходил стажировку в студии, насколько я понимаю?

Да, я проходил стажировку. Там очень забавно получилось. Ребята регулярно на своем сайте публикуют новости о том, что начался набор стажеров на такой-то поток. Дается задание, если ты его выполняешь — тебя зовут. Если нет — не зовут. Я всё выполнил, отправил, а когда время подошло, меня чего-то никто не позвал (смеется). Звоню в студию и говорю:

— Привет, я такой-то, вам писал, а про меня либо забыли, либо я сделал плохо.

Они у себя посмотрели и отвечают:

— А, да, нашли действительно, ну приходи в такой-то поток.

Я учился в универе тогда, жил в общаге, открыл форточку и туда: «Ааа, ура!», — ну потому что для меня это была прямо мечта, знаешь. Окунуться в эту атмосферу и хоть как-то приобщиться к такой компании.

Стажировка месяц проходит?

Да, стажировка проходила месяц, и в это время у нас как раз была производственная практика в университете. Кто-то проходил на кафедрах, а я вот — в студии Артемия Лебедева. Это был кайф, конечно.

Что для себя вынес за это время? Какой-то прорыв сознания случился?

Мне тогда впервые отчетливо показалось, что всё возможно. Когда я жил в Майкопе и каждый день заходил смотреть бизнес-линч, для меня это было что-то такое виртуальное и далекое. А тут я понял, что это такие же живые люди. Увидел своими глазами, как делаются большие нескучные проекты. Конечно, там свой интересный подход ко всем процессам.

Но лично с Тёмой тебе тогда не удалось пересечься?

У них кафе есть, я как-то там сидел и обедал. А Лебедев мимо проходил. Я ему такой: «Ооо, здрасьте!». На что он баристе говорит:

— Практикант?

— Ну да.

Вот так мы и пообщались (смеется).

Расскажи про вашу совместную поездку в экспедицию. Это ведь спустя много лет было?

Да, это было прошлой весной. Опять же, всё на общих основаниях. Принял участие в конкурсе и в качестве оператора присоединился к команде на экспедиции. Понятное дело, что я ни хрена не оператор, но из-за того что я много путешествую, я начал вести видеоблог и что-то для него снимать на iPhone или GoPro, а потом монтировать.

У меня не так много просмотров было, но, по словам постоянных комментаторов, достаточно интересно получалось. Я подумал, почему бы не попробовать и не поучаствовать. Сделал небольшой ролик.

Кстати, тоже смешная история. На моем канале уже был минутный трейлер. А по условиям требовалось, чтобы обязательно присутствовала Toyota в ролике. Конкурс спонсорский. Я был тогда на Бали, проводил тренинг «Остров» для дизайнеров. Взял камеру, подбежал к таксисту и спрашиваю:

— Это у вас Toyota?

— Да, Toyota.

Я эти 5 секунд вмонтировал и отправил на конкурс. Потом во время голосования, конечно, очень помогли мои подписчики, спасибо им. Разослал призыв проголосовать по email-базам и в ВК. Так и так, мол, проголосуйте за меня, тогда у вас будет интересный контент про Лебедева.

Поскольку подавляющий процент аудитории моих подписчиков это дизайнеры и, в большинстве своем, они отлично знают, кто такой Артемий Лебедев, за меня проголосовали. При этом пришлось многим регистрироваться в ЖЖ, так как голосование было там.

Могу сказать, что Тёма всегда делает всё достаточно открыто, и потому если проголосовали, например, то вот — берешь и едешь. Всё просто.

Ты на Дне рождения студии был, судя по фото. Тёма пригласил?

Да, это было уже потом, осенью. Потусили супер, тусовка было просто огонь. Могу сказать, что я был на разных по всему миру — Burning man или Ultra Music, например, но тут было как-то душевно так. Конечно же, все дизайнеры или околодизайнерские ребята там собрались. Интересно было пообщаться с теми, кого видел только в интернете. А тут они с тобой пьют вино или что-то ещё (смеется).

Вот, кстати, давай немного про Burning man. Тема тоже огонь в прямом и переносном смысле!

Ну… я два раза был там. Помню, когда первый раз оттуда приехал, говорил всем своим друзьям, что это лучшее, что было в моей жизни. Сложно в двух словах объяснить. Это отдельный мир. Фестиваль на 70 тысяч человек, где люди платят по $500-1000 и больше, чтобы просто заехать на 8 дней в пустыню.

Нужно обладать достаточным уровнем сумасшедшести и не меньшим уровнем ответственности. Необходимо привезти с собой всю еду, воду, чтобы этого хватило, и, более того, не оставить после себя там никаких следов. Доходит до того, что ты не можешь просто вылить воду на землю — для этого строят специальные выпариватели. Если ты паркуешь машину, то обычно подстилаешь какую-то клеенку, чтобы масло не капало на песок, ну и так далее. Очень бережное отношение к природе.

Ключевая концепция — внутри всё бесплатное. Создается атмосфера всеобщего дарения. Тебе ничего не продают, а если чем-то угощают, не требуют ничего взамен, делают это от души. Первые два-три дня я бегал как угорелый, а на третий что-то щелкает внутри, и ты думаешь — харе потреблять.

Пытаешься приобщиться к этому всему, начинаешь вписываться волонтером или помогать кому-то, дарить что-то сам. Это во многом повлияло и на мое мировоззрение, потому что в мире, где живет капитализм, я начал проводить мероприятия, которые просто бесплатные, на которых я ничего не продаю.

Как опыт, это было интересно и необычно, и это сводило с ума людей. И меня.

Сколько городов ты посетил на сегодняшний день?

Стран уже три десятка набралось. Про города точно не скажу. Я одно время делал проект «100 городов». Фотографировался в одинаковой позе перевернутого жучка в разных местах и выкладывал в соцсети.

Да, хотел спросить тебя об этом как раз. Откуда это началось? Есть какой-то глубокий смысл? Может быть, это послание тем, кто сидит в офисе. Дескать, вы там как беспомощные жуки, а я здесь.

Ну, глубокого нет (смеется). Каждый видит что-то свое в штуке, которая не имеет смысла. Короче, изначально в одном из первых своих путешествий в Неаполе увидел китайцев, которые фотографировались постоянно в дурацких позах. Начал их пародировать, а закончилось всё тем, что я лег на спину и стал перебирать руками и ногами. В этот момент меня сфоткали. «Ух, какая дурацкая фотка, сделаю-ка я такую же в 100 городах», — подумал я.

Это закрытый кейс, или ты продолжаешь в каждом новом городе?

Не-не, всё, хватит (смеется). Я уже не могу, набило оскомину.

Отвечая на вопрос про экспедицию с Лебедевым, ты упомянул про тренинг «Остров». Звучит многообещающе, расскажи про него в двух словах.

Их было два. Первый мы проводили на острове Пханган, это Таиланд. Второй — на Бали. На острова по 10 участников где-то приезжало плюс-минус. Если говорить про формат, то мне нравится сама идея окружать себя таким комьюнити, которое состояло бы из людей, работающих удаленно через интернет. Чтобы они могли путешествовать, постоянно переезжать в другие страны и при этом кайтить, серфить.

Первый «Остров» — это были 10 человек, которые успешно отучились у меня на курсах, и им в качестве бонуса был, так скажем, этот подарок. То есть они оплатили перелеты и проживание, а всё остальное было бесплатно. Днем мы катались на слонах, ездили на байках и ели бананы, а вечером проводили воркшопы по дизайну и дизайн-мышлению.

Из офлайновых тем ещё могу рассказать про «Дизайн-круиз».

Давай.

На «Круизе» было где-то 20 человек. На круизном лайнере мы отправились по маршруту Питер — Хельсинки — Питер. Плавали 3 дня, проводили тренинги, позитивно общались и любовались отличными видами. Бесплатный мятный финский ликер все оценили по достоинству (улыбается).

«Строим сильный личный бренд в интернете», — это была большая основная тема выезда, на самом деле успели обсудить много чего ещё и тоже ооочень круто провели время.

А «Desing GYM» — это, получается, основной курс, который сейчас преподается онлайн в школе?

Всё верно. Это основной курс, ему уже 3 года. Здесь за месяц люди получают основные навыки, чтобы создавать сайты и зарабатывать на этом.

Сколько выпускников прошли курс в общей сложности?

Думаю, что эта цифра близится к 2 тысячам уже. Однажды перестал считать, но примерно так.

Структура курса, если кратко? Человек записался, оплатил, что с ним происходит дальше?

Он получает доступ в личный кабинет, в котором есть набор видеоуроков. Уроки достаточно короткие — по 10-20 минут, потому что в современном мире объективно тяжело смотреть видео хронометражем по полтора часа. Далее человек смотрит, что нужно сделать, выполняет задание и отправляет на проверку.

Работы студентов проверяются ежедневно. Тьютор смотрит и говорит, что нужно исправить, передвинуть, перекрасить и так далее. Может поставить незачет. Обычно в таком случае записывается полноценный видеоразбор с четкими указаниями, что студенту нужно переделать. Пока не получил зачет, к следующему заданию не переходишь.

Помимо этого, если что-то мешает двигаться дальше, случился некий затык, можно задать любой вопрос и в течение дня получить обратную связь.

Насколько разный у всех стартовый уровень?

Ко мне приходят разные люди. Есть те, кто начинает с полного нуля. Например, одна женщина, — ей было лет 35-37, наверное, — была парикмахером. До обучения не знала ни Photoshop ни, тем более, Sketch. К концу курса она получила первый реальный заказ и заработала что-то около 20-30 тысяч рублей. На эти деньги потом поехала по какому-то туру отдыхать, насколько знаю (улыбается).

Приходят полиграфисты, они уже чего-то умеют делать, у них есть вкус, но они не знают, как лучше применить свои знания в ключе веб-дизайна. У таких людей получается самый быстрый прогресс, их нужно только направить — показать и рассказать, как это работает в вебе.

Есть студенты, которые понимают, что в университете работают теоретики, которые пересказывают книжки. Потом, когда ты заканчиваешь универ, ты не знаешь, как устроена работа студий. Портфолио у тебя нет, и, в общем-то, с таким багажом никуда не берут. Остаешься у разбитого корыта.

За обучение многих студентов платят родители по 100 тысяч в год, вваливают за всё время по 500 тысяч, а на выходе ничего. У меня за 1-2 месяца человек получает гораздо больше и гораздо дешевле.

Примерно такие портреты.

Про студентов верно подмечено. Это извечное «Где взять опыт работы, если без него никуда не берут». Даня, буквально через неделю у тебя стартует какой-то новый проект, верно?

Да-да, назвал его «Учу учить». Уже с 28 мая и по 1 июня я буду каждый день проводить стримы, на которых расскажу, как устроена моя школа, и о том, как любой человек может создать свою школу. Это будет интересно для любых профессионалов, которые хорошо разбираются в какой-то своей теме и хотят начать обучать этому других людей в онлайне.

У меня в свое время было такое, что я уперся в стеклянный потолок. Я вроде упорно работал по 10 часов в день, но денег больше не становилось. Был вариант масштабироваться либо в сторону своей студии, либо в сторону своей школы. Я выбрал школу и нисколько не пожалел. Теперь буду рассказывать другим, как создать онлайн-школу и обучать людей тому, что у тебя получается, через интернет.

Не могу не спросить, что думаешь по поводу инфоцыганства. В комментариях обязательно об этом напишут. Как будешь парировать?

Когда я брал на работу маркетолога, он сказал, что поискал негативные отзывы обо мне в интернете и не нашел (смеется).

Правда, я тоже искал. Либо действительно люди довольны, либо это маркетинг уровня «0 Торшиных из 10».

Это всё не просто так. Мы ведь гарантируем результат людям. Если человек понимает, что ему не подходит что-то или не нравится, я индивидуально рассматриваю его случай, чтобы понять, почему это так. Возвращаем деньги, если не удалось найти решение. Не создаем конфликтов, понимая, что 1-2% возвратов это нормально. А позитивных отзывов реально много, потому что людям курс помогает. Пишут текстовые отзывы, записывают видео и так далее.

По поводу инфоцыган. Мне кажется, что есть так называемая старая школа инфобизнеса.

Если вспомнить, то 10 лет назад люди в интернете были готовы платить за что угодно. «Приходи на вебинар за 10 тысяч рублей, я тебе что-то там расскажу», — и люди платили деньги. Сейчас, слава богу, ситуация изменилась. Люди более избирательны.

Это в свою очередь хорошо сказывается как на владельцах школ — ученики более требовательны, и ты делаешь контент лучше, так и на самих учащихся — они получают знания, дающие результат. «Win — win», выигрывают все, а настоящим инфоцыганам всё сложнее становится зарабатывать (смеется).

Я сожалею, что я не инфоцыганин, потому что я был бы более богатый, наверное, и моя бизнес-модель была бы более эффективной. Я получал бы деньги и ни хрена не делал, лил бы воду (улыбается).

Тем, кто априори с большим скепсисом относится к онлайн-обучению, могу привести хороший пример из жизни. Я проводил как-то курс «Design GYM» в офлайне в Москве. Тоже на дизайн-заводе «Флакон» мы собирались. По своей тупости решил устроить баттл между онлайном и офлайном. Онлайн выиграл, и это было неожиданно для меня на тот момент.

А ведь если так подумать, то в Москве, чтобы просто доехать до места проведения, люди тратили час туда и час обратно. Те, кто учились онлайн, эти условные 2 часа в день инвестировали в выполнение заданий. Получилось, что в онлайне успевается больше. Несмотря на то, что у офлайна я стоял рядом за спиной. Это не самое важное было.

Всех, кто занимается обучением, можно назвать инфоцыганами. Начиная от Британской высшей школы дизайна и заканчивая Оксфордом (смеется). Потому пусть называется как угодно. Главное, как мне кажется, чтобы обучение приносило пользу людям.

Для меня инфоцыганами являются те, кто, грубо говоря, прочитав полторы книжки по маркетингу, учит маркетингу тех, кто не читал ни одной.

Да, соглашусь с тобой. Вообще скажу такую вещь: главный посыл — нужно как можно больше стараться отдавать людям. Платно или бесплатно, как угодно.

Даня, я смотрю, что пошел уже второй час интервью. Было безумно интересно, но пора закругляться. Напоследок скажи, какие планы на будущее?

Почти всё внимание и все мысли сейчас направлены на проект «Учу учить». Идеальное, кстати, инфоцыганское название (улыбается). Хочется сделать большое комьюнити владельцев онлайн-школ, потому что это интересно и, как показал «Инфомай», это очень сильное окружение и сильные люди. Ключевая идея и ценность в том, чтобы помочь всем, кто что-то умеет делать хорошо, распространить это на как можно большее количество людей.

В дальнейшем, конечно, очень интересно начать всё это делать на английском языке, чтобы увеличить масштабы. Потому что я был не так давно на конференции в Лиссабоне. Ехал с некой уверенностью в том, что вот приеду, а там всё совсем по-другому, иной уровень.

Могу сказать, что некоторые российские конференции, на которых я был, сильно круче чем то, что я там слышал и видел. И по контенту, и по подаче. Очень надеюсь, что рынок образования в нашей стране превратится из инфоцыганского во что-то очень стоящее, значимое, и к нему будут с уважением относиться во всем мире.

Желаю внести посильный вклад. Удачи, Даня! И большое спасибо, что уделил столько времени.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову #офлайн #дизайн #путешествия #интервью

{ "author_name": "Олег Павлов", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443","\u043e\u0444\u043b\u0430\u0439\u043d","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d","\u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0432\u044c\u044e"], "comments": 133, "likes": 29, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "38446", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]